Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадий

ВозрастСодержание рисунков
До 1,5 летСтадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге.
1,5 – 3,5 годаСтадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.
3,5 – 8 летСтадия схематичных изображений. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.
8 — 10 летСтадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.
После 10 летПравильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.

 

Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше четырех лет, так как у ребенка этого возраста еще недостаточно сформирована мелкая моторика, чтобы он мог выразить на бумаге то, что хочет.

Особое значение имеют особенности изображения человека:

ВозрастОсобенности изображения человека
До 3 лет«Головоноги» — круглое туловище, руки и ноги – палочки.
4 годаТуловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.
5 летПоявляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).
6 летПрорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея, пальцы рук.
7 летРисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.
8 летЛиния шеи, плеч и рук непрерывна.
9 летЧеловек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.
10-11 летСтремление создать объемное изображение.

Интерпретация рисунка семьи

Анализ структуры рисунка.

Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.

Анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди.

За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости;

в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке «я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе «я» большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.

 2. Расположение членов семьи.

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок — субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).

В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдалены, это указывает на чувство не включенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.

Расположение рисунка на листе бумаги

  • В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.
  • Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.
  • Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.
  • Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.
  • Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о «я-образе» ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

1) количество деталей тела (присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни);

2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека. Цвет, который преобладает на детских рисунках, может многое рассказать об авторе.

  • Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;
  • Серый – отстраненность, безразличие;
  • Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;
  • Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;
  • Синий – стремлению к покою, сознательность;
  • Голубой – дружелюбность, задумчивость;
  • Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;
  • Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;
  • Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;
  • Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;
  • Красный – агрессивность, активность, эгоизм.

Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. Это связано с:

а) эгоцентричностью ребенка;

б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом «конкурента».

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:

а) чувствуют свою незначительность, ненужность;

б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела.

Рисование отдельных частей тела

1.Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такое рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

2.Голова — центр локализации «я», интеллектуальной деятельности; лицо — важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках девочек этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часто у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины — треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

 Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

д) паузы;

е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Примеры анализа тестов

«Рисунок семьи»

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

 

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

 

Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»

Похожие сказки:

  • Привыкание ребенка к детскому садикуПривыкание ребенка к детскому садику Привыкание ребенка к детскому садику
    Детям любого возраста непросто начинать посещать сад
    Оптимальный возраст для начала детского садика – от 3 до 4 лет.
    Важно, чтобы начало садика […]
  • Развитие речи у детей 2-4 летРазвитие речи у детей 2-4 лет Развитие речи у детей 2-4 лет
    Развитие речи у детей 2-4 лет
    Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?
    Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в […]
  • Знания навыки умения информацияЗнания навыки умения информация Знания навыки умения информация

    Знания навыки умения информация
    Знания, умения, навыки

    Осознанность усилий как функция компетентности

    Навыки - как частично автоматизированные […]
  • Ссылки в Интернете: живопись; музыка; английский; электронная библиотека по воспитанию, обучению и развитию детейСсылки в Интернете: живопись; музыка; английский; электронная библиотека по воспитанию, обучению и развитию детей Ссылки в Интернете
    Видео
    Детские образовательные передачи
    проекты телеканала «Радость моя»  http://radostmoya.ru/project/
    Обучающие мультфильмы -  У тётушки […]
  • Кинезиологические сказкиКинезиологические сказки Кинезиологические сказки
    Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению […]
  • Развитие ребенка через рисованиеРазвитие ребенка через рисование Развитие ребенка через рисование
    Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка.
    Развитие ребенка через […]
  • Учим цвета и оттенки с ребенкомУчим цвета и оттенки с ребенком Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим различать цвета и оттенки
    Дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – […]
  • Секреты обучения родителейСекреты обучения родителей Секреты обучения родителей
    Стать ребенку другом
    Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.
    Индийская пословица.
    Хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в […]

Добавить комментарий