Диагностика творческих способностей дошкольников – Детские сказки читать на ночь Диагностика творческих способностей дошкольников – Детские сказки читать на ночь
Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Диагностика творческих способностей дошкольников


Диагностика творческих способностей дошкольников

Диагностика творческих способностей дошкольников

Диагностика творческих способностей дошкольников

Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика  Н.В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.

ПоказателиКачественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
Высокий уровень

3 балла
Средний уровень

2 балла
Низкий уровень

1 балл
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частейЧасти предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- — крупнее равных по размерам, но удалённых)Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространстваЧасти предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.
Разработанность содержания изображенияСтремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослогоИзображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла
Эмоциональность созданного образа, предмета, явленияЯркая эмоциональная выразительность.Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительностиИзображение лишено эмоциональной выразительности
Самостоятельность и оригинальность замыслаПроявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельноЗамысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталямиЗамысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планомСюжет соответствует предварительному рассказу о нёмНе полное соответствие изображения предварительному рассказу о нёмСущественные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём
Уровень развития воображенияСпособен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образаРисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

 

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 — 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 — 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений — видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица».
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

Похожие сказки:

  • Привыкание ребенка к детскому садикуПривыкание ребенка к детскому садику Привыкание ребенка к детскому садику
    Детям любого возраста непросто начинать посещать сад
    Оптимальный возраст для начала детского садика – от 3 до 4 лет.
    Важно, чтобы начало садика […]
  • Как научить ребенка определять время по часамКак научить ребенка определять время по часам Как научить ребенка определять время по часам

    Как научить ребенка определять время по часам
    Научить определять время

    Мышление маленьких детей – не такое как у взрослых. Малышам […]
  • Научить дошкольника ориентироваться в пространствеНаучить дошкольника ориентироваться в пространстве Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Умение ориентироваться в пространстве
    - одна из важнейших составляющих познания […]
  • Удивительные факты о детяхУдивительные факты о детях
    Удивительные факты о детях, которые обязаны знать родители
    Современные научные и медицинские исследования дают новые знания родителям, чтобы их дети лучше развивались и росли здоровыми. […]
  • Знания навыки умения информацияЗнания навыки умения информация Знания навыки умения информация

    Знания навыки умения информация
    Знания, умения, навыки

    Осознанность усилий как функция компетентности

    Навыки - как частично автоматизированные […]
  • Веселое путешествиеВеселое путешествие Веселое путешествие
    Пип и Летта собирались в гости. Лететь было очень далеко - на самый край галактики, и Пип очень волновался. Он очень давно не выбирался в те края, и поездка могла […]
  • Научиться считать в дошкольном возрастеНаучиться считать в дошкольном возрасте Научиться считать в дошкольном возрасте

    Научиться считать в дошкольном возрасте
    Основные задачи математического развития в дошкольном возрасте

    Знать, как выглядят цифры и называть […]
  • Мифы о воспитании и счастьеМифы о воспитании и счастье Мифы о воспитании и счастье
    Мифы о воспитании и счастье
    Мифы о воспитании, которые мешают ребенку быть счастливым
    Воспитывая ребенка, родители довольно часто полагаются на мнения, […]

Добавить комментарий