Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Формируем финансовую грамотность у детей разного возраста

Формируем финансовую грамотность у детей разного возрастаФормируем финансовую грамотность у детей разного возраста

Формируем финансовую грамотность у детей разного возраста

Когда дети могут принимать финансовые решения

  1. Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
  2. В 5 — 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
  3. С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
  4. В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой);
  5. От 14 – 18 дети могут активно участвовать в экономической жизни страны;
  6. Экономическая самостоятельность у детей наступает с 17 лет;
  7. Открыть своё дело можно с 18 лет.

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов.

Люди зарабатывают деньги своим трудом

Самой основой финансовой грамотности ребенка становится понимание, что человек получает деньги за свой труд и покупает на них нужные вещи и услуги. Это представление, которое можно и нужно донести уже дошкольнику. Ребенок должен понимать, что деньги появляются не «у папы из кармана», а выдаются папе в обмен за его работу.

Важно познакомить ребенка с профессиями родителей, в самом простом виде рассказать, почему вам платят деньги за этот труд. Разумеется, с некоторыми профессиями могут возникнуть сложности (например, программист или юрист), но следует помнить, что сейчас малышу не важны детали вашей работы, поэтому юрист может стать человеком, который помогает другим людям договариваться друг с другом и объясняет «правила игры», а программист учит компьютер решать нужные задачки.

Дети, которые начинают получать карманные деньги, становятся буквально одержимы своими сбережениями. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, а мама и папа занимаются домом не потому, что им за это платят, а потому, что они любят друг друга и решили жить вместе и заботиться друг о друге и о детях.

В этом свете очень спорным является решение выдавать ребенку «зарплату» за уборку по дому или помощь со стиркой, а перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.

В дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.

Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.

Представления о планировании бюджета

Уже в возрасте четырёх-пяти лет малыш вполне может познакомиться с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок. Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики. Малыш может начать составлять список желаемого, выбирая одну игрушку в течение определенного промежутка времени, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.

Включайте ребенка в беседы о семейном бюджете

Для малышей нет лучше учителя, чем опыт реальных жизненных ситуаций. Вы собрались в отпуск, планируете покупку машины, выбираете, что подарить родителям на Новый Год? Смело подключайте самых маленьких членов семьи!

Разумеется, трёхлетний ребенок не сможет по-настоящему помочь в решении «взрослых» проблем, но небольшие задания станут существенным вкладом в развитие навыков планирования и целеполагания, а также познавательных процессов ребенка.

Собираетесь завести питомца? Попросите малыша назвать необходимые вещи для его содержания: поводок, миска, корм, лежанка. Ребенок, знакомый со счётом, может попробовать посчитать ежемесячные расходы и вместе с родителями проверить цены на необходимые предметы в ближайшем зоомагазине.

Включение ребенка в процесс обсуждения текущих финансовых вопросов семьи помогает малышу почувствовать себя её частью и способствует сплочению детей и родителей.

Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребенком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу-хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу.

Заведите ребенку тетрадку желаний и вносите туда всё, что он так захотел в какой-то момент времени: пусть малыш нарисует желаемые игрушки и сам или с помощью взрослых подпишет их. Каждые две недели предлагайте ребенку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно. Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям.

Справедливости ради стоит отметить, что для того, чтобы этот метод не встречал сопротивления у ребенка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений: составляйте меню и список покупок дома и придерживайтесь его до конца шоппинга.

Выдавайте ребенку карманные деньги

Уже в дошкольном возрасте можно знакомить ребенка с карманными деньгами: пусть сперва это будет совсем небольшая сумма, ведь малыш может потерять их или потратить сразу в ближайшем ларьке. В этой ситуации невероятно ценным станут ненавязчивые советы родителей.

Представим, что вы даёте ребенку 100 рублей в неделю, а он очень любит игрушечных лошадок. Покажите, что одна фигурка лошадки стоит 100 рублей, лошадка с седлом и наездником 300 рублей, а целый набор «Конюшня» 700 рублей. Спросите, хочет ли малыш накопить на большой набор. Если хочет, покажите, что у него есть выбор: одна лошадка сейчас, лошадка со всадником через 2 недели или целый набор через месяц. Если в итоге ребенок принимает решение копить, следует максимально визуализировать процесс. Посчитайте, за сколько шагов малыш сможет накопить нужную сумму, если будет откладывать все деньги или только часть. Нарисуйте путь накоплений и промежуточные отметки, например, 200 и 700 рублей. Позвольте ребенку закрашивать клеточки каждый раз, когда он добавляет деньги в прозрачную банку-копилку, или используйте небольшие файлики для хранения купюр.

Со временем давайте ребенку всё больше и больше самостоятельности в распоряжении карманными деньгами и не используйте их в качестве рычага давления. Если вы хотите лишать малыша карманных денег за провинности, то условия должны быть оговорены ещё до проступка. Карманные деньги – это замечательный способ привить детям ответственность и научить их распределять финансы в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Игры с монетами

Предварительно вымытые монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.

Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребенок: размер, цвет, элементы дизайна.

Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.

Более старшим детям можно предложить рассортировать монеты из разных стран, сходить в музей и посмотреть коллекции денег разных эпох и государств.

Для развития внимания и мышления ребенка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.

Игра в магазин

Уже с полутора-двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребенок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары. Сюжетно-ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин.

Провести беседы на темы

  1. История возникновения денег.
  2. Деньги России, СССР
  3. Валюта других государств.
  1. Где можно хранить свои деньги (от сундука до банка).

Формируем финансовую грамотность у детей разного возраста

 

  1. Семейный бюджет (таблица или карточки доходов и расходов семьи).
  2. Дидактические игры по теме, например, «Что можно и нельзя купить»
  3. Пословицы о труде
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Дерево сильно корнями, а человек трудами.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Кто не работает тот не ест.
  • Делу время потехе час.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.
  • Дело мастера боится.
  • Зря деньгу даёт.
  • Кто рано встаёт у того копейка растёт.
  1. Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». В сказке «Лисичка со скалочкой» хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов, выгодных для неё.
  2. Загадки на экономическую тему
  • Коль трудился целый год
    Будет кругленький … (доход)
  • Люди ходят на базар.
    Там дешевле весь …(товар)
  • И врачу и акробату
    Выдают за труд … (зарплату)
  • Очень вкусная витрина
    У овощного … (магазина)
  • Он финансовый факир,
    В банк к себе вас ждёт … (Банкир.)
  • Будут целыми, как в танке,
    Сбереженья ваши в … (банке)
  • Дела у нас пойдут на лад:
    Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
  • Приносить доходы стал
    В банке папин … (капитал)
  • Сколько купили вы колбасы,
    Стрелкой покажут вам точно … (весы)
  • Мебель, хлеб и огурцы
    Продают нам … (продавцы.)
  • За сметану, хлеб и сыр
    В кассе чек пробьёт … (кассир.)
  • Из какого аппарата
    Выдаётся нам зарплата? (банкомат.)
  1. Подборка пословиц о труде
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Дерево сильно корнями, а человек трудами.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Кто не работает тот не ест.
  • Делу время потехе час.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.
  • Дело мастера боится.
  • Зря деньгу даёт.
  • Кто рано встаёт у того копейка растёт.

Советы управления деньгами для ребенка

Формируем финансовую грамотность у детей разного возраста

 

  1. Главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость.
  2. Всё время покупать – это неправильно.
  3. Бережливый подход к бюджету: у  семьи есть другие цели.
  4. Денежные средства зарабатываются трудом. Но труд бывает разный.
  5. Деньги – инструмент нашей жизни.
  6. Потребности детей должны быть разумными.

Похожие сказки:

  • Научиться считать в дошкольном возрастеНаучиться считать в дошкольном возрасте Научиться считать в дошкольном возрасте

    Научиться считать в дошкольном возрасте
    Основные задачи математического развития в дошкольном возрасте

    Знать, как выглядят цифры и называть […]
  • Подготовка руки к письмуПодготовка руки к письму Подготовка руки к письму
    Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Иначе в школе у ребенка может быть неуверенный или неаккуратный почерк. Подобных […]
  • Культура питания детейКультура питания детей Культура питания детей
    В современном мире еда – это не только способ удовлетворения базовых потребностей в питательных элементах, но и средство коммуникации. Семейные праздники не […]
  • Развитие ребенка через рисованиеРазвитие ребенка через рисование Развитие ребенка через рисование
    Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка.
    Развитие ребенка через […]
  • Научить школьников учитьсяНаучить школьников учиться Научить школьников учиться
     
    Научить школьников учиться
    Создавайте положительный настрой на учебу, но не обманывайте.
    Самое важное для детей в школе – это интересное […]
  • Мотивация у детей на обучение в школеМотивация у детей на обучение в школе Мотивация у детей на обучение в школе
    Мотивация у детей на обучение в школе
    Отношение к учебе в школе
    Мотивационная сфера любого человека имеет сложное иерархическое строение. В раннем […]
  • Развитие воображения дошкольников в игровой деятельностиРазвитие воображения дошкольников в игровой деятельности Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности
    Воображение – это чрезвычайно важный психический процесс, однако именно его развитию при подготовке к школе обычно уделяется […]
  • Какие игрушки нужны детямКакие игрушки нужны детям Какие игрушки нужны детям
    Современный рынок пестрит большим разнообразием детских игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не […]

Добавить комментарий