Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гендерные различия мальчиков и девочек при обучении и воспитании

Гендерные различия мальчиков и девочек при обучении и воспитанииГендерные различия мальчиков и девочек при обучении и воспитании

Развитие мальчиков и девочек

С раннего возраста мальчики и девочки отличаются. И не только на уровне физиологии.

 Интересные факты о гендерных различиях в развитии

  1. девочки и мальчики по-разному развиваются: девочки обычно раньше начинают говорить, они любят творчество и ролевые игры. А мальчики быстро овладевают видами спорта, любят активные игры, у них лучше развито логическое и пространственное мышление. А ещё мальчики обычно более эмоциональны, чем девочки. 
  2. девочки и мальчики по-разному чувствуют пространство. Мальчики раскидывают игрушки, бегают, прыгают, лазают на шкафы. Им нужно быть везде и сразу, они хотят завладеть всем пространством. А девочкам нравится устраивать свои уголки, где они могут расставлять кукол или строить свой фантазийный мир;
  3. Различие по чувствам и переживаниям. Пик “мужских” эмоций очень короткий по времени. Они быстро разгораются и быстро утихают. У женщин наоборот — им нужно больше времени, чтобы выйти в чувство и больше времени, чтобы успокоиться. При этом мальчики глубже переживают задевшее их событие, просто они быстро отходят.
  4. Различие по восприятию критики. Когда вы ругаете мальчика, он 1-2 минуты испытывает огромное количество негативных эмоций. Расстраивается, злится, пугается, а спустя пару минут он этими чувствами пресыщен, слуховой анализатор выключается, и дальше ребёнок уже не готов воспринимать ваши слова. Девочка же выслушает все нотации и всё время будет испытывать негативные эмоции, но примет их не так близко к сердцу. Поэтому утверждение, что мальчики не эмоциональны, неверно.
  5. девочки лучше распознают чувства других людей и проявляют эмпатию. Они тратят больше времени на переживания собственных эмоций, и поэтому эмоциональный “барометр” у них настроен лучше. Мальчикам надо помогать;
  6. мальчики ярче проживают негативные эмоции, поэтому их поступки более агрессивные. Им проще вспылить;
  7. девочкам важнее кто с ними играет, они ориентируются на участника игры, а мальчикам важнее сам процесс;
  8. почему мальчики ломают свои игрушки чаще, чем девочки? Девочки применяют все окружающие предметы по назначению, а мальчикам важно экспериментировать;
  9. девочки стараются понравиться, произвести лучшее впечатление о себе при посторонних, мальчики же наоборот хотят казаться хуже, чем они есть. Просто девочки немного раньше начинают понимать, какими их хотят видеть окружающие, а мальчики протестуют. Поэтому дисциплина у мальчиков хромает чаще, чем у девочек;
  10. девочки более работоспособные, а мальчикам нужно время, чтобы раскачаться. Девочкам хорошо даются шаблонные действия, а мальчикам везде нужно движение;
  11. для девочек важно кто и как их оценивает, мальчикам важнее, за что конкретно их оценивают.
  12. Индекс негативного отношения в среде учителей к мальчикам более чем в 2 раза выше, чем по отношению к девочкам.
  13. Среди учащихся в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям девочки (85%).
  14. Мальчики в целом получают более низкие оценки, чаще нарушают дисциплину, более неаккуратны и необязательны. 
  15. Девочки более прилежны, усидчивы, послушны, аккуратны.
  16. Девочки эмоционально реагируют на все оценки. Мальчики реагируют избирательно.
  17. Для мальчиков гораздо важнее, чем для девочек, момент поиска, требование что-то сообразить, придумать.

Но и девочка, и мальчик — это, в первую очередь, ребёнок. Нет таких методик, манер поведения, фраз, которые подходят для конкретного пола.

Рекомендации, как учитывать гендерные различия в воспитании

  1. Ругая ребёнка, помните про краткий пик эмоций у мальчиков.
    Им очень важно услышать причину недовольства в самом начале, причём лучше всего чётко её сформулировать. Это и для девочек справедливо, но за счёт более сформировавшегося эмоционального интеллекта девочка лучше понимает, что не так. А мальчику надо сказать прямым текстом.
  2. Хвалить нужно каждого ребенка.
    Рекомендуем чередовать оба вида похвалы: безусловную (“ты у меня умница”) и предметную (“молодец, ты так старалась, когда рисовала эту картинку!”). Мальчикам предметная похвала укажет, какие именно поступки стоит повторять.
  3. Проживать эмоции могут дети любого пола. .
    Нет таких детей, которые “не должны плакать”, а уж тем более малыш не обязан “быть мужиком” в 2 годика. Эмоции нужно прорабатывать вне зависимости от пола, и учить с ними грамотно справляться и девочек, и мальчиков.
  4. Частые обидки — это не норма ни для мальчика, ни для девочки.
    Подчёркивать, что девочка — это принцесса и имеет право постоянно обижаться. Это прямой путь к большим проблемам во взрослом возрасте.
  5. Кстати, о принцах и принцессах.
    Современные принцессы бывают разные — они могут ненавидеть розовое, играть в войнушку и коротко стричься. И при этом быть элегантными и очаровательными. Для мальчика вполне естественно интересоваться готовкой (это же эксперимент!) и придавать значение внешнему виду. Мужественность/женственность формируется, в первую очередь, когда перед глазами есть пример. Папа, открывающий дверь перед дамой, мама в красивой домашней одежде расскажут ребёнку больше о мужчинах и женщинах, чем некие общественные стереотипы.
  6. Девочки эмоционально реагируют на все оценки. Мальчики же реагируют избирательно.
  7. Для мальчиков гораздо важнее, чем для девочек момент поиска, требование что-то сообразить, придумать.
  8. Для мальчиков необходимо думать о создании дополнительных социально-приемлемых возможностей для проявления мужских качеств в школе.
  9. Мальчиков нельзя ругать долго и обстоятельно, они не могут долго выдерживать эмоциональное напряжение и отключают слуховой канал восприятия.

Развитие мальчиков и девочек

На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий. Базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.

Физическое развитие

Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.

Как различается рост и вес малышей

Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.

Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.

Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.

Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.

Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:

Зона мозгаФункцияУ кого выше активность
Левое полушариеВербальное мышлениеЖенщины
Правое полушариеПространственное мышлениеМужчины
Ствол мозга, мозжечокДвижение и координацияМужчины
Кора головного мозгаПринятие решений, самоконтроль, вниманиеЖенщины
Лимбическая системаРегуляция эмоциональных реакцийЖенщины
Теменная доляПереработка информации о пространствеМужчины
Мозолистое телоМежполушарное взаимодействиеЖенщины
МиндалинаРегуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциямиМужчины
Височные долиПонимание и использование письменной и устной речиЖенщины
Базальные ганглииТорможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельностиЖенщины
ГиппокампДолгосрочная память, эмоцииЖенщины
Серое веществоФокусировка на задачеМужчины
Белое веществоМногозадачностьЖенщины
Затылочная доляВосприятие и переработка визуальных стимуловМужчины

Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.

Развитие умений и навыков

Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.

Двигательные навыки

В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.

Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.

Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.

Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.

Развитие речи

За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.

К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.

Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.

Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.

Обучение мальчиков и девочек

Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.

Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.

Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?

  • Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,
  • Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,
  • Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,
  • Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,
  • Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,
  • Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,
  • Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,
  • Мальчики лучше замечают детали,
  • Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,
  • Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,
  • Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.

Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.

Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные.

Гендерные различия мальчиков и девочек при обучении и воспитании

Похожие сказки:

Добавить комментарий