Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Игры для развития коммуникативных способностей детей

Страницы: 1 2 3 4

Игры для развития коммуникативных способностей детей

Игры для развития коммуникативных способностей детей

 «Помощь в школе»

Цель: знакомство детей друг с другом, с педагогами.

 «Повтори и назови другого»

Каждый ребенок получает какое-либо слово: название предмета, растения, цвета или любого другого понятия, изучаемого детьми в данный момент. Все вместе дети делают три хлопка, а затем педагог называет свое слово и еще чье-нибудь. Например, зеленый –красный. Потом снова делается три хлопка и ребенок, чье слово назвали, говорит свое слово и чье-нибудь еще. Например, красный –синий и т. д.

Хлопками педагог регулирует темп произнесения слов, все убыстряя его. Тот, кто не успел произнести слово вовремя или назвал не то слово, выбывает из игры. Таким образом, дети быстро запоминают разные понятия и названия.

Когда педагог раздает детям слова, они должны быть предельно внимательными, чтобы запомнить не только свое слово, но и слова других детей. Эту игру также можно использовать при изучении иностранного языка.

 

«Кто быстрее»

Попросите детей сесть на стулья, поставленные в круг. Один стул остается свободным. Водящий становится в центр круга и дает каждому какое-либо имя. Это может быть животное, растение или любой предмет, который в данный момент изучается детьми. Ребенок, рядом с которым стул свободен, хлопает по нему рукой и называет одно из имен, которое получили дети. Тот, чье имя назвали, должен быстро перебежать со своего стула на свободный стул, стараясь опередить водящего. Если водящий занимает стул первым, то ребенок, чье имя назвали, становится водящим, и игра продолжается.

 

«Угадай, что пропало»

На столе раскладываются карточки с различными буквами или словами. В течение нескольких минут дети внимательно смотрят на них и стараются запомнить. Затем дети закрывают глаза, и одна или несколько карточек убираются со стола. Дети открывают глаза и называют, каких карточек не хватает. Назвавший первым недостающую карточку получает очко. Если дети учатся писать, игру можно усложнить. Отгадавший первым недостающее слово пишет его на доске. Если слово написано правильно, ребенок получает очко. Побеждает набравший большее количество очков.

 

«Угадай слово»

Попросите кого-либо из детей загадать слово, назвав только его первую букву. Остальные дети пытаются отгадать слово, задавая ведущему вопросы. Например, это мебель? Это животное? Это человек? Ведущий отвечает на каждый вопрос словом, которое начинается с той же буквы, как и слово, которое он загадал. Например, загаданное слово –«кошка». Вопрос: это мебель? Ответ: нет, это не кровать. Вопрос: это животное? Ответ: нет, это не крокодил. Вопрос: Это посуда? Ответ: нет, это не кастрюля и т. д.

Если водящий не может подобрать подходящее слово на данную букву, он говорит вторую букву загаданного слова, пока кто-нибудь не отгадает слово. Потом отгадавший загадывает свое слово, и игра возобновляется.

 

«Загадочное солнышко»

Поделите детей на группы и попросите из их загадать какое-либо слово, характеризующее солнышко. Например, смеющееся, ласковое, доброе и т. д. Затем дети придумывают какое-либо предложение, по которому остальные угадывают загаданное слово. Например, по улице прошел человек с ботинками разного цвета и в рубашке наизнанку (смеющееся). Каждый день мама обнимает меня перед сном и читает мне сказку (ласковое). Дедушка всегда дарит мне на день рождение книжки и игрушки (доброе). Предупредите детей, что вариантов может быть несколько. Главное, чтобы они упомянули среди них загаданное слово. Например, по предложению о маме: солнышко может быть мягким, теплым, ласковым, нежным. Побеждает команда, которая отгадает больше слов.

 

«Какого цвета буква и слова»

Попросите детей нарисовать напротив каждой буквы алфавита квадратик того цвета, с которым у них ассоциируется та или иная буква. Листочки с работой детей собираются. После этого каждому ребенку дается несколько слов: существительных, прилагательных, глаголов. Попросите детей напротив каждого слова нарисовать квадратик того цвета, с которым у него ассоциируется данное слово. Потом детям возвращаются их листочки с буквами, и каждое слово еще раз рисуется из цветных квадратиков, соответствующих цвету букв, которые входят в слово. Сравните цвета одного и того же слова, нарисованного двумя разными способами.

 

«Куда пропали буквы»

Напишите на доске алфавит, пропустив в нем несколько букв. Попросите детей в течение одной-двух минут внимательно посмотреть на доску и сказать, каких букв не хватает. После того как дети назовут недостающие буквы, попросите их придумать сказочные или фантастические причины их отсутствия в алфавите. Например, буквы «я» нет, потому что она все время говорила только о себе, и другие буквы поссорились с ней и перестали разговаривать. Тогда букве «я» стало очень грустно, и она попросила добрую фею исправить ее характер. Добрая фея дотронулась до нее палочкой, и буква «я» исчезла. Но перед тем как исчезнуть, она все-таки успела крикнуть остальным буквам: «Я скоро вернусь совершенно другой, пожалуйста, не занимайте мое местом».

 

«Постройся по буквам и словам»

Разделите детей на группы. Раздайте каждой группе вырезанные из бумаги или картона разные буквы какого-либо слова. Каждая группа должна построиться так, чтобы образовалось слово из тех букв, которые ей достались.

Можно усложнить это задание, предложив детям разделиться на группы и каждой группе встать на узкую скамейку. После этого дети получают буквы и выполняют предыдущее задание. При этом варианте игры дети должны перестраиваться очень аккуратно: чтобы не падать со скамейки, они должны поддерживать друг друга. За каждое падение группа получает штрафное очко. По-беждает группа, которая построится быстрее.

 

«Изобрази слово»

Эта игра является вариантом предыдущей. Дети делятся на группы и придумывают слова, состоящие из тех букв, которые им достались. Затем они изображают туловищем и жестами каждую букву своих слов. Побеждает группа, которая придумает больше всех слов и изобразит эти слова так, чтобы их можно было прочитать.

 

«Кто едет в поезде»

Поделите детей на группы. Каждая группа получает рисунок вагона, в окне которого видны буквы. Дети каждой группы должны придумать сказку о пассажирах своего вагона. Например, если в окнах вагона нарисованы буквы «А», «Ф» и «К», дети должны придумать сказку о том, как в поезде ехали аист, филин и корова.

Попросите детей ответить на вопросы:

–Куда едут пассажиры в этих вагонах?

–Какой у них характер?

–О чем они разговаривают в дороге?

–Что они едят в дороге?

 

«Рассказ о дереве»

Все дети встают в круг. Один их них дерево. Попросите детей подумать, что может делать дерево, а затем по очереди сказать об этом дереву. Например, дерево может расти, цвести, дышать, радовать, болеть, пить, шелестеть, любить и т. д. Педагог записывает все глаголы, перечисленные детьми. Затем с помощью педагога и других детей дерево вспоминает все, что о нем рассказали дети.

После этого дети делятся на группы и с использованием всех глаголов, составляют рассказ о жизни дерева.

 

«Описываем листья»

Поделите детей на три группы. Попросите каждую группу на большом листе ватмана нарисовать дерево с ветвями. Затем каждая группа должна подписать на ветвях своего дерева прилагательные, характеризующие листья дерева. Первая группа подписывает прилагательные, характеризующие листья дерева летом, вторая –осенью, третья –весной. Например, листья осенью разноцветные, легкие, кружащиеся, танцующие, воздушные, летающие. Листья весной –пушистые, свежие, салатовые, ароматные, молодые. Листья летом –солнечные, крепкие, шелестящие.

После этого дети рисуют листья вокруг написанных на ветвях дерева прилагательных. Листья должны быть разными в зависимости от прилагательных, характеризующих их. Представитель от каждой группы перечисляет все прилагательные, придуманные детьми его группы. Затем из всех прилагательных, перечисленных детьми, составляются три общих столбика: листья летом, осенью и весной. Попросите детей написать сочинения о листьях с использованием этих прилагательных.

 

«Рассказ книги»

Поделите детей на группы и попросите их представить себя разными книгами, например о животных, школьным учебником, книгой сказок, словариком, книгой по искусству, книгой какого-либо писателя классика, фантастической, приключенческой и т. д.

Затем дети от лица своих книг, не называя себя, рассказывают о себе по вопросам:

–Что вы испытываете, когда вас читают?

–Как вас читает взрослый человек и ребенок?

–Когда у вас хорошее настроение, и когда оно у вас портится?

–Что вас радует больше всего?

–Когда вас долго не берут с полки, что вы испытываете?

Затем по рассказам друг друга дети отгадывают, какие книги рассказывали о себе.

«Учимся сотрудничать друг с другом»

Цель: учить ребенка сотрудничать и дружить с одноклассниками, учителями.

 

«Управляя пальцами»

Разделите детей на группы по четыре человека. Двое из четверки должны сесть друг напротив друга, закрыть глаза и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы. Два других игрока становятся позади сидящих и по очереди начинают «управлять» их руками, отдавая разные словесные команды.

Цель стоящих за стульями –свести концы указательных пальцев своих друзей.

 

«Проведи слепого»

Одному из детей завязывают глаза. Другой, подобно поводырю, должен остановиться довести его до какого-либо объекта, стараясь, чтобы «слепой» не задевал на своем пути разные препятствия. Лучший поводырь тот, кто осторожнее всех доведет «слепого» до места. Поводырю можно предложить довести цепочку детей с завязанными глазами.

Другой вариант этой игры

Разделите детей на группы. Каждая группа выбирает одного человека, который будет изображать слепого, и ему завязывают глаза. С помощью словесных команд дети должны довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками или телом разных предметов в комнате.

Чтобы игрок с завязанными глазами не споткнулся и не задел какое-либо препятствие, команды должны быть точными и продуманными.

Побеждает группа, которая проведет своего игрока более точно, быстро и получит меньше штрафных очков.

 

«Человекомашины»

Разделите детей на группы и предложите каждой группе сконструировать свою машину: стиральную, пишущую, миксер и т. д. Педагог заранее готовит демонстрацию одной из машин, чтобы детям было легче сконструировать свою собственную машину. Например, чтобы продемонстрировать стиральную машину, двое детей должны взяться за руки так, чтобы третий мог свободно крутиться посередине, изображая стирающееся «белье».

Затем группы детей конструируют свои собственные машины. После того как дети выполнят это задание, по демонстрациям друг друга они угадывают, какие машины сконструировали их друзья.

 

«Мост»

На полу из дощечек или листов бумаги делается мостик. Педагог рассказывает детям историю о том, как на мосту встретились две упрямые козочки и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Два человека или две группы детей должны одновременно навстречу друг другу перейти через мостик так, чтобы никто не упал в пропасть.

Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать друг друга и т. д.

 

«Помоги другому»

Один из детей играет роль тяжело больного. Попросите двух других детей скрепить руки таким образом (правую с правой и левую с левой), чтобы получилось сиденье для больного.

«Больному» помогают сесть на это сиденье, чтобы отнести его в больницу (для обозначения больницы выберите дерево или какой-либо другой ориентир).

Вариант игры: «Больной» ложится на «носилки», которые дети образуют с помощью рук. Дети встают в два ряда напротив друг друга, вытягивают руки и «замыкают» их в замок со стоящими, напротив.

 

«Рассказываем истории»

Предложите детям встать в круг. Один из детей говорит слово. Следующий добавляет к этому слову какой-либо смысловой отрывок и т. д., а последний человек в круге должен закончить предложение так, чтобы оно имело смысл. После того как дети научатся составлять предложения, предложите им сочинить та-ким образом небольшой рассказ.

Предупредите детей, что они должны придумывать такие слова и предложения, чтобы их друзьям было нетрудно их продолжить. После игры предложите детям записать и нарисовать сочиненную ими историю.

 

«Покажи песню»

Разделите детей на несколько групп и дайте каждой группе задание выучить какую-либо популярную детскую песенку. Вы можете раздать детям слова песни и дать им кассету с этой песней. Потом предложите каждой группе изобразить свою песню с помощью мимики, жестов и движений, чтобы другие попытались угадать, что это за песня. После того как песня угадана, дети исполняют ее голосом.

 

«Музыкальный оркестр»

Предложите детям создать музыкальный оркестр из самодельных и настоящих инструментов. Можно использовать ложки, банки, бутылки, кастрюли, губные гармошки. Дети должны выбрать дирижера, по жребию распределить между собой инструменты и выбрать мелодию, которую будет исполнять оркестр.

Затем каждый проигрывает эту мелодию на своем инструменте. (Это может быть домашним заданием.)

На следующем занятии дети проводят генеральную репетицию.

 

«На необитаемом острове»

Дети делятся на группы, и каждой из них дается лист бумаги. Попросите детей представить себя оказавшимися после кораблекрушения на необитаемом острове. Дети должны подумать, как и с чего они начнут свою жизнь на этом острове.

Попросите детей записать план своих действий и обосновать его. Затем представитель от группы зачитывает план, разработанный его группой.

 

«Рисуем с закрытыми глазами»

Доска делится на две половины, а дети на две команды. Обе команды получают рисунок одинаковой сложности. Затем члены обеих команд договариваются между собой о том, кто из них и в какой последовательности будет рисовать на доске ту или иную часть рисунка.

Например, один рисует контуры дома, второй –крыльцо, третий –крышу и т. д. Когда педагог объявляет старт, члены обеих команд выходят к доске и с завязанными глазами рисуют свою часть рисунка. Затем они возвращаются на свои места, и к доске с завязанными глазами выходят другие члены команды. Команда может помогать своему товарищу дойти до доски, найти место, где он должен рисовать, и вернуться назад. В тот момент, когда член команды рисует, говорить и подсказывать нельзя. Если участник команды попал мелом на чужую полови-ну доски, он прекращает рисовать и возвращается на место. В этом случае его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, которая нарисует быстрее и с меньшим количеством штрафных очков.

 

«Лилипуты и великаны»

Прочитайте детям главы или отрывки из любой книги, где дети или взрослые становятся лилипутами или, наоборот, великанами. Дети делятся на пары: один человек из пары –великан, другой –лилипут. Таким образом половина детей становится великанами, а другая –лилипутами. Затем разыгрываются две ситуации:

  • Лилипут попадает в страну великанов.
  • Великан попадает в страну лилипутов.

Каждая пара детей должна обсудить между собой ситуации и ответить рисунками или сказками на следующие вопросы:

–Как вы себя поведете, если попадете в страну великанов (лилипутов)?

–Что вы будете делать, если к вам в дом попадет великан (лилипут)?

–Где и какое место для жизни вы предложите попавшему в ваш город великану (лилипуту)?

–Какими должны быть лилипуты, чтобы великаны не раздавили их?

–Какими должны быть великаны, чтобы не раздавить лилипутов?

 

«Театр пальцев»

Попросите детей представить, что все их пальцы –актеры и напишите для них небольшую пьесу. Затем, дав имена каждому из пальцев, распределите роли. В спектакле могут быть задействованы только два-три пальца. Дети украшают свои пальцы кольцами, ниточками, «головными уборами», рисуют на них смешные рожицы. Попросите кого-либо из детей быть костюмером театра танцев и помочь детям нарядить их пальцы.

Это задание можно выполнять в течение нескольких дней по плану:

–написать сценарий;

–распределить роли;

–вместе с костюмером придумать костюмы;

–подобрать музыку устроить репетицию.

Предупредите детей, что спектакль не должен быть длинным, чтобы актеры и зрители не утомились.

Педагог заранее назначает время для спектаклей и сооружает театр пальцев: через класс протягивается веревка, и на нее накидывается простыня. Дети играют спектакль, подняв руки.

На спектакль заранее приглашаются зрители –дети из других классов, родители, учителя. Выбирается жюри. Затем все участники спектаклей награждаются подарками.

Если это задание покажется сложным, достаточно попросить детей представить, что их указательные пальцы –веселые человечки и придумать для них небольшую сценку.

 

«Этический кодекс»

Предложите детям совместно разработать нормы и правила жизни в классе.

Для этого разделите класс на несколько групп и попросите каждую группу выработать правила, которые им кажутся самыми необходимыми. После этого представитель каждой группы должен зачитать правила своей группы.

Затем из всех правил выбираются те, которые были предложены каждой группой, и составляется этический кодекс. Его можно написать на большом листе и повесить на стену. Примерный этический кодекс:

–выслушивать друг друга;

–не обзываться;

–не обманывать друг друга;

–морально поддерживать друг друга;

–не оставлять человека в беде;

–быть добрым и отзывчивым;

–уступать друг другу;

–интересоваться делами друг друга.

 

Предупредите детей, что с этого момента они должны стараться следовать этическому кодексу, который они сами для себя разработали.

 

«Театр теней»

Предложите детям поиграть тенями на стене. Для этого принесите настольную лампу или зажгите свечку.

Покажите детям, как, складывая пальцы определенным образом, можно получить на стене тени разных существ. Дети сами должны выбрать для себя существо, которое они будут изображать.

После этого сочините с детьми небольшую пьесу, где персонаж каждого будет играть роль в два-три предложения. Затем подберите музыку, сделайте ширму и покажите представление театра теней другим детям.

 

«Чье это мнение»

Педагог пишет на доске ряд вопросов на какую-либо тему, например:

–Что для вас самое главное в жизни?

–Легче жить с друзьями или без друзей?

–Каждому ли нужен друг на всю жизнь?

–Нужны ли вам книги?

–Можно ли жить, не читая книги?

–Что вы больше всего любите делаться?

Дети должны написать свое мнение на листочках, не подписывая фамилий. Затем педагог собирает листочки и поочередно зачитывает их. Все пытаются отгадать, кому из группы принадлежит то или иное мнение

«Кто ты такой?»

Цель: учить ребенка познавать себя как человека, как личность.

 

«Кто ты такой»

Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

–Корень –цель и смысл вашей жизни.

–Ствол –ваше представление о себе.

–Ветви –качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания.

–Плоды –качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

 

Обсудите с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.

 

«Таблица самооценки»

Предложите детям нарисовать таблицу из трех колонок, озаглавив их «всегда», «иногда», «никогда». Затем, называя разные качества, попросите детей подумать, обладают ли они этими качествами и в какой мере. Если, например, ребенок считает себя добрым, он должен поставить звездочку под заголовком «всегда», если, например, он только иногда проявляет терпение, он должен поставить звездочку под заголовком «иногда» и т. д.

Подобные схемы предлагайте детям заполнять время от времени. По ним легко проследить, как меняется самооценка.

 

«Интервью с самим собой»

Предложите детям записать три качества, от которых им очень хотелось бы избавиться. Затем из этих трех качеств попросите их выбрать какое-либо одно, самое неприятное, и поговорить с ним.

Можно предложить детям взять интервью у этого качества. Вопросы для интервью:

–Почему ты поселился во мне?

–Какие цели ты преследуешь?

–Нравится ли тебе разговаривать со мной?

–Что я должен сделать, чтобы ты исчезло?

Предложите детям разговаривать с этим качеством всякий раз, когда оно снова в них проявляется. Проанализируйте с детьми, помогает ли подобное занятие в работе над собой.

 

«Мир внутри меня»

Предложите детям написать на одной половине листа все, что им нравится в себе, а на второй –все, что не нравится. Затем по-просите их нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде каких-либо сказочных существ и сочинить о них небольшие сказ-ки и истории. Для выполнения этого задания попросите детей завести тетрадь «Мир внутри меня». Предложите детям подумать, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств.

 

«Знаю ли я себя»

Запишите имена и фамилии каждого ребенка на отдельных листочках и сверните их так, чтобы ничего нельзя было прочитать. Свернутые листочки сложите в коробку и предложите рассказывать друг другу, чье имя и фамилию они прочитали. Если кто-то вытянул свое собственное имя, он вытягивает другой листочек.

Затем каждый должен написать свое мнение о человеке, который ему достался, и обязательно подписать на листочке фамилию этого человека. Соберите эти листочки, а затем попросите детей написать, что они думают о самих себе. Когда дети выполнят это задание, им раздаются листочки, написанные другими. Таким образом, у каждого на руках должно оказаться по два листочка. Попросите детей сравнить свое собственное представление о себе другого человека. Можно предложить родителям написать свое представление о детях, а затем раздать эти листочки детям.

 

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий