Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Мотивация у детей на обучение в школе

Мотивация у детей на обучение в школеМотивация у детей на обучение в школе

Мотивация у детей на обучение в школе

Отношение к учебе в школе

Мотивационная сфера любого человека имеет сложное иерархическое строение. В раннем возрасте поведение крохи в большей степени неосознанно и является отражением его эмоциональных переживаний. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже могут отдавать себе отчет в том, что именно побудило их к тому или иному действию. При этом ребенок может делать выбор между двумя или несколькими мотивами: например, желанием поиграть с друзьями на площадке и необходимостью слушаться маму, которая говорит, что пора идти домой.

Психологи выделяют несколько основных видов мотивации

  • Внешняя и внутренняя мотивация

    (в зависимости о того, важен только результат деятельности или же сам процесс). Внешняя мотивация может быть положительной (например, «если уберешь игрушки, я куплю тебе мороженое») или отрицательной («если ты не уберешь игрушки на место, мы не пойдем гулять в парк»). Другими словами, это похвала и наказание. Внутренняя мотивация соответствует интересам и желаниям самого ребенка.
  • Мотивация достижения и мотивация избегания неудач.

    То, какой из этих типов мотивации будет присущ малышу, во многом зависит от отношения к ребенку его близких людей, а также от его уверенности в себе и самооценки. Дошкольник, который чувствует поддержку близких, будет стремиться вперед, в то время как малыш, которого не принимают таким, какой он есть, скорее всего, будет «оглядываться назад» и стараться избегать неудачи.
  • Устойчивая и неустойчивая мотивация.

    В дошкольном возрасте интересы и потребности детей довольно быстро меняются, тем не менее, желания прикоснуться к миру взрослых, узнавать новое и, конечно, играть – относительно постоянны. Важно, что внутренняя мотивация обычно устойчивее внешней.

Для гармоничного развития дошкольника необходимо преобладание внутреннего типа мотивации (игровой, познавательный и другие мотивы) и стремления к успеху.

Варианты отношения к учебе в школе у старших дошкольников

Учеба в школе – это принципиально новый этап в жизни ребенка. Малыш попадает в совершенно незнакомую среду, а которой к нему предъявляются довольно жесткие требования (долго сидеть за партой, не болтать на уроке, слушать учителя и, конечно, учиться). Процесс адаптации к школьной жизни протекает у каждого ребенка по-разному. Психологически проще тем детям, кто понимает, что именно от него хотят и зачем ему нужно каждый день посещать школу, а главное, тем, кто хочет учиться. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, абсолютно нормально, если у дошкольника отсутствует учебный мотив (осознанная потребность в получении новых знаний). У ребенка, который только готовится стать к школьником, могут присутствовать следующие группы мотивов:

МотивыОписание
Социальные мотивы«Я хочу в школу, потому что всем детям нужно учиться, это важно и значимо».
Учебно-познавательные мотивы«Я хочу в школу, потому что там интересно и можно многому научиться».
Оценочные мотивы«Я хочу в школу, чтобы быть успешным и чтобы меня хвалили за пятерки».
Позиционные мотивы«Я хочу в школу, чтобы быть взрослым, а еще, потому что у меня будут красивые тетрадки и ручки».
Внешние мотивы«Я хочу в школу, потому что мама сказала, что я должен туда пойти».
Игровые мотивы«Я хочу в школу, потому что там много ребят и с ними можно весело проводить время».

Все перечисленные мотивы в той или иной степени присутствуют у каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Согласно исследованиям, положительное влияние на школьную успеваемость имеют учебно-познавательные, оценочные и социальные мотивы.

Определить, какой тип отношения к школе у ребенка является преобладающим, бывает не так-то просто. Дети часто отвечают на вопросы шаблонно, поэтому если прямо спросить малыша, хочет ли он в школу, скорее всего, он, не задумываясь, скажет «да». Поэтому психологи для определения степени выраженности различных мотивов у будущего первоклассника часто используют методику М.Р. Гинзбурга. Ребенку предлагается прослушать короткий рассказ о детях, которые разговаривают о школе (рассказ сопровождается иллюстрациями). После этого малыша спрашивают, кто из ребят прав, с кем из них ему хотелось бы учиться, а с кем играть. Помимо проективных методик многое узнать о мотивации дошкольника позволяет наблюдение.

Как правильно мотивировать ребенка на учебу в школе?

  1. Не перекладывайте всю ответственность за формирование мотивационной готовности к школе на образовательные учреждения. Безусловно, педагоги могут много дать малышу, но родители и другие близкие люди оказывают на кроху огромное влияние.
  2. Следуйте за интересами ребенка. Например, если малыш не любит выполнять задания в тетрадях, но обожает рисовать, можно отрабатывать необходимые навыки через то, что ему нравится.
  3. Поддерживайте познавательную активность ребенка. Помогайте ему совершать открытия, читайте книги, обсуждайте увиденное, отвечайте на детские вопросы. Очень важно создать вокруг крохи развивающую среду, которая бы соответствовала его потребностям.
  4. Не злоупотреблять внешней мотивацией. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. Не хвалите малыша за легкие достижения, так как важны именно усилия, прилагаемые крохой. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.

Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Однако злоупотребление оценочными высказываниями, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша, может привести к плачевным последствиям.

  1. Формируйте у ребенка реальные представления о школьной жизни. Беседы, рассказы о школе, рассматривание картинок, чтение книг – все это помогает малышу познакомиться с тем, что его ожидает. Расскажите крохе, как проходят уроки и перемены, какие правила там существуют, поиграйте в школу.
  2. Объясняйте общественную значимость учения. Ребенок должен понимать, что учеба, в первую очередь нужна ему, а не маме или учителю. Школа дает ученикам возможность многому научиться, приобрести важный опыт, который в будущем принесет пользу ему и обществу.
  3. Воспитывайте стремление к успеху. Дети обычно остро реагируют на неудачи, но они не должны сбивать их с намеченного пути. Ошибка – это возможность для развития. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать кроху и принимать его таким, какой он есть.
  4. Развивайте в ребенке самостоятельность.

Похожие сказки:

Добавить комментарий