Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Научить дошкольника ориентироваться в пространстве


Научить дошкольника ориентироваться в пространствеНаучить дошкольника ориентироваться в пространстве

Научить дошкольника ориентироваться в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве

— одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Развитие пространственных представлений у малышей до 2 лет

Ориентировка в пространстве у маленьких детей начинается с умения определять положение частей собственного тела.

Малыш сначала учится показывать, где у него глазки, где ручки, где ножки, а после этого уже начинает соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например, внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади – спина, спереди – живот. Позднее ребенок запоминает название правой и левой руки.

После этого малыш начинает понимать, что, если мама говорит «посмотри назад», нужно повернуть голову туда, где его спина, и так далее. Кроме этого в движении малыш осваивает понятия расстояния (близко, далеко).

Знание своего тела служит основой формирования пространственных представлений у ребенка раннего возраста.

Игровое развитие пространственных представлений у дошкольников

Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше. Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш.

Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.

Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников:

  • «Веселая зарядка».

    Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом — на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.
  • «Повторяй за мной».

    Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.
  • «Марионетки»

    . Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
  • «По проторенным дорожкам»

    . Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.
  • «Найди клад»

    . Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам.
  • «Графический диктант»

    . На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
  • Раскраска.

Попросите кроху раскрасить сначала верхние детали рисунка, а затем нижние. Если в раскраске много деталей, пусть ребенок догадается, какой элемент подходит под ваше описание (например, что-то в нижнем правом углу, между домом и деревом).

Формирование навыка ориентации в пространстве происходит у дошкольников на основе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств будет задействовано при выполнении упражнений, тем лучше.

  • «Построй по образцу»

    . Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.
  • «Что изменилось?»

    . Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.
  • «Найди по схеме». Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.
  • «Рассели жильцов». Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.

Первоначально малыш учится определять положение частей своего тела и направления «от себя» (впереди, сзади, сверху, снизу, сбоку).

Затем у ребенка формируется представления о пространственных отношениях между предметами внешнего мира: заяц под елкой, облако над деревом, стол справа от шкафа и так далее. В старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается навык ориентироваться на листе бумаги и в книге.

Похожие сказки:

Добавить комментарий