Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похвалить — поругать, простить — наказать


Похвалить — поругать, простить — наказать

Похвалить - поругать, простить - наказать

Похвалить — поругать

За что можно поругать ребёнка

Только в том случае, когда без строгости и нравоучений действительно не обойтись, займитесь воспитанием своего ребёнка. Негативную реакцию на неправильные действия ребенка давать можно и нужно. Это задает подрастающему поколению границы и ориентиры.

Но следуйте определённым правилам.

1. Критика должна быть конструктивной. Объясняйте малышу, что именно он делает неправильно, спокойным ровным голосом. Ни в коем случае не переходите на крик и не используйте в своей речи обидные для крохи слова.

2. Обратите внимание на физическое состояние ребёнка. Если он голоден, устал или приболел, то нет смысла читать нотации. Лучше потратьте время и силы на то, чтобы позаботиться о малыше. Как только улучшится его самочувствие, вести себя он тоже станет на порядок лучше.

3. Как и с похвалой, оценивайте (негативно) не самого ребенка, а его поступок. Не «У тебя руки-крюки!», а «Мне кажется, если бы ты не торопился, поделка вышла бы лучше!»

4. Не отвергайте ребенка, совершившего проступок. Нельзя: «Уходи! Мне такой плохой сын не нужен». Нужно: «Я очень огорчена твоим поступком! Ты же знаешь, что портить чужие вещи нельзя».

5. Брань, обзывания исключены. «Дурак какой-то!» еще никого не сделало умнее.

6. Необязательно сдерживать раздражение или злость, отчитывая нашкодившего подростка. Вы ведь не робот, у вас есть собственные эмоции. И сын/дочь должны понимать, что своими действиями могут вызвать у вас эти негативные реакции. Главное — не утонуть в негативе и не сорваться на брань.

7. Нельзя негативно оценивать способности ребенка: «До чего же ты глупый, не можешь решить эту задачу!» Даже если очень захочет, человек не может прыгнуть выше определенного предела. А из-за ругани будет бояться совершить ошибку и сам себе поставит потолок.

8. Ругайте только за уже совершенное. В профилактических целях это совершенно не действует.

9. Старайтесь ругать как можно меньше, только когда повод весомый. Иначе, как и в случае с захваливанием, ребенок станет воспринимать вашу критику как фон. Ведь чаще всего родители ругают детей не потому, что те набедокурили, а потому, что не выдерживают своих эмоций: страхов, тревоги, желания все контролировать. Такие мамы, папы (и бабушки-дедушки, кстати) приходят с детских площадок с сорванным голосом: «Петя, не лезь на горку! Я кому сказала, не лезь — свалишься! Куда на качели? Они холодные и мокрые! Почему ты не слушаешься? Папе расскажу о твоем поведении!»

10. Нельзя ругать за нарушение правил, которые вы и сами не соблюдаете. Ребенок сделает вывод, что на самом деле соблюдение правил не важно, а вам просто хотелось покричать.

11. Если сорвались и накричали на ребенка, не бойтесь извиниться и признаться, что перегнули палку. Объясняйте свои эмоции: «Прости, я накричала на тебя: очень испугалась, когда увидела, что ты залез так высоко на дерево! Это слишком опасно, прошу тебя, будь осторожнее!»

12. Ни в коем случае не ругайте малыша в присутствии посторонних людей. Таким образом, вы не только пошатнёте его самооценку, но и потеряете его доверие. А потому, если ребёнок ведёт себя шумно или проявляет неуважение к окружающим, отзовите его в сторонку «пошептаться». И только оставшись наедине со своим чадом, расскажите ему, в чём он был не прав и почему его поступки обижают окружающих или мешают им.

13. Когда посторонние в вашем присутствии ругают вашего ребенка, держите оборону! Не позволяйте это делать, даже если формально посторонний «воспитатель» прав. Ребенок должен знать, что вы с ним — одна команда. А вот оставшись наедине, выскажите, что думаете по этому поводу.

14. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Как бы вам ни хотелось, чтобы он учился так же хорошо, как и мальчик из соседнего подъезда, воздержитесь от проведения параллелей. Ничто так не ранит, как отсутствие поддержки со стороны собственных родителей.

15. Не указывайте ребёнку на его недостатки. Не стоит говорить «Ты слишком неуклюжий». Ищите более мягкие аналоги таким замечаниям. Например, такие: «Если бы ты был повнимательней, то ваза бы не разбилась». Не бойтесь подключать фантазию и внимательно следите за своей речью. Возможно, вы сами удивитесь тому, как часто говорите своему ребёнку обидные слова.

16. После того, как вы разобрали с ребёнком его поступки, обязательно похвалите его за то, что он так внимательно вас слушал и теперь наверняка постарается больше не совершать прежних ошибок. После прочитанных нотаций обязательно обнимите малыша, признайтесь ему в своих чувствах, скажите, что он у вас самый лучший и вы всегда будете им гордиться. Пусть кроха чувствует, что при любых обстоятельствах вы на его стороне.

Таким образом, ругать своего ребёнка нужно очень осторожно.

За что нельзя ругать ребёнка

  • Это произошло случайно. Малыш мог сделать что-то плохое случайно. И ругань не исправит это и уж точно не научит его быть аккуратнее. Это только приведет к тому, что ребенок будет скрывать свои неправильные поступки.
  • Если ребёнок нарушает те правила, которые вы и сами не соблюдаете. Раз уж правила существуют, они должны действовать на всех. А потому не нужно ругать малыша за то, что он кушает в гостиной, если вы сами порой выносите бутерброды за пределы кухни.
  • Если поведение и способности ребёнка не соответствуют вашим пожеланиям. Вы должны любить своего малыша независимо от того, есть ли у него музыкальный слух и получается ли у него играть в хоккей. Не пытайтесь сделать из ребёнка того, кем вы не смогли стать сами. Дайте ему возможность самому выбирать, кем быть.
  • Пытается, но не выходит. Не ведите себя как босс. С первого раза у ребёнка может не все получится. В жизни у него будут еще начальники (учителя, шеф на работе и т.д.). Нужно быть просто любящим и понимающим родителем, который дарит заботу, хвалит, поддерживает.
  • Если он хотел, как лучше. Ругать малыша за то, что он сделал что-то не так, пытаясь вас порадовать, как минимум неправильно. Успокойте малыша, и найдите альтернативное решение.

 

Как правильно хвалить?

  1. Оценочные слова, которые вылетают у нас автоматом — «Молодец!», «Умница», — хороши только для маленьких детей. Если использовать их в отношении взрослых или подростков, можно наткнуться на обратный эффект — неприятие: «Кто ты такой, чтобы оценивать мой ум?» Более безопасные варианты: «Отличное решение ты придумал» или «Мне нравится, как ты это сделал».
  2. Хвалим дела, а не личность.— Правильнее оценивать конкретное действие, а не обобщать. То есть не «Какой ты у меня художник!», а «Ты нарисовал потрясающую картину!» Или «Ах, как аккуратно ты написала буквы.
  3. Похвалу дети воспринимают по-разному. Кому-то важнее слова. Кто-то нуждается в том, чтобы мама посмотрела в глаза и улыбнулась. Кому-то требуется, чтобы его обняли, пожали руку и т. п. Не пренебрегайте ни одним из этих типов контактов, хотя бы чередуйте их.
  4. Не каждый чих ребенка стоит хвалить. Когда ободряющих и поощряющих слов слишком много, они становятся просто фоном. Отмечайте только то, что вам действительно нравится, кажется важным, в общем, вызывает эмоциональный отклик.
  5. Ребенку приходится многому учиться. И не всегда все получается с первой попытки. Поэтому хвалить можно не только отличный результат, но и сам процесс труда, пусть даже он привел к довольно плачевным результатам: «Ты так красиво выписал все буквы! Жаль, что не хватило времени проверить правописание слов!», «Я так горда, что ты решила сама убрать в своей комнате! Но в следующий раз выжимай тряпку, перед тем как мыть пол».

 

Фразы, которые дети мечтают услышать в свой адрес от взрослых

Мотивируют на подвиги:

1. У тебя получится!
2. Я в тебя верю!
3. Не сдавайся, ты справишься!
4. Так держать!
5. Я рад твоим успехам!
6. Хорошая работа!

Дают ощущение крепкого тыла:

7. Мы же команда!
8. Если будет нужно, я всегда помогу.
9. Не бойся ошибиться.
10. Тебе есть чем гордиться.
11. Верь в себя!
12. Будь собой.
13. Ты — отличный друг!
14. Я рада (горда), что у меня такой сын!
15. Уважаю твое решение!

 

Ошибки родителей во время ссор с ребенком

  • Акцентируем внимание на личности, а не на поступках.

А должно быть наоборот. Ни в коем случае нельзя ребенку за ошибку говорить: «Какой ты плохой, мне такой ребенок не нужен!» Это ранит детей. Ему ведь надо понять, что не он плохой, а сам поступок, который он совершил.

  • Виноват ребенок, а не взрослый

Во время сильного нервного напряжения, раздражения случайно их начинают ругать за то, в чем они не виноваты. Иногда вина оказывается на родителе, а получает за это ребенок.

  • Показывать, что родитель лучше, чем их ребенок

Нельзя показывать ребенку, что вы лучше, чем он. Это развивает комплекс неполноценности. Можно тем самым вызвать глубокое психологическое расстройство. Когда это пытаются сделать другие, то нужно поддержать ребенка и сказать, что все люди по-своему хороши и уникальны.

  • Наказывать лишая обещанного

Данный способ помогает поставить малыша на место. Но таким способом мы выращиваем в ребенке чувство собственной выгоды. И если в подростковом периоде он не будет получать за свои исправления ошибок то, что ему обещали, он будет копить гнев и обиду на родителей. А это далеко не улучшит отношения.

  • Агрессия в воспитании

Агрессивное поведение родителей, даже, если оно было вызвано потерей контроля ребенок применяет на себя. И потом считает, что это норма. В его понимании сильнее оказывается тот, кто может кричать, грубо выражаться, бить. В детстве это может не проявляться, потому что ребенок не может дать сдачи, но во взрослом возрасте все может измениться.

Простить — наказать

 

Как правильно наказывать детей?

  1. хорошо бы понимать, что поощрения всегда действуют лучше, чем наказания, поэтому изначально лучше позаботиться о том, чтобы выработать систему поощрений в семье. Для этого родителям хорошо бы понимать, что они хотят сформировать у ребёнка своими действиями (полезную привычку, поведение) и ответить себе на вопрос, как они будут помогать ребёнку это осваивать.
  2. В семье не должно быть много критики, наказаний и слов «нельзя». Если запретов слишком много, то ребёнок все равно будет их нарушать даже ценой вызвать гнев со стороны родителей. Количество наказаний будет увеличиваться, а поведение ухудшаться.
  3. Один из лучших методов воспитания — метод естественных последствий, когда ребёнок сам сталкивается с последствиями своего поведения, и это само по себе становится наказанием. Например, не захотел собирать свои игрушки на улице — ушли без них, ребёнок лишился игрушек.
  4. Ребенок должен понимать за что наказывают и заранее знать, какое наказание последует за его проступок. Если наказания «придумываются на ходу» по принципу «раз ты себя так ведёшь, то тогда не будешь смотреть мультфильмы», то ребёнком это воспринимается как импульсивность взрослого и часто кажется ему несправедливым. Поэтому с ребёнком заранее оговаривают правила в семье и проговаривают, что будет, если эти правила нарушаются. Для наглядности можно нарисовать (или написать для детей постарше) эти правильна листе бумаги, а напротив сделать значки, обозначающие поощрения в случае выполнения их и наказания в случае нарушения.
  5. В качестве наказаний нельзя применять оскорбления, унижения, физическую силу. Битье ребёнка — это больше про бессилие родителей и эмоциональное истощение их же, а не про воспитание. Результатом насилия может быть невроз или агрессивность и плохое поведение, но не правильно воспитанный счастливый человек. Допустимые варианты — это ограничения и лишения, которые оговариваются заранее, и ребёнок «в курсе».
  6. Экстренный способ остановить разбушевавшееся чадо — метод тайм-аута. Это когда ребёнка, поведение которого «вышло из берегов» отправляют в комнату на несколько минут «успокоиться». Считается, что психологически безопасен тайм-аут продолжительностью количеству минут равных возрасту (в три года это 3 минуты, в 4 года — 4 и т.д.). При этом не идут речь о кладовках, туалетах и темных комнатах. Светлая комната с окном и безопасной атмосферой.
  7. Самое важное: даже будучи наказанным, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности. В случае, когда он ощущает угрозу своему здоровью, достоинству или взаимоотношениям с родителями, негативные эмоции могут оказаться настолько сильными, что наказание не только не приведёт к желаемому результату, но и вызовет неожиданные и нежелательные психологические последствия.

Советы родителям:

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.

2. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.

3. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации невозможно.

4. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

5.Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.

6. Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня.

7. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

8. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

9. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

-Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

-Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

-Упрямство–свидетельство желания быть независимым;

-Агрессия–ребенок ищет способ самозащиты;

-Суета,беготня–ребенок дает выход энергии.

13. Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.

14. Не вводите в жизнь ребенка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

15. Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и нежных.

16. Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

17. Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать самому.

Похвалить — поругать, простить — наказать

Похожие сказки:

  • Песенки ЖелезновойПесенки Железновой Песенки Железновой

    Введение

    Авторами методики раннего музыкального развития детей "Музыка с мамой" являются отец и дочь Железновы Сергей Станиславович и Елена […]
  • Научить дошкольника ориентироваться в пространствеНаучить дошкольника ориентироваться в пространстве Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Умение ориентироваться в пространстве
    - одна из важнейших составляющих познания […]
  • Как научить ребенка определять время по часамКак научить ребенка определять время по часам Как научить ребенка определять время по часам

    Как научить ребенка определять время по часам
    Научить определять время

    Мышление маленьких детей – не такое как у взрослых. Малышам […]
  • Сказки малышам от 6 месяцев до 2 летСказки малышам от 6 месяцев до 2 лет Сказки малышам от 6 месяцев до 2 лет

    Многие родители думают, что для восприятия сказок их ребёнок должен достичь возраста 1,5-2 лет, а малышам сказки совсем ни к чему.

    Дети, с […]
  • Русские народные сказки 2Русские народные сказки 2 Русские народные сказки 2
    Морозко
    Живало-бывало – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и […]
  • Загадки о животных, новые, на логикуЗагадки о животных, новые, на логику Загадки о животных, новые, на логику

    Загадки для детей. Корней Чуковский

    1

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нём.
    И он разбился, и оттуда
    Живое […]
  • Сказки для малышей от 2 до 3 лет с иллюстрациямиСказки для малышей от 2 до 3 лет с иллюстрациями
    Сказки для малышей от 2 до 3 лет с иллюстрациями
     
    Добрые и понятные сказки погрузят малышей в царство фантастических грез. Несложный по своей структуре текст, увлекательный сюжет и […]
  • Веселое путешествиеВеселое путешествие Веселое путешествие
    Пип и Летта собирались в гости. Лететь было очень далеко - на самый край галактики, и Пип очень волновался. Он очень давно не выбирался в те края, и поездка могла […]

Добавить комментарий