Развитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средства – Детские сказки читать на ночь Развитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средства – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Развитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средства

Страницы: 1 2 3

Развитие интеллектуальных способностей детей

Развитие интеллектуальных способностей детей

Какие способности называют интеллектуальными и их составляющие

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков, решения нестандартных задач.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Интеллектуальные способности имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов.

Составляющие интеллектуальных способностей

Основными действующими компонентами, образующими интеллект являются:

  • способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта,
  • способность комбинировать и преобразовывать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих,
  • способность рассуждать и делать выводы проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи,
  • способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику.

Например, составляя пазлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Виды интеллекта, их свойства

Выделяют семь видов интеллекта:

  1. Аналитический. Представляет собой умение оценивать, сопоставлять, сравнивать данные, а также разделять на отдельные части.
  2. Логический интеллект – это возможность размышлять, делать выводы, не нарушая формальную логику.
  3. Люди с критическим мышлением подвергают критике и оценке любую полученную информацию. Благодаря этому они легко убирают лишнее и недостойное внимания. Результат – чистый взгляд на вещи.
  4. Дедуктивный интеллект побуждает выделять нужную информацию из потока. Это способность сопоставлять то, что написано в разных источниках, объединять данные в единое целое.
  5. Прогностический интеллект помогает планировать будущее, предупреждать, прогнозировать варианты развития событий.
  6. С абстрактным мышлением получается вникать в самую суть математических или философских задач. Люди с таким интеллектом — гении. За считанные секунды они решают в уме сложнейшие уравнения.
  7. Благодаря образному интеллекту человек формулирует метафоры, расшифровывает, упрощает сложные идеи, а также сопоставляет на первый взгляд несопоставимые данные.

Существует еще один вид умственных способностей – умение концентрироваться. Он развит у тех, кто владеет силой воли, умеет контролировать свои чувства и эмоции.

В настоящее время ученые выделяют до восьми различных типов интеллекта. Они представляют собой систему взаимосвязанных интеллектов, предложенную американским психологом Говардом Гарднером. Этот ученый является автором понятия «Множественный интеллект» и выделяет следующие 8 типов интеллекта:

– Лингвистический интеллект;

– Логико-математический интеллект;

– Визуально-пространственный интеллект;

– Музыкальный интеллект;

– Телесно-кинестетический интеллект;

– Натуралистический интеллект;

– Внутриличностный интеллект;

– Межличностный интеллект.

Таким образом, наш интеллект представляет собой сложную конструкцию, состоящую из набора навыков и умений, которые позволяют нам адаптироваться к окружающей среде эффективным образом. Наш интеллект становится залогом выживания.

Стадии развития интеллекта

(Ж. Пиаже)

1. До возраста 1,5 — 2 года  продолжается сенсомоторная стадия. Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.

2. В период от  3 до 7 лет  идет  дооперациональная стадия. Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты.

В период сенсомоторной и дооперационной стадий суждения детей категоричны, не связаны логической цепочкой. Особенностью периода является эгоцентризм, который не стоит путать с эгоизмом.

3. С 7 до 12 лет  проходит стадия конкретных операций. Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому. Уже начиная с семи лет у ребенка начинает активно формироваться понятийное мышление.

4. С 12 лет и далее  идет стадия формальных операций, которая характеризуется способностью к комбинаторному мышлению. Проявляется способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте других людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

Мифы об интеллекте и  выращивании интеллектуалов

1. Мы знаем, что такое интеллект.

Сегодня к интеллектуальным способностям человека относят развитую память, умение анализировать большое количество информации, адаптироваться к новым условиям, управление вниманием, умение контролировать своё эмоциональное поведение, по различным внешним показателям понимать эмоциональное поведение других, логичность и образность мышления. Все вышеописанное – совершенно разные процессы, смешанные в одну кучу под видом интеллекта. Интеллект – это не мышление! И это не машина по переработке большого количества информации и не память-копилка.

У интеллекта совсем другой принцип действия, не ментальный (мышление, аналитика, логика) и не эмоциональный.

В начале 20 века психологи придумали тест на IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта), он введён во многих школах мира, но на самом деле является полной профанацией: тест IQ лишь измеряет твои способности угадать правильный ответ на заданный вопрос с точки зрения его разработчика (как и ЕГЭ), не всегда однозначный и измеримый: если это и говорит о развитии интеллекта, то весьма отдалённо.

Всё это говорит о том, что человечество пытается развивать интеллект, не зная, что такое интеллект. И подписывает под развитие интеллекта любые желаемые навыки и умения, подменяя этим истинное развитие интеллекта. Неудивительно, ведь к этому человечество приучали на протяжении нескольких веков.

Правда: интеллект работает с сутью. Не с мыслями (ментальные процессы), хотя они и входят как часть. Он распознаёт суть как некие зёрна истины, проникая в неё и проникаясь ей. Саму суть, как таковую, невозможно передать словом, её можно лишь прожить, проникнуться ею. Но постараться выразить словом какой-то её ракурс можно.

«...Мысль изречённая есть ложь...» Ф.И. Тютчев.

Каждый день мозг даже самого глупого человека выполняет миллиарды операций. Без его импульсов невозможно пошевелиться. И интеллект зависит от мозга.

2. Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой.

Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий