Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Развитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средства


Содержание

Развитие интеллектуальных способностей детей

Развитие интеллектуальных способностей детей

Какие способности называют интеллектуальными и их составляющие

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков, решения нестандартных задач.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Интеллектуальные способности имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов.

Составляющие интеллектуальных способностей

Основными действующими компонентами, образующими интеллект являются:

  • способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта,
  • способность комбинировать и преобразовывать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих,
  • способность рассуждать и делать выводы проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи,
  • способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику.

Например, составляя пазлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Виды интеллекта, их свойства

Выделяют семь видов интеллекта:

  1. Аналитический. Представляет собой умение оценивать, сопоставлять, сравнивать данные, а также разделять на отдельные части.
  2. Логический интеллект – это возможность размышлять, делать выводы, не нарушая формальную логику.
  3. Люди с критическим мышлением подвергают критике и оценке любую полученную информацию. Благодаря этому они легко убирают лишнее и недостойное внимания. Результат – чистый взгляд на вещи.
  4. Дедуктивный интеллект побуждает выделять нужную информацию из потока. Это способность сопоставлять то, что написано в разных источниках, объединять данные в единое целое.
  5. Прогностический интеллект помогает планировать будущее, предупреждать, прогнозировать варианты развития событий.
  6. С абстрактным мышлением получается вникать в самую суть математических или философских задач. Люди с таким интеллектом — гении. За считанные секунды они решают в уме сложнейшие уравнения.
  7. Благодаря образному интеллекту человек формулирует метафоры, расшифровывает, упрощает сложные идеи, а также сопоставляет на первый взгляд несопоставимые данные.

Существует еще один вид умственных способностей – умение концентрироваться. Он развит у тех, кто владеет силой воли, умеет контролировать свои чувства и эмоции.

В настоящее время ученые выделяют до восьми различных типов интеллекта. Они представляют собой систему взаимосвязанных интеллектов, предложенную американским психологом Говардом Гарднером. Этот ученый является автором понятия «Множественный интеллект» и выделяет следующие 8 типов интеллекта:

– Лингвистический интеллект;

– Логико-математический интеллект;

– Визуально-пространственный интеллект;

– Музыкальный интеллект;

– Телесно-кинестетический интеллект;

– Натуралистический интеллект;

– Внутриличностный интеллект;

– Межличностный интеллект.

Таким образом, наш интеллект представляет собой сложную конструкцию, состоящую из набора навыков и умений, которые позволяют нам адаптироваться к окружающей среде эффективным образом. Наш интеллект становится залогом выживания.

Стадии развития интеллекта

(Ж. Пиаже)

1. До возраста 1,5 — 2 года  продолжается сенсомоторная стадия. Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.

2. В период от  3 до 7 лет  идет  дооперациональная стадия. Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты.

В период сенсомоторной и дооперационной стадий суждения детей категоричны, не связаны логической цепочкой. Особенностью периода является эгоцентризм, который не стоит путать с эгоизмом.

3. С 7 до 12 лет  проходит стадия конкретных операций. Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому. Уже начиная с семи лет у ребенка начинает активно формироваться понятийное мышление.

4. С 12 лет и далее  идет стадия формальных операций, которая характеризуется способностью к комбинаторному мышлению. Проявляется способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте других людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

Мифы об интеллекте и  выращивании интеллектуалов

1. Мы знаем, что такое интеллект.

Сегодня к интеллектуальным способностям человека относят развитую память, умение анализировать большое количество информации, адаптироваться к новым условиям, управление вниманием, умение контролировать своё эмоциональное поведение, по различным внешним показателям понимать эмоциональное поведение других, логичность и образность мышления. Все вышеописанное – совершенно разные процессы, смешанные в одну кучу под видом интеллекта. Интеллект – это не мышление! И это не машина по переработке большого количества информации и не память-копилка.

У интеллекта совсем другой принцип действия, не ментальный (мышление, аналитика, логика) и не эмоциональный.

В начале 20 века психологи придумали тест на IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта), он введён во многих школах мира, но на самом деле является полной профанацией: тест IQ лишь измеряет твои способности угадать правильный ответ на заданный вопрос с точки зрения его разработчика (как и ЕГЭ), не всегда однозначный и измеримый: если это и говорит о развитии интеллекта, то весьма отдалённо.

Всё это говорит о том, что человечество пытается развивать интеллект, не зная, что такое интеллект. И подписывает под развитие интеллекта любые желаемые навыки и умения, подменяя этим истинное развитие интеллекта. Неудивительно, ведь к этому человечество приучали на протяжении нескольких веков.

Правда: интеллект работает с сутью. Не с мыслями (ментальные процессы), хотя они и входят как часть. Он распознаёт суть как некие зёрна истины, проникая в неё и проникаясь ей. Саму суть, как таковую, невозможно передать словом, её можно лишь прожить, проникнуться ею. Но постараться выразить словом какой-то её ракурс можно.

«...Мысль изречённая есть ложь...» Ф.И. Тютчев.

Каждый день мозг даже самого глупого человека выполняет миллиарды операций. Без его импульсов невозможно пошевелиться. И интеллект зависит от мозга.

2. Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой.

Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

3. Мозг работает на 10%.

На самом деле мозговая активность задействуется на все 100% но не все в одно и тоже время. Мозг проделывает огромную работу, и это не только мышление и создание. Он также отвечает за все наши двигательные функции, в том числе и за движение, равновесие и дыхание. Он контролирует нашу сознательную и бессознательную деятельность 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Мы даже порой и не подозреваем, но наш мозг постоянно поглощает, обрабатывает, хранит и ссылается на имеющуюся информацию благодаря огромному количеству нейронов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. До тех пор, пока мозг не повреждается в результате травмы, болезни или инсульта, трудно понять всю его значимость и сложность его работы.

4. Развивает ребенка только общение со взрослыми.

Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.
В школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

5. Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить.

На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

В семье гениев не рождаются одни ученые, как и наоборот. Окружающая среда формирует интеллект, а не гены.Толчок дается в первые 4−6 лет жизни. Человек может развиваться в любом возрасте, но если остановится, застопорится и интеллект.

6. Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление.

Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

7. Разгадывание кроссвордов – это способ развить свой интеллект.

Существуют безосновательные убеждения, что удастся «накачать» мозги разными методами — развивающими играми, чтением книг и прочими. Правда состоит в том, что кроссворды не делают человека умнее, они на самом деле подготавливают мозг. Они действительно позволяют получить определенные навыки, но в конкретном направлении. Едва стоит сменить сферу деятельности, как человек снова становится дилетантом. Изучая один язык, невозможно бегло заговорить на всех остальных.

8. Интеллект зависит от нации.

Например, существует мнение, что азиаты сильны в математике. На самом деле в соответствующих странах просто уделяется повышенное внимание изучению этой науки.

9. Достаточно быть специалистом или даже гением лишь в одной области, не нужно получать знания во всех остальных.

Развитие интеллекта и памяти предполагает гармонию, общее расширение кругозора. В качестве наглядного примера можно привести физиолога, разбирающегося во всех тонкостях своей профессии, но неспособного правильно подсчитать сдачу в магазине.

10. Прослушивание классической музыки поднимает IQ.

В 1993 году, когда ученые обнаружили, что познавательная способность студентов значительно улучшилась после того, как они прослушивали сонату Бетховена для двух фортепиано, открылась возможность для различного рода улучшений интеллекта.

Названное как «эффект Моцарта», одно исследование показало, что студенты, которые слушали 10 минут классическую музыку, увеличили свой пространственный уровень интеллекта на 8-9 пунктов. Возможности улучшения интеллектуальных способностей при помощи прослушивания классической музыки бесконечны.

Почему многие умные люди верят в эффект Моцарта? Будучи частью целостного общества, мы озабочены тем, чтобы найти быстрый и легкий путь для повышения интеллекта.

11. Интеллект снижается с возрастом

Это правда, что с возрастом, мозг, как и все остальные части нашего тела изменяются. Мы реагируем на все не так быстро. Приблизительно до 25 лет большинство из нас постоянно совершенствует свои навыки и оттачивает свою память. Пик этой активности наступает в 28 лет, потом все идет на спад. С каждым десятилетием наши способности снижаются.

Недавние исследования показали, что возможно пожилые люди и не обладают теми когнитивными навыками, которыми они распоряжались в юности, у них есть мудрость.

Мудрость, опыт и практические знания, основанные на многолетнем опыте. Несмотря на то, что долговременная память у пожилых людей лучше «использует и хранит» информацию, чем кратковременная, это не причина сдаваться времени. Также как и тело, мозг любит активную работу. Продолжайте учиться, продолжайте заниматься и делиться своей мудростью.

12. Интеллект — магия, колдовство.

Настоящий интеллект всегда интриговал и пугал человечество, он всегда казался чем-то страшным и непознаваемым, из ряда вон выходящим. В Средние века тех, кто имел мало-мальски развитый интеллект, чаще всего сжигали на кострах – слишком еретическими и страшными казались взгляды, выходящие за рамки устоявшихся норм и правил, которые человечество по инерции во все века расширяет с неохотой.

Правда: интеллектэто не магия и не колдовство.

Настоящему интеллекту важен масштаб, простор деятельности и перспективы: изменить мир к лучшему – вот это достойная задача.

Настоящий интеллект может «читать между строк», проникая в суть вещей: достаточно нескольких элементов, чтобы достроить цельную картину всей системы, не имея других исходных данных о ней (например, впервые читая текст по какому-то вопросу, интеллект одномоментно сканирует записи в информационном пространстве, в сотые доли секунды связывая их между собой, достраивает это в цельную картину происходящего, успевая соотнести её с собственной уже имеющейся картиной мира и ценностями, построить прогнозы и варианты методов действия и оценить степень их эффективности).

Или, видя человека впервые и не зная о нём ничего, ты знаешь, какой он и какая его внутренняя суть; при необходимости твой интеллект может сосканировать его мечты и желания, таланты и способности, какие у него задатки и потенциал, кем ему лучше быть в самом оптимальном варианте и куда идти по жизни.

Один из показателей развитого интеллекта – обострённое «чувство» достоинства, чести, совести и благородства. А от их отсутствия будет страдать и стремиться сделать всё, чтобы развить их и у себя, и у окружающих (именно поэтому мы так любим культуру российских аристократов 18-19 веков, она во многом отличается чертами развитого интеллекта).

Развитый интеллект сканирует тенденции, интуитивно знает, что происходит в разных сферах, даже в тех, где он, на первый взгляд, не специалист; может предсказывать и просчитывать заранее то, что может произойти и что и когда нужно сделать, чтобы это предупредить. Настоящий интеллект видит то, чего ещё нет, но что очень нужно человечеству в той или иной сфере и что необходимо изобрести или разработать. Иногда сам же и разрабатывает, т.к. никто другой этого ещё увидеть не может (например, Тесла).

Развитый интеллект видит, когда то или иное общество идёт в тупик или начинает застаиваться на месте. Он открыт новому и готов его распознать и принять одним из первых.

Проявления интеллектуальных способностей у детей по возрастам и этапам

Наиболее интенсивно интеллектуальные способности развиваются то 2 до 12 лет.

Первый этап. У малышей от 3 лет и младше

В этом возрасте интеллектуальное развитие — это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта малыша. Ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств.

  • Знакомство с запахами, вкусами и звуками. При этом у малыша развивается умение различать вкусы, запахи, звуки и присваивать определенные характеристики ряду предметов. «Яблоко имеет свою форму, свой вкус, свой запах, а роза выглядит, пахнет и ощущается совершенно по-другому.»
  • Огромное значение для детей имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику.
  • Делайте ребенку массаж и почаще прикасайтесь к нему, чтобы помимо вашего тепла он еще и познавал своё тельце через ваши прикосновения.
  • С первых дней жизни малыш различает красный, белый и черный цвета, так что дайте ему возможность видеть их и различать — повесьте над кроваткой игрушки разных геометрических форм и цветов, чтобы ребенок замечал некую разницу между ними. Происходит знакомство с предметами различных размеров, формы, текстуры и материала. Ощупывая, покусывая, кидая и ломая их, ребенок постепенно осознает, что различные предметы имеют различные свойства.
  • С самого рождения говорите с малышом, читайте ему, корчите ему рожицы. Даже если малыш еще только научился фокусировать свой взгляд, в его маленькой головушке всё равно укладывается вся сказанная вами информация.
  • Если ребенок сыт и спокоен, оставьте его хотя бы на минутку одного, чтобы он без вас осмотрелся вокруг и выбрал ту игрушку или предмет, который ему приглянется, а вы понаблюдайте, что он будет с ним делать.
  • Танцуйте вместе с малышом, пейте колыбельные, даже если вам «медведь на ухо наступил». Для вас главное — развитие у детей чувства ритма, понимание мелодии, а не доскональное изучение нотной грамоты.
  • Если вас интересует раннее развитие интеллекта у детей, то старайтесь не ограничивать их в движениях, в познании, откажитесь от пеленания в пользу свободных вещей, создайте детям условия для работы моторики, для прикосновения ручками и ножками к различным предметам.
  • Обязательно покупайте малышу развивающие игрушки.

Второй этап. От 3-4 лет

В данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность, появляется желание выполнять самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно. Следует всяческими способами поощрять инициативу малыша, которая изредка возникает.Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д. Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям. Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам. Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах. Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком. Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи.

Для развития обучаемости детей:

  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

Третий этап. Дошкольники

У них в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. Они мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития.

Дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

В возрасте 5 -7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Основы таких сложных психических функций, как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память,  можно начинать формировать в старшем дошкольном возрастеРазвитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной.

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур.

Четвертый этап. Школьники

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление.

В возрасте 7-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Упражнения, приемы и средства развития интеллекта

Перед тем, как начать развивать свой интеллект, нужно усвоить одно правило: занятия должны быть комплексными, регулярными.

Логические и интеллектуальные игры

К ним относятся шахматы, шашки, нарды, покер, различные головоломки. Их задача – улучшить умственные способности, память, концентрацию внимания.

Занятия математикой, точными науками

По мнению Ломоносова, с помощью математики можно привести в порядок ум. Он прав, поскольку работа с уравнениями и задачами – отличная возможность развить интеллект. Здесь задействуется сразу несколько его типов: абстрактное мышление, способность критиковать и анализировать, а также сравнивать, приводить к единому целому. Такие занятия хорошо тренируют память и концентрацию внимания. По сути, это упражнения для всех видов интеллекта.

Чтение художественной литературы

Научно доказано, что чтение не только обогащает наш словарный запас и тем самым развивает наш лингвистический интеллект, но и помогает развивать наше воображение.

Обучение

Наш мозг обладает способен принимать и анализировать информацию. Также он показывает, как применять ее в жизни. Не зря говорят, что учение – это свет. Даже если полученная информация не пригодится в жизни, обучение считается успешным. Оно способствует расширению кругозора, развитию памяти, улучшению способности концентрировать внимание. Плюс ко всему, чем больше человек учится, тем легче ему постигать новое.

Изучение других языков

Согласно мнению ученых, изучение иностранных языков позволяет сохранять высокий уровень интеллекта даже в пожилом возрасте. Изучение иностранных языков способствует развитию практически всех видов интеллекта. Достаточно следовать нескольким простым советам:

  1. Слушать песни на иностранном языке. Делать это нужно все время, например, при длительных поездках или при уборке квартиры. Главный секрет успеха – регулярность.
  2. Смотреть иностранные клипы. Зачастую одновременно с ними идут субтитры, в которых произносимые слова подсвечиваются другим цветом.
  3. Смотреть фильмы с простым, понятным сюжетом. Диалоги и актерская игра помогут понять, какие эмоции герои испытывают в данный момент.

Общение с людьми

Взаимодействие с окружающими людьми имеет массу преимуществ:

  • расширяет кругозор;
  • дает новую информацию;
  • помогает устранить комплексы;
  • придает уверенности в себе;
  • способствует развитию умственных способностей;
  • повышает самооценку.

Ввиду этого нужно как можно больше времени уделять общению. Желательно, чтобы оно было живым. Но если такой возможности нет, можно общаться в социальных сетях.

Делать привычные вещи непривычными

Каждый человек имеет множество полезных привычек. День ото дня люди чистят зубы, умываются, ходят на работу, смотрят телевизор, выполняют другие обыденные дела. При этом у головного мозга совсем нет развития, поскольку действия отточены до автоматизма.

Можно ли развить свой ум в перечисленных случаях? Ответ утвердительный. Нужно только изменить привычки. К примеру, можно пойти другой дорогой на работу или приготовить на завтрак новое блюдо. Как вариант – надевать одежду в непривычном порядке. Звучит смешно и нелепо. Но эти действия заставляют мозг работать. Благодаря этому развивается интеллект, улучшаются умственные способности, осознанность, креативность.

Позитивное мышление

Жизнь не всегда идет по намеченному плану. Часто происходят ситуации, выбивающие из колеи, вгоняющие в депрессию. Можно, конечно, впадать в панику и бить тревогу. Но это ничего не изменит. Лучше собраться с силами, подняться, пойти дальше.

Позитивное мышление побуждает принимать неудачи за шанс стать лучше, умнее, решительнее. Благодаря ему человек сохраняет спокойствие, концентрируется на проблеме, в кратчайшие сроки находит способ решения. А это прямой путь к развитию способности мыслить.

Видение перспектив

Любые усилия, в конце концов, к чему-то приводят. Нужно четко обозначить результат действий, поставить цель — тогда двигаться вперед будет легче. Это правило касается всех сфер жизни.

Человеку нужно знать, к чему приведет стремление к совершенствованию и самообразованию. Возможно, это будет личностный или карьерный рост. Или это — возможность получить желаемую должность. В любом случае видение перспектив от развития умственных способностей – залог успеха.

Физические нагрузки

Это непрямой способ развития интеллектуальных способностей. Однако он не менее эффективен, чем остальные. И тому есть две причины:

  1. Занятия спортом улучшают циркуляцию крови, насыщают организм кислородом, провоцируют выработку белков. Благодаря этому головной мозг начинает работать активнее.
  2. Физическая работа помогает отдохнуть умственно, освобождает интеллект от лишней информации, позволяет «перезагрузиться».

Одновременное физическое и интеллектуальное развитие – это то, к чему нужно стремиться каждому человеку. Оба эти занятия позволяют найти себя, обрести гармонию с душой и телом. Но есть одно но: заниматься нужно регулярно.

Для того, чтобы стать умнее, держите свой мозг «голодным»

Поддерживайте в себе тягу к знаниям. «Кормите» свой мозг информацией и знаниями, которые вам интересны, не столько для того, чтобы стать всезнайкой, скорее для того, чтобы быть в гармонии с самим собой.

Помните, что ваш мозг должен поощрять и использовать нейронные связи, чтобы работать на всю мощность, так что любая новая информация сделает ваши мыслительные процессы более подвижными в части хранения и восстановления информации.

Никогда не ложитесь спать, не узнав что-то новое.

Для развития интеллекта разговаривайте сами с собой

Несмотря на то, что традиционно это ассоциируется с сумасшедшими, которые бормочут или кричат в одиночку, ученые пришли к выводу, что вести разговор с самим собой – это очень полезно для мозговой деятельности. Когда мы таким способом создаем сами для себе инструкции, нам удается упростить и обобщить задачу, над которой мы работаем в настоящий момент времени, и оптимизировать наши ресурсы и навыки, чтобы решить возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

Используйте Twitter

Недавние исследования показали, что обмен твитами помогает и улучшает нашу способность к синтезу. Мы должны уметь резюмировать и обобщать наше мнение о чем-то в сжатой и последовательной форме, не более 140 символов. Если вы не хотите использовать Twitter, вы можете просто взять бумагу, карандаш и записать мысль с таким же ограниченным количеством символов. Если вы будете делать это часто, вы будете удивлены тем, как со временем вам удается все лучше и лучше выразить в нескольких словах то, что у вас на душе.

Советы родителям по развитию интеллекта детей

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развитие интеллектуальных способностей детей

Похожие сказки:

Добавить комментарий