Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Развитие речи у детей 2-4 лет

Развитие речи у детей 2-4 летРазвитие речи у детей 2-4 лет

Развитие речи у детей 2-4 лет

Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок.

Развитие речи в раннем возрасте

Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность.

Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.

Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша.

Стадии развития речи ребенка

Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, поэтому  специалисты не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.

Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.

Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

ВозрастРазвитие речи
1-3 месяцаКрик.
3-6 месяцевГуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).
4-5 месяцевВизг, смех. Гуление в различных интонациях.
6 месяцевЛепет (слоги «ма», «ба»).
7-8 месяцевУвеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.
9-11 месяцевПростые слова («мама», «баба», «дай», «на»).
1–1,5 годаПростые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).
2-3 годаФразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.
3 – 4 годаФразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

 

Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина».

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Первые фразы

Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек».

Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом.

Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:

  • Читать ребенку книги, соответствующие его возрасту;
  • Рассматривать картинки;
  • Слушать с ребенком музыку, петь песни, танцевать;
  • Отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;
  • Обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать увиденное;
  • Следить за чистотой собственной речи;
  • Поощрять общение с детьми.

Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика.

Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.

Неразборчивая речь у ребёнка

Такие жалобы мне приходится слышать от родителей, которые беспокоятся, что ребёнка не понимают окружающие.

Бывает, что дети говорят искажёнными словами, которые напоминают набор звуков. Например, собака — «тапака», кукла — «ука».

Речь идёт об искажении звуко-слоговой структуры слова. Дети могут пропускать слоги, менять их местами, заменять звуки другими, не договаривать окончания слов. Иногда даже родители не всегда понимают, что хочет сказать их малыш.

Играя со своим малышом в игры, которые описаны ниже, вы поможете сделать его речь более правильной и разборчивой.

Игры и упражнения на совершенствование звуко-слоговой структуры слова:

  1. «Разрезные картинки». Такую игру несложно сделать дома. Вам нужно будет разрезать картинки на несколько частей. Количество частей должно соответствовать, количеству слогов в этом слове. Например, картинку, на которой нарисована «че-ре-па-ха» нужно разрезать на 4 части. Сначала попросите ребёнка сложить картинку, а затем проговорите слово по слогам, указывая пальцем на каждую часть картинки. Малыш должен повторить за вами. Такая игра поможет ребёнку произносить слова, не теряя слогов. Слова нужно подбирать с постепенным усложнением: сначала простые (роза, лапа, собака), затем — более сложные (ключ, марка, самокат, пуговица, сковорода).
  2. «Хлопки». Очень эффективным приёмом является отхлопывание слова по слогам. То есть, проговаривая слово «коза», нужно хлопнуть два раза, затем малыш повторит за вами. Можно стучать по столу, топать ногой — всё это поможет произнести слово верно. Словесный материал также нужно усложнять. Сначала начинаем с лёгких слов типа море, санки, картина, бегемот. Когда такие слова будут легко даваться вашему малышу, можно будет начать отрабатывать более сложные по структуре слова, такие как баскетбол, кинотеатр, аквариум, строитель и т.п.
  3. «Кулачки». Ещё один способ деления слов на слоги: кладём подбородок на кулачки, и произносим слово. Как только подбородок упирается в кулачок, начинается новый слог. Таким способом количество слогов сосчитать будет несложно.
  4. «Поезд». Ребёнок выкладывает «вагончики» и пропевает каждый слог. Сколько слогов в слове, столько в поезде вагонов. Вагончиками могут служить прямоугольники из картона, спичечные коробки или детали от конструктора.
  5. «Волшебники». Предлагаем ребёнку превратить слова в более простые. (Самолёт – летает сам). Дальше можно сделать наоборот, простые слова сделать сложными (пыль сосёт – пылесос).
  6. «Микрофон». Предлагаем ребёнку повторить за вами сложные слова с различной силой голоса (громко, тихо, шёпотом).

Специалисты утверждают, что для того, чтобы ребёнок начал употреблять в речи новое слово, требуется от 70 до 90 его повторений со стороны взрослого.

Повторяйте, подсказывайте вашему малышу, играйте и общайтесь с ним, и результат вам гарантирован.

Учимся выговаривать с ребёнком буквы л, р, ш, ж, к

Неправильное произношение букв может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем «тащить» детей к логопеду, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой проблемой.

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно не сложно.

  1. Главное условие — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.
  2. Научите ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом. Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
  3. Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
  4. Любое занятие нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.:
  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда.

После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

Учимся выговаривать с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к».

Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Учимся выговаривать с ребёнком букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д.

Учимся выговаривать с ребёнком букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах.

а) Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ.

б) Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади.

в) Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением.

г)Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Учимся выговаривать с ребёнком звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Учимся выговаривать с ребёнком букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев.

Похожие сказки:

  • Учим цвета и оттенки с ребенкомУчим цвета и оттенки с ребенком Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим различать цвета и оттенки
    Дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – […]
  • Формирование запретов для детейФормирование запретов для детей Формирование запретов для детей
    Формирование запретов для детей
    Научить ребенка понимать слово «нельзя»
    В жизни малыша обязательно наступит тот момент, когда родители говорят […]
  • Научить дошкольника ориентироваться в пространствеНаучить дошкольника ориентироваться в пространстве Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Умение ориентироваться в пространстве
    - одна из важнейших составляющих познания […]
  • Возрастные особенности общения с детьмиВозрастные особенности общения с детьми Возрастные особенности общения с детьми
    Общение с детьми по возрастам
    Родители хотят знать, как им общаться с ребенком, чтобы не только он слышал их, но и они сами понимали внутренний […]
  • Развитие ребенка через рисованиеРазвитие ребенка через рисование Развитие ребенка через рисование
    Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка.
    Развитие ребенка через […]
  • Подготовка руки к письмуПодготовка руки к письму Подготовка руки к письму
    Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Иначе в школе у ребенка может быть неуверенный или неаккуратный почерк. Подобных […]
  • Знания навыки умения информацияЗнания навыки умения информация Знания навыки умения информация

    Знания навыки умения информация
    Знания, умения, навыки

    Осознанность усилий как функция компетентности

    Навыки - как частично автоматизированные […]
  • Секреты обучения родителейСекреты обучения родителей Секреты обучения родителей
    Стать ребенку другом
    Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.
    Индийская пословица.
    Хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в […]

Добавить комментарий