Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Развитие творческих способностей, ассоциативного и системного мышления

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей ассоциативного и системного мышления

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Все дети рождаются совершенными. Что касается врождённых задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.

Цели, задачи, приёмы творческого развития

По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка. Мир детского творчества безграничен, он свободен от строгих правил и жёстких предписаний.

Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи творческих занятий:

  • познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
  • развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
  • способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
  • развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
  • формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
  • стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.

Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):

  • информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
  • репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
  • проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
  • эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
  • исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.

Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой.

Игры на развитие ассоциативного, системного мышления

«Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8–10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

«Сюрреалистическая игра»

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

 Что на что похоже»

3–4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово тому, кто первый нашёл сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолёта, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Хорошо — плохо»

Для игры выбирается объект, безразличный ребёнку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества, положительные и отрицательные с точки зрения ребёнка . Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.
— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться.
— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, когда карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

«Теремок»

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребёнок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображён музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки»

Ребёнку даётся набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5–7 фигурок). Заранее изготавливаются 5–6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

 

Виды деятельности, развивающие творческие способности

Нетрадиционное рисование

Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.

Примеры использования техник нетрадиционного рисования:

  • Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
  • Техника проступающего рисунка (рисование свечой). Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.
  • Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
  • Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
  • Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
  • Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
  • Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.

Кулинария

Дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:

  • разгадывают загадки об овощах;
  • узнают о таком необычном растении, как бешеный огурец, который при прикосновении взрывается и разбрасывает вокруг себя семена;
  • мечтают оказаться на весёлом празднике томатов в далёкой Италии;
  • определяют овощи по запаху и на ощупь, узнают масло по этикетке на бутылочке;
  • учатся аккуратно нарезать овощи, раскатывать тесто, пользоваться тёркой;
  • придумывают названия приготовленным блюдам;

Конструирование городов и зданий

Конструирование из настольных или напольных наборов станет практической частью занятия по архитектуре, диковинного дворца для Золушки, уютного домика для Красной Шапочки, сказочных хором для Алёнушки. Простые бумажные коробки с помощью клея, ножниц, картона и детской фантазии превращаются в неприступные крепости с подъёмными мостами, величественные дворцы с остроконечными башенками. Большие строительные модули станут прекрасным материалом для конструирования современных жилых зданий, школ, магазинов, спортивных комплексов в полный детский рост. В сконструированных городах дети могут поселить свои игрушки, «посадить» бумажные деревья, проложить железные дороги и автомагистрали.

Литературное творчество

Литературное творчество пробуждает живые эмоции ребёнка, активизирует воображение, развивает образное восприятие мира, формирует речевую культуру.

Приёмы словесного творчества:

  • Составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — облако. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, качество, действие): какое? – белое, пушистое, плывёт; что бывает таким же? – снег, цыплёнок, кораблик. Далее детей просят дать образные характеристики объектам, которые они назвали: выпавший снег, маленький цыплёнок, плывущий кораблик. После заполнения таблички, воспитатель просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Не». Окончательный вариант загадки про облако: «Белое, как выпавший снег, пушистое, как маленький цыплёнок, плывёт, но не кораблик».
  • Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – ребятам предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект, о котором будет составлено предложение (деревья), определяется свойство (золотистые), затем подбирается объект со схожим признаком (одежда), указывается место (осенний лес), наконец, составляется предложение (Деревья в осеннем лесу нарядились в золотистые одежды).
  • Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. Сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:

«Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную (мальчик-зайчик, лес-лиса, мальчишка-книжка, опушка-кукушка, крыши-мыши и т. д.)

«Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.

  • Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке, в процессе которых педагог просит детей подобрать удачные метафоры, образные словесные сравнения, произвести воображаемое перемещение объекта в прошлое или будущее.
  • Использование приёма эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
  • Составление текстов сказочного типа — пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:

«Чудеса волшебника». Игра выстраивается вокруг приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: вы превратили простой карандаш в волшебную палочку, теперь все ваши желания могут исполниться. Всегда ли это хорошо?

«Новые похождения…». Игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Иванушка оказался в Подводном Царстве. Как встретят его жители Подводного Царства? Какие приключения его ожидают? Кто станет его другом или врагом?

Музыкальное творчество

Ребёнок спонтанно напевает марш для солдатиков, поёт колыбельную кукле во время ролевой игры, придумывает самобытные танцевальные движения в такт, импровизирует и аккомпанирует на детских музыкальных инструментах, получая эстетическое удовольствие и совершенствуя музыкальный слух, чувство ритма и пластику движений. Примеры творческих заданий:

  • «Сыграй танец снежинок на металлофоне»;
  • «Изобрази шуршание осенних листьев с помощью шумовых инструментов»;
  • «Изобрази дуновение ледяного ветра на флейте»;
  • «Придумай танец дождя или солнечных лучиков»;

Детское творчество — это «обыкновенное чудо», позволяющее ребёнку испытать радость созидания. Оно открывает детям простую житейскую истину: ошибки — это всего лишь необходимый опыт на пути к достижению поставленной цели, в творчестве нет пути правильного или неправильного, но нужно найти свою дорогу и смело идти по ней.

Диагностика творческих способностей старших дошкольников

Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика  Н.В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.

Похожие сказки:

Добавить комментарий