Речевой этикет и правила поведения детей
Речевой этикет и правила поведения детей
Речевой этикет
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора.
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать не категорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Формулы речевого этикета
Ситуация общения | Инициативные формулы | Ответные формулы |
Приветствие | — Здравствуй (-те) — Доброе утро! — Добрый вечер! — Добрый день | Аналогичны инициативным формулам |
Прощание | — До свидания — Всего доброго — До встречи — До завтра — Спокойной ночи | Аналогичны инициативным формулам |
Просьба | Просьба– разрешение: — Можно я… — Разреши (-те) … — Разреши (-те), пожалуйста Просьба– побуждение: — …, пожалуйста — Если не трудно…
— Если можно — Очень тебя прошу…
— Ты не можешь? — Вы не смогли бы? | Положительные ответы — Пожалуйста — Да (ДА-да) — Ладно — С удовольствием
— Охотно — Я не против — Не возражаю — Сейчас Отказы — Я не могу… — Я хотел (-а) бы, но… — К сожалению… |
Благодарность | — Спасибо — Большое спасибо — Спасибо Вам (тебе) — Я благодарен Вам | — Пожалуйста — Не за что — Не стоит — На здоровье — Мне было приятно помочь |
Предложение (приглашение) | — Давай (-те)… — Прошу… — Возьмите… — Садитесь, пожалуйста, — Хотите (хочешь) я помогу? | Согласие: — Ладно, я согласен — Спасибо (и др.) Отказ: — Спасибо, не беспокойтесь — Спасибо, я сам (-а) — Извините, но… |
Извинения | — Простите меня — Простите (извините), пожалуйста — Не обижайся (-тесь) — Я виноват (-а) | — Пожалуйста — Ладно — Ничего — Не стоит извинений — Я не сержусь — Ну что Вы (ты)! — Да что Вы (ты)! |
Сочувствие | Сорадость: — Я рад (-а) за тебя — Я рад (-а), что ты… — Ты молодец, что… — У тебя здорово получается Утешение: — Мне очень жаль… — Я не могу чем-нибудь помочь — Не переживай — Я сочувствую тебе — Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач) | — Мне приятно
— Я рад (-а), что тебе нравится
— Спасибо (за сочувствие) Принятие помощи: — Спасибо, если можешь
Отказ от помощи: — Спасибо, но… |
Комплимент | -Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.) — Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…) — Ты лучше всех (что-то делаешь…) — У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…) | — Спасибо
— Спасибо за комплимент
— Вы (ты) меня смущаете
— Спасибо за доброе слово — Не смущай (-те) меня |
Знакомство | — Как вас (тебя) зовут? — Меня зовут…, а вас? — Давайте познакомимся? — Я могу узнать, как тебя зовут? | — Очень приятно. Я -… — Пожалуйста
— Приятно с вами познакомиться — Да, конечно |
Ситуации речевого этикета
Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
- личности собеседников
- место
- тема
- время
- мотив
- цель
Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.
Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.
Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.
Правила поведения для детей
Дома
Семейный этикет
За столом
В гостях
В транспорте
В театре
В общественных местах
Уроки вежливости