Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Речевой этикет и правила поведения детей


Речевой этикет и правила поведения детей

Речевой этикет и правила поведения детей

Речевой этикет и правила поведения детей

Речевой этикет

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

 Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

 Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Речевой этикет и правила поведения детей

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать не категорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Речевой этикет и правила поведения детей

 Формулы речевого этикета

Ситуация общенияИнициативные формулыОтветные формулы
Приветствие— Здравствуй (-те)

— Доброе утро!

— Добрый вечер!

— Добрый день
Аналогичны инициативным формулам
Прощание— До свидания

— Всего доброго

— До встречи

— До завтра

— Спокойной ночи
Аналогичны инициативным формулам
ПросьбаПросьба– разрешение:

— Можно я…

— Разреши (-те) …

— Разреши (-те), пожалуйста

Просьба– побуждение:

— …, пожалуйста

— Если не трудно…

 

— Если можно

— Очень тебя прошу…

 

— Ты не можешь?

— Вы не смогли бы?
Положительные ответы

— Пожалуйста

— Да (ДА-да)

— Ладно

— С удовольствием

 

 

— Охотно

— Я не против

— Не возражаю

— Сейчас

Отказы

— Я не могу…

— Я хотел (-а) бы, но…

— К сожалению…
Благодарность— Спасибо

— Большое спасибо

— Спасибо Вам (тебе)

— Я благодарен Вам
— Пожалуйста

— Не за что

— Не стоит

— На здоровье

— Мне было приятно помочь
Предложение (приглашение)— Давай (-те)…

— Прошу…

— Возьмите…

— Садитесь, пожалуйста,

— Хотите (хочешь) я помогу?
Согласие:

— Ладно, я согласен

— Спасибо (и др.)

Отказ:

— Спасибо, не беспокойтесь

— Спасибо, я сам (-а)

— Извините, но…
Извинения— Простите меня

— Простите (извините), пожалуйста

— Не обижайся (-тесь)

— Я виноват (-а)
— Пожалуйста

— Ладно

— Ничего

— Не стоит извинений

— Я не сержусь

— Ну что Вы (ты)!

— Да что Вы (ты)!
СочувствиеСорадость:

— Я рад (-а) за тебя

— Я рад (-а), что ты…

— Ты молодец, что…

— У тебя здорово получается

Утешение:

— Мне очень жаль…

— Я не могу чем-нибудь помочь

— Не переживай

— Я сочувствую тебе

— Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач)
 

— Мне приятно

 

— Я рад (-а), что тебе нравится

 

 

— Спасибо (за сочувствие)

Принятие помощи:

— Спасибо, если можешь

 

 

Отказ от помощи:

— Спасибо, но…
Комплимент-Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.)

— Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…)

— Ты лучше всех (что-то делаешь…)

— У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…)
— Спасибо

 

— Спасибо за комплимент

 

— Вы (ты) меня смущаете

 

— Спасибо за доброе слово

 

— Не смущай (-те) меня
Знакомство— Как вас (тебя) зовут?

— Меня зовут…, а вас?

— Давайте познакомимся?

— Я могу узнать, как тебя зовут?
— Очень приятно. Я -…

— Пожалуйста

 

— Приятно с вами познакомиться

— Да, конечно

Ситуации речевого этикета

 Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

  • личности собеседников
  • место
  • тема
  • время
  • мотив
  • цель

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Правила поведения для детей

Речевой этикет и правила поведения детей

Дома

Речевой этикет и правила поведения детей

Семейный этикет

Речевой этикет и правила поведения детей

За столом

Речевой этикет и правила поведения детей

 

Речевой этикет и правила поведения детей

В гостях

Речевой этикет и правила поведения детей

В транспорте

Речевой этикет и правила поведения детей

В театре

Речевой этикет и правила поведения детей

В общественных местах

Речевой этикет и правила поведения детей

Уроки вежливости

Речевой этикет и правила поведения детей

 

Речевой этикет и правила поведения детей

Школьный этикет

Речевой этикет и правила поведения детей

Похожие сказки:

  • Развитие творческих способностей, ассоциативного и системного мышленияРазвитие творческих способностей, ассоциативного и системного мышления Развитие творческих способностей
    Развитие творческих способностей ассоциативного и системного мышления
    Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, […]
  • Развитие ребенка через рисованиеРазвитие ребенка через рисование Развитие ребенка через рисование
    Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка.
    Развитие ребенка через […]
  • Познавательно-речевое развитие дошкольниковПознавательно-речевое развитие дошкольников
    Познавательно-речевое развитие дошкольников
    Развитие познавательно-речевой деятельности направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая […]
  • Развитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средстваРазвитие интеллектуальных способностей детей. Упражнения, приемы и средства Развитие интеллектуальных способностей детей
    Какие способности называют интеллектуальными и их составляющие
    Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что […]
  • Развитие детейРазвитие детей Развитие детей

    Системы и методики развития детей

    Развитие мелкой моторики

    Песенки Железновой
    Логоритмика: игровая коррекция нарушения речи детей
    Пальчиковая […]
  • Пословицы и поговорки в картинкахПословицы и поговорки в картинках Пословицы и поговорки в картинках
    В русском языке множество пословиц и поговорок. Они в простых рифмованных строчках могут содержать как забаву, так и очень глубокую мысль. Для […]
  • Игры по сказкамИгры по сказкам Игры по сказкам
    Сказки учат нас жизни, красиво говорить. Читая сказки, мы становимся, добрее, ласковее, отзывчивыми к другим людям.
    Узнай сказку по […]
  • Песенки ЖелезновойПесенки Железновой Песенки Железновой

    Введение

    Авторами методики раннего музыкального развития детей "Музыка с мамой" являются отец и дочь Железновы Сергей Станиславович и Елена […]

Добавить комментарий