Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Введение

Ежедневно мы используем данные, полученные от органов чувств (слышать, видеть, нюхать, трогать, пробовать), и делаем выводы, принимаем решения, выполняем необходимую работу. Любая деятельность человека базируется на его умении отличить форму, цвет, текстуру, запах, вкус, правильно оценить расположение предметов в пространстве, умении пользоваться общепринятыми классификациями предметов (вес, размер, длинна и т.д.).

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Основные сенсорные эталоны.

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов.

Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

цвет – семь цветов спектра, оттенки;

форма – фигуры геометрии;

величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;

звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;

вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;

запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На подсознательном уровне наш мозг выискивает в памяти образ предмета, состоящий из тысячи деталей, выискивает знакомые признаки, подбирает рефлекторные движения. Сформированные на базе первых познаний о мире мышление, воображение, логика и другие умения моментально преобразуют весь объем информации и выдают нам готовый шаблон действий.

Мы не задумываемся, каким образом делать простые вещи, не акцентируем внимание на самом процессе. На практике это выглядит так. Нам говорят нарисовать круг на листочке бумаги. В головном мозге начинается процесс, воспроизводящий из памяти предметы, соответствующие наименованию. В этот же момент включает умение держать карандаш или ручку. Зрение координирует руку, чтобы нанесенный объект соответствовал образу. Все это происходит моментально, автоматически, благодаря развитию сенсорики.

Умение координировать данные органов чувств – бесценно. Оно лежит в основе всех умственных, физических навыков. Заботливые родители понимают, что оставлять сенсорное развитие у детей дошкольного возраста без внимания нельзя.

Сенсорные умения, доведенные до автоматизма в дошкольный период, – залог успешного зарождения и развития более совершенных навыков: мышления, воображения, логики, речи, анализа и синтеза, координации и т.д.

Для каждого из этих навыков необходима прочная база образных знаний о мире, умение вычленять признаки, сравнивать, называть и т.д. – умения, базирующиеся на восприятии, зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой памяти.

Когда начинать развивать сенсорные навыки ребенка?

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать крохе осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простыми и понятными для каждой мамы способами – массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Путь к вершине знаний состоит из множества маленьких шагов, каждый их которых важен и нужен, как база для последующих достижений. Давайте посмотрим, как ребенок осваивает сенсорные навыки с рождения до школы, и узнаем, как на каждой из стадии помочь получить максимальное количество необходимых знаний.

Этапы сенсорного развития дошкольников

Развитие сенсорных знаний у дошкольников можно разделить на несколько этапов — сенсомоторный (развитие двигательных навыков и органов чувств, первичная координация).

1-4 месяц жизни.

Использование врожденных рефлексов (хватание, сосание), совершенствующихся по мере использования и дополняющихся новыми моторными навыками с 1 месяца.

Хватание бутылочки, игрушки становятся все более совершенными и эффективными, закладываются в головной мозг как условный рефлекс.

С 4 до 8 месяцев появляются циркулярные реакции – использование зрения и двигательных навыков для достижения уже знакомого эффекта (удар по подвесной погремушке вызывает звук).

8-12 месяцев.

Преднамеренная координация действий для достижения поставленной цели; 1 – 1,5 года.

Получение новых возможностей через опыт. Кроха стремится использовать уже полученные ранее навыки для совершения действий без определенной цели. Двигать, стучать, пихать, чтобы понять, что произойдет. Полученные результаты запоминаются и применяются в конкретной ситуации.

1,5 – 2 года.

Поиск оригинальных способов для решения поставленной задачи. Изобретение новых вариантов игры и познания. Продуктивный этап (анализ, сравнение, классификация и т.д.):

2-5 лет.

Формирование базы операций. Развитие образного мышления через познание объектов, их признаков и обозначений. Переход от предметной деятельности к игровой, ролевой, созидающей.

5-8 лет.

Начальный уровень конкретных операций. На базе полученных знаний ребенок учится производить расчеты, вычленение, построение и анализ предметов по различным признакам. Понимая очередность развития сенсорных умений у крохи, можно разобраться, как на каждом из этапов родители могут помочь своему ребенку.

Первые ощущения и восприятие ребенка после рождения

С первых минут жизни и до 2 лет ребенок будет находиться на сенсомоторном этапе, подразумевающей освоение базовых навыков движения и умений, связанных с сенсорным опытом. Рождаясь, человек не умеет и не знает ничего, чтобы выжить. Необходимо быстро учиться многим важным вещам: кушать, смотреть, слышать, двигаться и т.д. Природа закладывает в каждого кроху инстинкты, позволяющие ему осваивать все необходимое для выживания, но скорость и качество полученных данных зависят от условий, в которые попадает малыш.

Первым шагом познания являются ощущения. Знакомясь с ними, малыш узнает, что все вокруг имеет цвет, вкус, запах. Реакция на новые чувства у новорожденного – крик. Пока он не умеет по-другому реагировать. С каждым днем интенсивность и окраска звуков, издаваемых ребенком, будет меняться. Хорошо на первой стадии по интонации крика, кряхтения научиться различать разные требования крохи. Это основа для стремления крохи войти в контакт, объяснить свои потребности и начать познавать окружающий мир. Уже в первые дни жизни появляется новое умение – восприятие. Оно отражает множество признаков одного предмета, с которыми знакомится малыш.

Форма, цвет, запах, вкус, теперь сливаются в единое целое, запоминаются и вызывают ассоциации. Так, запах материнского молока, теплота ее рук, улыбающееся лицо вызывает у крохи положительные эмоции. Ощущение мокрого, холодного подгузника – неприятные ощущение. Слушая, разглядывая, хватая, кроха потихоньку переходит на новые ступени развития, получает возможность применять новые средства изучения окружающего пространства.

Как помочь сенсорному развитию малыша.

На первом этапе знакомства с возможностями своего организма, сенсорными ощущениями необходимо помочь крохе скорее научиться:

фокусировать свой взгляд на предмете (предложите крохе посмотреть на яркую игрушку); воспринимать его образ (потрясите, поворочайте предмет на расстоянии 70 см от глаз); научиться следить за передвижениями предмета (перемещайте предмет ближе — дальше, влево — вправо, стараясь не терять взгляд крохи);

ощутить возможности своего тела (массажируйте и двигайте конечности, выкладывайте на животик, привлекая внимание погремушками, стимулируйте интерес и стремление поднять голову);

начать различать первые звуки.

Когда малыш рождается, звуки вокруг него сливаются в единую какофонию, только сопоставляя предмет и звук, малыш учится извлекать из всего спектра отдельные элементы.

Пойте малышу, глядя на него.

Показывайте, какие звуки получаются, если ударить предметы друг о друга.

На 5-10 минут включайте классическую музыку.

Разговаривайте с малышом, называя разные вещи, состояния, действия.

Слово, обращенное к ребенку с первых дней – главный мотиватор умственного развития, понимания и координации всех сенсорных ощущений. понять, что мир вокруг разный на ощупь. Дайте крохе в ручку легкую погремушку, разрешите поиграть с собственными волосами, потрогать грудь и одежду. С освоением навыка ползанья, обеспечьте безопасное пространство и доступность разнообразных предметов для изучения. Постепенно осваивая эти простые для взрослого, но невероятно интересные и сложные для новорожденного предметы, малыш будет стараться увидеть, услышать и потрогать как можно больше. Накапливая опыт, станет понемногу координировать свои ощущения, запоминать сочетания разных признаков, реагировать на знакомые вещи.

Основой для дальнейшего исследования мира станет попытка скоординировать зрение и ощущения.

Зрительно-двигательная активность – основной способ познания. Хватая ручками все интересующие предметы, формируется пространственная ориентация, пробуя на зубок – вкусовые ощущения, стуча о стол – познание звуковых возможностей. Каждое движение крохи – шаг к освоению окружающего пространства. Задача родителей — дать безопасную свободу и заинтересовать малыша.

Дайте, покажите, помогите мне пойти

Освоив базовые навыки, кроха обязательно захочет по-другому посмотреть на окружающий мир. Переход из положения лежа в положение сидя – новый этап, ведущий к великим открытиям. Значение слова, новых видов действий, первых игр на этом этапе невозможно оценить. Интерес к предлагаемым вариантам занятий стимулирует двигательную активность, стремление сесть, встать, пойти. На этом этапе важно довести до автоматизма полученные ранее двигательные навыки, помочь скоординировать зрение, слух, движение.

Как развивать сенсорику? Разнообразие впечатлений.

Предоставьте крохе свободу действий. Предпочтительно не запрещать играть с предметами, а убрать все нежелательные объекты из вида. Любознательность, зарождающаяся на этом этапе, должна быть удовлетворена новыми впечатлениями.

Предложите малышу яркие игрушки разного размера, формы, текстуры. Дайте их потрогать, рассмотреть, постучать ими о разные поверхности.

Новые продукты.

С 6 месяцев в жизни ребенка начинает появляться прикорм. Хорошо дополнять изучение вкусового разнообразия мира, зрительным и двигательным развитием. Покажите крохе фрукты и овощи, предлагаемые в еду, расскажите о сладком и кислом, теплом и горячем. Старайтесь рассказать малышу обо всех его ощущениях.

Звуки и способы их извлечения.

Уже в этот период целесообразно предложить крохе играть с музыкальными инструментами. Покажите, как извлекать звук из барабана, трубы и т.д. Безопасная свобода действий. Мотивация для развития двигательных навыков – возможность потрогать, рассмотреть, попробовать новые предметы. Дайте крохе возможность ползать, подниматься на ноги, изучать пространство вокруг себя. Позаботьтесь о безопасности, убрав хрупкие, опасные, острые предметы.

Сенсорные игрушки.

Разнообразные мешочки, коврики, панно наполненные крупами, с движущимися деталями разной текстуры и формы положительно сказываются на зрительно-двигательных навыках, а если некоторые из предметов издают звуки, то и на органах слуха.

Новые виды деятельности.

Научите кроху складывать пирамидку, забрасывать мячики в коробку, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина.

Игра.

Познакомьте кроху с мячом, покажите, как возить машинку по полу, качать куклу, познакомьте с водными играми, занятиями с песком.

Физические упражнения, способствующие получению новых знаний.

Массаж, гимнастика, плаванье – все то, что позволяет развивать кроху физически, имеет непосредственное влияние на его сенсорные ощущения. Яркие эмоции, новые предметы, освоенные навыки и умения на первом году жизни, станут базой, перейдут на автоматический уровень. К году малыш станет выполнять большинство операций рефлекторно, сможет приступить к новому этапу: освоению словесного обозначения, получению нового опыта и изобретению своих методов изучения окружающего.

1-2 года. Цвет, форма, величина

С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.

До 1,5 лет дети идут путем разрушения, разбираясь в своих возможностях двигать предметы, изменять их форму, наблюдать за результатом своих действий. Насытив желание разрушать, к 18 месяцам начинается стремление созидать. Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой.

 В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.

Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:

цвет; форма; размер; расположение в пространстве; вес;вкус; части тела и т.д.

Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово.

Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.

Как помочь развиваться дальше. Разнообразие. Стремитесь показать малышу максимально возможное количество разнообразных предметов, действий с ними, называть их словом. Пояснение и обучение. Видя интерес крохи, расскажите ему о признаках предмета, сравните его с другими знакомыми игрушками. Предложите посмотреть на разные по цвету, форме объекты, назовите и укажите, чем они отличаются, дайте потрогать и даже попробовать на вкус. Каждый предмет, попадающий в руки малыша, должен быть изучен всеми возможными способами (рассмотреть, потрогать, покусать, постучать об пол или другие предметы, услышать название).

Игры с водой и разными текстурами.

Покажите, какими разными могут быть тактильные ощущения. Предложите потрогать разные ткани, природные материалы, бытовые предмета. Расскажите и покажите, что такое холодное, теплое, горячее.

Акцентируйте внимание на расположении предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева, далеко – близко).

Во время еды называйте вкусовые качества продуктов.

Обучите кроху рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусины, играть со шнуровками.

Мелкая моторика, развиваемая этими занятиями, стимулирует развитие речевых центров.

Занятия на развитие логики.

Чем бы ваш ребенок ни занимался, старайтесь пояснять его действия, рассказывать об окружающих предметах, их назначении.

Используйте образную, насыщенную речь, рассказывая о разных признаках игрушек и других объектах. Старайтесь поддерживать контакт при помощи простых вопросов, требующих утвердительного или отрицательного ответа.

По мере появления слов, старайтесь мотивировать малыша проговаривать различные действия, полученную информацию.

В период от 1 до 3 лет малыш должен освоить базовые общепринятые понятия:

— знать и уметь называть основные цвета и некоторые оттенки;

—  различать большое и маленькое, высокое и низкое, легкое и тяжелое;

— ориентироваться в пространстве;

— иметь представления о базовых геометрических фигурах и т.д.

Все эти знания формируются и закрепляются через задействование сенсорной системы. Особенность этого возраста заключена в запоминании логических цепочек и характеристик, которые связываются с конкретным словом.

Трогая, слушая, рассматривая, пробуя на вкус, малыш запоминает свои ощущения, а слово позволяет выразить полученную информацию. В этот период не стоит делать основной акцент на запоминании слов, лучше дать возможность больше изучать при помощи органов чувств, называя предметы.

3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты

Возраст 3 лет – переломный момент. Малыш выходит из младшего дошкольного возраста, проходя через первый серьезный кризис. Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета.

Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. В три года стоит показать крохе, что предметы не только отличаются между собой по одному или нескольким признакам, но и могут быть схожими. Сделав это открытие, карапуз сможет понять, что разные вроде игрушки, могут быть объединены в один ряд. Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом. На основе расширяющегося выбора возможных действий формируется мышление исследователя, использующего сложные методы получения новой информации.

 Как развиваем сенсорное восприятие

Познакомьте кроху с основами математики. Счет до 5-10, геометрические формы и их измерение при помощи других предметов, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Расширьте его знание цветов и оттенков через творческие занятия.

Показывайте и рассказывайте о различных признаках предметов, давая возможность практически изучить каждое из названных свойств (посмотри, потрогай, попробуй).

Систематизируйте знания ребенка, обобщая предметы в группы по выделенному отличию. Предлагайте занятия на развитие внимания и наблюдательности (пазлы, дидактические игры по возрасту).

Познакомьте с общепринятыми наименованиями признаков. Расскажите о мерах длины, веса, о времени и временах года, направлениях и т.д.

Расскажите крохе о музыкальной высоте, познакомьте с нотами и разными тембрами. Позволяйте ежедневно наслаждаться красивой классической музыкой.

Ознакомьте и добейтесь чистоты звукопроизношения родного языка. Каждый новый вид исследования предлагайте ребенку в качестве игры. Старайтесь ежедневно задействовать максимально каждый из органов чувств, способствуя их развитию. Вся информация поступает к нам через органы чувств. Следует тренировать каждый из сенсорных органов, чтобы получаемые данные были полными и качественными.

5-6 лет. Готовимся к школе

К пяти годам малыши начинают активно использовать известные признаки для получения нового опыта. Накладывая и прикладывая разные предметы друг к другу, получать новые, измеряя большие игрушки при помощи меньших. Идет активное изучение сложных для буквального восприятия понятий: время, пространство. Развивая собственную речь при помощи накопленного опыта, крохи учатся придумывать названия новых признаков. Знания об основных геометрических фигурах, величине, вкусе, запахе, температуре становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку

Введите в ежедневный план занятия на развитие логики и мышления.

Дидактические игры по возрасту.

Познакомьте со сложными явлениями и постарайтесь ответить на все вопросы вашего крохи.

Читайте и изучайте литературу, рассказывающую о свойствах окружающих предметов.

Задействуйте малыша во всех доступных для него видах деятельности.

Обучение через труд – одна из лучших форм восприятия мира.

Способствуйте познанию мира через разнообразные поездки, посещения кружков и секций.

Поддерживайте общение со сверстниками, игровое времяпровождение. Проверяйте знания крохи, ориентируясь на возрастные оценки.

Пройдя сложный путь познания своих возможностей, изучение разнообразных способов получения информации, развивая свои органы чувств, к 6-7 годам малыш будет готов вступить в новый этап своей жизни – школьное обучение. Внимательное отношение, целенаправленное обучение крохи в дошкольный период позволит перейти на новую ступень с минимальными потрясениями.

Зная, как получать информацию, анализировать чувства и систематизировать их, подыскивать правильное слово, малыш с легкостью освоит школьную программу. В вопросе развития сенсорных возможностей ребенка не стоит рассчитывать на природу или генетику. Качественные знания, отличные практические навыки – это исключительно результат ежедневного целенаправленного труда родителей. Стоит помнить, что проще с ранних лет правильно научить, чем исправлять позднее стихийно заложенные знания. Ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день для него – открытие, новый предмет – увлекательное путешествие.

Подарите своему ребенку возможность восхищаться этим миром, познавать его и развивать свой ум и тело.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорные игры и упражнения для развития детей

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того: насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

 Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года 

Развиваем осязание, то есть тактильность.

 Упражнение 1. «Ладошки»

Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте. Затем постучите ею о свою ладонь. Потом снова нежно погладьте ручку. Проделайте это упражнение с обеими руками малыша. Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

 Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев. Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики. Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка. Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта. Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д. Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

 Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики. Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику). Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

 «Поймай киску»

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

 Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

 На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

 Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

 На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

 "Что это?"

 Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

 Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

 Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

 Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке.

Первый рисунок предложите ребенку нарисовать, бросив лишь беглый взгляд.

Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения.

Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д.

Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

 Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение «Кто в зеркале» упражнения с зеркалом

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания. Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания. Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

 Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей. Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики. Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет». Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться. Еще один способ научить ребенка различать цвета — метод обучения цветам по карточкам.

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики. Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики. Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя). Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие всех модальностей. Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти. На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов. Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти. Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей. Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета. Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

Слух.

        Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

         А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

        «Вкусное путешествие».

         Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

        Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

        «Что нам подскажет запах?». В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

 Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

 Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Сенсорное развитие дошкольников

Похожие сказки:

Добавить комментарий