Содержание
Вредные привычки детей дошкольного возраста
Вредные привычки детей дошкольного возраста
Основными причинами возникновения вредных привычек,
то есть навязчивых стереотипных действий, у малышей являются:
- Личностная тревожность;
- Излишнее эмоциональное напряжение;
- Перевозбуждение;
- Стрессовые ситуации (ссоры родителей, разлука с близким человеком, болезнь и так далее);
- Дисгармония детско-родительских отношений (излишняя строгость, эмоциональная холодность, непоследовательность в воспитании);
- Недостаток внимания и заботы;
- Проблемы в общении со сверстниками;
- Малыш также может перенять привычку от близкого человека или просто от другого ребенка в детском саду или на площадке.
Вредные привычки часто безобидны: они быстро формируются, но так же быстро исчезают. Но иногда навязчивые действия могут являться симптомами серьезных нарушений психического развития и взаимоотношений с миром.
Что делать, если ребенок сосёт палец или грызет ногти?
Самой распространенной привычкой в раннем и младшем дошкольном возрасте является сосание пальца. Ее корни находятся в младенчестве, когда сосательная потребность определена физиологически. Позже, когда малыш испытывает тревогу или находится в состоянии стресса, он возвращается к этой привычке — таким образом кроха успокаивается. Дети могут сосать не только пальцы, но и, например, рукава кофт, края одел, мягкие игрушки и другие вещи. Бывает, что малышу очень сложно расстаться с соской.
Рекомендации родителям:
- Не нужно делать ребенку замечания и акцентировать его внимание на проблеме;
- Не отбирайте соску насильно, вполне возможно, что на месте старой вредной привычки возникнет новая;
- Всячески оказывайте малышу поддержку и не отказывайте в помощи, если ребенок в ней нуждается;
- Чтобы помочь крохе почувствовать уверенность в себе, понемногу возлагайте на него обязанности, с которыми он может хорошо справиться самостоятельно.
Грызение ногтей, так же как и сосание пальца, является инфантильным поведением, то есть частичным возвращением ребенка на более раннюю стадию своего развития. Чаще всего оно встречается в старшем дошкольном возрасте. Грызя ногти, малыш может давать выход агрессии, снимать напряжение, раздраженность, переполняющие его чувства и просто получать удовольствие от этого процесса.
- Если грызение ногтей связано с вымещением агрессии, научить ребенка конструктивным способам ее проявления (например, можно быть подушку, рвать бумагу, топать ногой);
- Следите за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не был перегружен интеллектуальными занятиями;
- Придумайте для него различные способы релаксации и снятия напряжения;
- Не концентрируйте внимание ребенка на его привычке;
- В момент, когда малыш грызет ногти, переключайте его внимание на что-то интересное;
- Не ругайте кроху и не пытайтесь бороться с вредной привычкой напрямую.
В большинстве случаев, чтобы побороть вредную привычку ребенка, достаточно уделять малышу чуть больше внимания.