Меню Рубрики
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Возрастные особенности общения с детьми

Возрастные особенности общения с детьмиВозрастные особенности общения с детьми

Общение с детьми по возрастам

Родители хотят знать, как им общаться с ребенком, чтобы не только он слышал их, но и они сами понимали внутренний мир малыша.

Младенцы

 Самым лучшим временем, когда родителям стоит начинать учиться общению с детьми, является младенческий возраст. В самые первые минуты после рождения малыш взглядом ищет мамины глаза. Именно этот момент «встречи» имеет большое значение для дальнейшего психологического развития человека.

Грудные детки стараются во всем подражать родителям, например, если улыбается мама, малыш тоже; мама говорит, «говорит» и ребенок. Дальше он уже не просто пассивно дожидается папу или маму, а учится своеобразно их подзывать. У малыша появляется потребность в родительском внимании.

Но бывают семьи – сторонники строгости и дисциплины, где с раннего возраста проявляют к ребенку строгое и сухое отношение. А малыш между тем очень нуждается в любви и родительском тепле.

Те дети, которые в младенчестве недополучали ласку и нежность, чаще всего вырастают агрессивными и неуверенными в себе.

В дальнейшем, во втором полугодии жизни, малыши постепенно учатся проявлять инициативу. Они просят игрушки, зовут родителей, предлагают забавы. Теперь основными формами общения детей со взрослыми становятся разнообразные игры с инсценировками, поощрение звукоподражания и первых слов, называние предметов и действий.

Такой период совместных игр со взрослыми продолжается до 4-х лет. Родителям же стоит выбирать в это время ролевые игры, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу развития.

С детьми от 3 до 4 лет

По достижении ребенком 3-х лет его общение со взрослыми заключается в задавании им самых разнообразных вопросов. В этот период мама и папа для малыша являются авторитетным источником знаний, его учителями.

Для того чтобы найти ответы на все вопросы ребенка, не обязательно зачитывать ему выдержки из справочников, важно учитывать его жизненный опыт, а он на данном этапе таков, что малышу подойдет самый простой ответ.

В этот период ребенок начинает ощущать себя значимой единицей семьи и общества. Как раз в этом возрасте формируется осознанная потребность детей в уважении. Поэтому родители должны стараться давать только честные и правдивые ответы на вопросы ребенка, так как даже невинная ложь запомнится им надолго.

Также в возрасте 3-4 лет дети в отношениях со взрослыми ожидают оценки и признания родителями их заслуг. Если родители начинают ругать ребенка, критиковать его, а еще хуже – сравнивать с другими детьми, то малыши обижаются и вообще отказываются выполнять то поручение, за которое они получили выговор. В такой ситуации, да и любой другой, родители должны помнить, что важно не только заметить результат, но и высказать свое мнение (похвалить, расспросить ребенка, удивиться или обрадоваться).

Известная истина гласит о том, что отношения родителей и детей должны строиться на доверии. В данном возрасте главной задачей взрослых является формирование положительной самооценки детей.

В психологии общения с ребенком 3-4 лет выделяют три значимых характеристики во взаимоотношениях.

  • Развитая речь у детей;
  • Их любознательность;
  • Их потребность в признании и уважении.

С детьми 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет у вашего ребенка активно проявляются:

  • Стремление к самостоятельности.
  • Этические представления.
  • Творческие способности.
  • Страхи как следствие развитого воображения.
  • Отношения со сверстниками.
  • Активная любознательность.

Вам, как родителям важно:

  1. Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  2. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
  3. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки.
  4. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  5. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
  6. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
  7. Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  8. Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
  9. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  10. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
  11. Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

С детьми от 6 до 7 лет

На данном этапе жизни детей особенности их общения со взрослыми заключается в том, что детские познавательные интересы, вопросы выходят на новую определяющую ступень. Их начинают интересовать отношения в обществе, правила поведения, их мотивация, а также объективная оценка детских способностей.

Ребенку уже недостаточно безусловно хорошей оценки. На первое место выходят взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, которые затрагивают те или иные качества людей.

Не стоит забывать, что хоть общение с детьми дошкольного возраста и необходимо ради самого факта общения, но ребенок, как и раньше, зависит от положительного настроя и доброжелательного отношения со стороны родителей.

Чтобы не обидеть растущее самоуважение ребенка, нужно помнить, что в этом возрасте при общении дети нуждаются:

  • Во взаимоотношении со взрослыми;
  • В признании их как полноправной личности;
  • В предоставлении возможности общаться с родителями на равных.

Общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

ЭтапВозрастОсобенности
Ситуативно-личностный0 – 6 месяцевНоворожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого.
Ситуативно-деловой6 месяцев – 3 годаВ этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.
Внеситуативно-познавательный3 – 5 летТемой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.
Внеситуативно-личностный5 – 7 летЦенность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Предложенная периодизация носит условный характер, так как на практике возраст прохождения той или иной стадии развития общения индивидуален.

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

ВозрастОсобенности общения со сверстниками
0,5 -1,5 годаПроисходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.
2-4 годаВ данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.
4-6 летВ этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу. Для малышей важно признание со стороны сверстников.
6-7 летСтаршие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий. Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

Если ребенок дошкольного возраста по каким-либо причинам не получает необходимого ему чувства уважения и признания со стороны своих сверстников, то зачастую это приводит к усугублению ситуации в будущем и нежеланию участвовать в совместной деятельности.

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

  • Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.
  • Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
  • Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.
  • Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Чему стоит научить дошкольника?

Чтобы ребенок мог чувствовать себя в обществе благополучно и уверенно, необходимо научить малыша таким навыкам, как:

  1. Вступление в диалог;
  2. Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);
  3. Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);
  4. Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).

Основы навыков общения у детей закладываются в семье. Взрослые выступают для ребенка в роли ориентиров и примеров для подражания.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования навыков общения, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.
  • Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.
  • Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.
  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
  • Поощряйте инициативу в общении.
  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.
  • Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.
  • Книги и мультфильмы о дружбе;
  • Беседы;
  • Личный пример близких взрослых.

 Подростковый возраст (от 11-12 до 14-16 лет)

Временные рамки этого периода установлены в границах от 11-12 до 14-16 лет.

Считается, что период полового созревания условно можно разделить на два этапа: критический (11-13 лет) и позитивный (13-16 лет). В этот период жизненный приоритеты подростка меняются, и к 15-16 годам он взрослее, становится более ответственным.

Данный возраст сложен не только тем, что у ребенка начинается гормональная перестройка, меняется и его статус, он выходит из того возраста, когда у него были любимые игрушки, когда он находился в положении зависимой от родителей личности. В это же время у подростка происходят изменения во внешнем виде, он не только становится непропорциональным и угловатым, но чувствует себя неуклюжим и неловким. У многих ребят появляются проблемы в учебе, она отходит на второй план. Начинается формирование нового восприятия окружающего мира, возникает потребность в независимости.

Родители, которые хотят сохранить контакт с подростком, должны признать в нем в первую очередь взрослого человека, который имеет свои взгляды, права. В этот период своей жизни подросток может любую шутку принять как оскорбление, что в свою очередь может привести к замкнутости и недоверию к окружающим.

Когда дети достигают возраста 11-16 лет, родителям важно вовремя сменить стиль поведения, отказаться от роли того, чье мнение не обсуждается, а примириться с тем, что ребенок постепенно становится самостоятельным. Лучше в этот период начать формировать с ребенком дружеские отношения, ведь такими они и останутся даже тогда, когда ему будет 20, и 30, и больше лет.

Конечно, именно в этот период с ребенком становится общаться труднее всего. Даже в тех случаях, когда свои требования родители предъявляют в корректной форме, не видя результата или реакции со стороны подростка, они спешат любыми способами добиться желаемого. Но в данном случае давление – не лучший способ получить результат. Отрицательная реакция ребенка – это его самозащита от вторжения в процессы его внутреннего мира. Лучше не ускорять такие процессы, а проявить выдержку и терпение.

Конечно, все семьи разные, разнятся и методы воспитания, и характеры детей, поэтому нет однозначных рекомендаций для всех семей, но все же стоит сформулировать несколько общих рекомендаций о том, как общаться с подростками:

  1. При общении с подростком нужно стараться избегать упреков, претензий, оскорблений. Не найдя понимания в семье, некоторые дети начинают искать его в совершенно неподходящих компаниях.
  2. В случае, когда подросток не исполняет свои обязанности и все делает наперекор, стоит попробовать иначе обращаться к нему, влиять опосредованно не акцентируя внимание на его поведении. Можно воспользоваться такими фразами: «От громкой музыки у меня болит голова» или «Дети, пренебрегающие учебой, не смогут ничего добиться в жизни».
  3. Чтобы ребенок услышал вас, при общении с ним важно использовать доброжелательный и вежливый тон, стараться не переходить на крик.
  4. Если подросток пытается что-то рассказать, очень важно внимательно его выслушать. Если же вы раздражены, то разговор с ребенком лучше отложить.
  5. При желании – установить зрительный контакт с ребенком. Если он смотрит на вас, это хорошо. Если же нет, стоит попросить его об этом.
  6. После установления зрительного контакта можно озвучить свой вопрос или просьбу. Применяя данную тактику регулярно, вы приучите ребенка внимательно слушать собеседника.

Самое главное, о чем надо помнить, — это то, что подросток – тоже личность, которая требует уважения.

Хвалите ребенка за реальные успехи.

Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

  • Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.

Наказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение

  • Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у него положительную мотивацию.

Защита подростка от влияния улицы

Каждый родитель должен помнить, что подростку очень нужно внимание, поэтому просто необходимо интересоваться делами ребенка в школе, на личном фронте, тем, как у него складываются отношения с друзьями.

Покажите подростку своим поведением, что он может вам доверять, для этого сами доверяйте своему ребенку и советуйтесь с ним по важным вопросам вашей жизни. Он уже очень взрослый! Он точно вас поймет.

Чтобы в вашей семье не возникало конфликтов из-за вечерних прогулок, чтобы ваш ребенок четко отличал добро от зла, имел внутренний стержень, который не позволял бы ему связаться с плохой компанией, постарайтесь стать для своего ребенка лучшим другом и товарищем, примером.

Для достижения этой цели, психологи дают несколько советов родителям:

1.Вам необходимо создать такую обстановку дома, чтобы ребенок был постоянно занят чем-то. Его день должен быть организован так, чтобы после занятий в школе у него не было времени на пустое шатание по улицам с друзьями, чтобы даже в вечерние часы он не мог позволить себе гулять с друзьями больше 2 часов.

Нужно чем-то заинтересовать ребенка, пусть он ежедневно посещает разные курсы, пусть у него будут постоянные обязанности по дому.

Если ваше чадо будет знать, что сегодня у него после уроков английский, завтра – бассейн, а послезавтра – уборка в своей комнате, поход к бабушке с дедушкой, у него даже не возникнет мысли, что можно после уроков все свободное время проводить с друзьями и бездельничать.

2.Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, как с равным, помните, что он уже вырос, он уже имеет свое мнение, он может поддержать практически любую тему. Интересуйтесь делами ребенка, спрашивайте, с кем он общается, предложите пригласить его друзей к вам домой на какой-нибудь праздник. Скажите, что вы разрешаете устроить вечеринку тогда, когда вы с папой будете в гостях или на даче. После такого доверия ребенок всегда будет воспринимать вас как друга.

3.Постарайтесь полюбить ребенка таким, какой он есть. Не предъявляйте ему требований, не рассказывайте, что вы хотите, чтобы он стал тем-то и тем-то, не стройте планов на его жизнь. Объяснит ему, что за все, что с ним происходит, вы ответственности не несете, это его жизнь, он за все в ответе. Расскажите ему о вашем подростковом периоде, о том, как вы общались с друзьями, какие у вас были интересы, будьте искренни, вспомните о том, о чем вы жалеете, расскажите все честно, тогда вы можете надеяться на то, что ребенок тоже будет с вами искренен.

Разговор со школьниками по душам

У детей, с которыми в раннем возрасте много общались родители, более развитый мозг. Как его разговорить и при этом сохранить доверие, остаться друзьями?

1. Интересуйтесь делами ребенка в первую очередь у него, а не у педагогов

Спрашивая у самого ребенка, вы даете ему понять, что не контролируете его жизнь, а интересуетесь ею. Что вам небезразлично, вы хотите знать его мнение. У него есть выбор, отвечать на них или нет, как отвечать. То есть ребенок контролирует процесс.

Тем не менее, интересоваться делами школьника у учителей нужно, у ребенка появляется много искушений соврать. Это нормальный период взросления, через который нужно пройти.

В общем, будьте мудры и выслушивайте обе стороны. Если вы даете понять, что всегда интересуетесь мнением третьей стороны и это мнение решающее, у ребенка будет повод врать и вам, и учителям.

2. Беседуйте перед сном

В этот промежуток времени «защита» ребенка падает. Скорее всего, именно перед сном он будет готов говорить о том, что его волнует, что тревожит и так далее.Не становитесь следователем. Дайте школьнику возможность переключиться и почувствовать себя защищенно в родных стенах.

3. Наблюдайте за невербальными знаками

Слова могут обманывать, а тело — нет. Допустим, вы задаете вопрос: «Как прошел день?». И вам отвечают: «Нормально». Если же вместе со словом «нормально» ребенок вжимает голову в плечи, смотрит в пол, начинает напрягаться или отворачиваться, значит, он или раздражен и не хочет разговаривать.

4. Иногда нужно повторять несколько раз

Если вы говорите о чем-то важном, а потом ребенок утверждает, что не помнит этого, не спешите злиться. У детей есть интересная защитная реакция. Услышав что-то неприятное или скучное, они могут усвоить первое слово, потом как будто отключиться, уйти в себя и уловить еще последнее сказанное вами слово. Так все самое плохое и неинтересное как бы и не случалось. Помните, что некоторые вещи вам придется повторить.

5. Превратите беседы в добрую традицию

Важно не воспринимать этот совет совсем буквально. Иногда родители делают именно так, и традиция переходит в задачу по расписанию, вроде «в 18:00 мы с тобой садимся разговаривать». Тогда приятное времяпровождение превращается в обязанность, от которой ребенок будет пытаться увильнуть. А вообще истина,  - не учите. Если вы, приходя домой, будете делиться тем, что с вами произошло за день, то и ребенку будет хотеться делать так же.

Расскажите, что интересного сегодня с вами случилось, какие любопытные истории вы услышали, что вас порадовало или расстроило.

6. Умейте слышать и уважать детское «нет»

Соблюдение границ — это сложное для родителей, но важное правило. Что делать, если школьник бастует, отказывается говорить на какую-то тему? Вариантов несколько:

отложите беседу. Скажите: «Я вижу, что ты не расположен сегодня к общению, что ты не хочешь об этом говорить, хорошо»;

отзеркальте эмоции: «Мне кажется, ты опасаешься, что я неправильно тебя пойму, что я буду злиться. Но я всегда на твоей стороне»

7. Не обсуждайте проступки ребенка в присутствии других людей

Это очень сильное унижение. И даже если услышали что-то плохое от учителя, не делайте поспешных выводов. Придя домой, спокойно сообщите, что узнали то-то и то-то, а что на это скажешь ты? Но делайте это один на один.

8. Не устраивайте допрос, пофантазируйте вместе

Спрашивайте не о ребенке, а о некой отвлеченной ситуации. Например, чтобы понять, с кем он дружит в классе, можно задать следующие вопросы:

Если бы ты отправлялся в путешествие по морю, кого из класса ты бы взял с собой?

А почему именно этого человека, какими качествами он обладает?

Можно углубиться и узнать про самого ребенка:

А что бы ты привнес в команду на корабле? Как ты думаешь, в чем твои сильные стороны?

Сценарий может быть любым. Спрашивайте про остров сокровищ, космическую экспедицию или что-то еще, что увлекает именно вашего ребенка.

Узнавать можно и про учителей:

Если бы ты стал учителем, на кого из своих преподавателей ты бы равнялся?

А на кого из педагогов ты не хотел бы быть похож? Почему?

Через такие необычные проекции вы определите умения и навыки ребенка, о которых он знает сам, поймете, что он ищет в других, как воспринимает учителей, коллектив в школе, что вообще происходит в его голове.

9. Поиграйте в интервью

Помните, в нашем детстве мы заполняли различные анкеты, где писали о своих предпочтениях? Это прекрасная техника, которая поможет вам получше узнать своего малыша. Вариантов много.

Можно купить книгу-анкету.

Можно вместе с ребенком придумать вопросы и потом отвечать.

Можно просто задавать сыну или дочке вопросы и записывать его ответы: любимый цвет, время года, урок, песня, ненавистное блюдо и так далее.

Зачем это делать?

Узнаете много любопытного о своем ребенке.

Все, что написано (или напечатано, или записано на диктофон), оно как бы осязаемо, что очень важно для детей. Это звучит странно, но для них подобные записи служат наглядным подтверждением того, что «я есть». Ведь личность ребенка еще только развивается, и периодически его может посещать смутное чувство, будто бы «я не существую, я растворился».

Такие игры в интервью как бы заземляют, помогают ощущать себя самостоятельной единицей, которая есть. Плюс вы показываете, что интересуетесь ребенком лично, а не его достижениями и умениями.

10. Пользуйтесь принципом бутерброда

Не фиксируйте внимание ребенка на неприятных для него вещах. Возьмите на вооружение принцип бутерброда. Сначала вопрос позитивный, потом не очень, потом опять позитивный. Так беседа не превратится во что-то скучное и сложное. Соединяйте в начинке сэндвича вопросы к ребенку со своими воспоминаниями и историями. Когда ребенок понимает, что вы когда-то чувствовали то же самое, что взрослые не боги и в детстве влипали в те же передряги, это сближает.

Эффективное общение с ребёнком

 Родителям помогут следующие способы из психологии:

  1. активное слушание, перефразирование, резюмирование,
  2. я-сообщения,
  3. отзеркаливание,

Правила создания ситуации, в которой эти методы работоспособны:

  • Демонстрация доброжелательного настроя, уважительного отношения. Представьте, что вы общаетесь не с малышом, а с учёным, артистом. Разглядите в ребёнке будущего взрослого, и давить будет сложнее ( в ситуации со взрослым это приведёт к конфликту).
  • Принимайте детей с их достоинствами и недостатками. Поставьте себя на место ребёнка. Это поможет вам тщательнее подбирать слова и интонацию.
  • Дайте маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то смешное или глупое.
  • Наполняйте общение положительными эмоциями в течение дня и детям будет проще открыться вам.
  1. Способы активного слушания

Для того, чтобы успокоиться, детям достаточно, когда их слушают. Пусть ребёнок говорит, а вы слушаете не перебивая.

Что значит активное? Вы включены: не просто слушаете, но и слышите, и откликаетесь на рассказ. Малыш считывает эмоции и сигналы тела, поэтому так важны ваше положение и поза.

Если вы искренне заинтересованы в том, что говорят и переживают дети, тело само сделает свою работу и они поймут, что вы включены.

Активное слушание — это навык, который тренируется:

  • повернитесь к говорящему всем телом, смотрите в лицо, желательно, чтобы ваши глаза были на одном уровне;
  • кивайте или наклоните голову слегка на бок;
  • если ребёнок готов к телесному контакту, посадите его на колени, обнимите, поглаживайте, держите за руку или просто слегка касайтесь. Если почувствуете нежелание или сопротивление, то сядьте рядом на расстоянии.

Чего делать нельзя:

  • отвернуться от собеседника, заниматься своими делами, смотреть телевизор или разговаривать по телефону;
  • сесть или встать в закрытую позу, скрестить ноги или руки на груди;
  • физически доминировать: «нависать» над говорящим, поставить руки на пояс или на бёдра.

На уровне эмоций и речи выделяют несколько способов:

  • Делать паузы: чтобы помочь ребёнку сосредоточиться.
  • Поддакивать, подбадривать.
  • Вставлять междометия (да, ага, угу, и) и короткие реплики («неужели», «а дальше», «ну и»).
  • Перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Цель — убедиться, что вы правильно поняли человека.

Фразы:

«Другими словами, ты хочешь сказать…»

«Ты считаешь, что…»

«Как я тебя понял(а)…»

Можно использовать уточняющие фразы и вопросы:

«Что ты имеешь в виду, когда говоришь…»

«Если я тебя правильно понял(а)…»

Используйте  больше утвердительных предложений вместо вопросов. Они дают ощущение большего сопереживания и побуждают рассказывать дальше.

  • Отражение чувств, сопереживание:

«Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…»

«Похоже, ты обижен(а)».

«Ты, наверное, сильно разозлился…»

Вместе с обозначением чувства можно повторить фразу ребёнка его же словами или схожими:

— Я не нашёл свою игрушку.

— Не нашёл игрушку? Должно быть, ты сильно расстроился.

  • Резюмирование — это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости.

«Вот, значит, что произошло…»

«Теперь я понимаю, что случилось…»

«Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации»

«Давай договоримся, что если…»

Главное препятствие к успешному использованию активного слушания — наши шаблонные реакции и ответы.

Психологи выделили следующие виды:

  • Приказы, команды. «Я сказала прекрати!» «Прибери здесь!» «Живо спать!»
  • Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не перестанешь капризничать, конфету не дам!», «Ещё раз так сделаешь и получишь!»
  • Мораль, нравоучения, проповеди. «С другими ребятами нужно делиться!», «Старших надо уважать».
  • Советы, готовые решения. «Я бы на твоём месте это не надела. Возьми лучше вот ту футболку».
  • Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Ты уже не маленький, должен понимать, что так поступать нехорошо».
  • Критика, выговоры, обвинения. «Совсем совести нет, разве так делают», «Всё из‑за тебя!».
  • Похвала. «Вот это правильно, так и надо». «Молодец!»
  • Обзывание, высмеивание. «Жадина-говядина», «Эх ты, разиня».
  • Догадки, интерпретации. «Наверняка опять двойку получил».
  • Выспрашивание, расследование. «В чём дело, почему ты молчишь?»
  • Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки».
  • Отшучивание, уход от разговора. «Давай как-нибудь потом поговорим».

Навыки активного слушания помогают не только в общении с ребёнком, но и с любым взрослым.

Есть хорошее выражение: «Удивительно, насколько разными бывают люди. Одни не слышат, что ты говоришь, а другие слышат то, о чём ты думаешь». Активное слушание позволит попасть во вторую категорию.

  1. Я-сообщения

Способ конструктивного общения —  я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания, вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.

«Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!»

«Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!».

«Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

  1. Отзеркаливание

Следующий способ — отзеркаливание. В психологии так называют копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально, что вы его понимаете, сопереживаете ему.

Этот механизм начинает свою работу ещё в младенчестве. Для новорождённого мама — зеркало: отвечает улыбкой на улыбку, хмурится, цокает или агукает в ответ.

Наверняка вы замечали, как забавно копируют малыши манеру родителей говорить, ходить, наклонять голову или поправлять волосы. Важно помнить, что они делают это не для того, чтобы передразнить или рассмешить нас. Для малышей это способ стать своим, освоить мир чувств и научиться понимать, что испытывают другие.

Имитация и подражание возможны благодаря зеркальным нейронам и являются ключом к эмпатии и сопереживанию. Дети подражают чаще всего неосознанно, а вот взрослые, напротив, могут использовать метод отзеркаливания в отношениях сознательно, чтобы настроиться на одну волну с детьми. Когда малыш чувствует, что его принимают, он расслабляется, раскрывается и лучше реагирует на ваши слова и действия.

Отзеркаливание можно использовать на одном или нескольких уровнях.

На уровне тела:

  • Повторите положение тела собеседника (например, сядьте напротив него на пол в той же позе).
  • Повторяйте какие-то его движения, жесты, мимику (возможно, почёсывайте изредка нос, пожимайте плечами или вздыхайте). Делайте это не сразу, а не спеша и с промежутком.
  • Подстраивайтесь под его дыхание.

На уровне эмоций и речи:

  • Говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией.
  • Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции.

Не передразнивайте детей. Следите за тем, чтобы ваше поведение не выглядело фальшиво и/или как насмешка. Это наверняка обидит и разозлит малыша, и скорее всего, он закроется. Осознанное отзеркаливание должно быть незаметным и выглядеть естественно.

Создав атмосферу понимания и близости, можно менять ход общения: ребенок начнёт теперь уже зеркалить вас и будет прощё достичь согласия.

Кстати, простое актёрское упражнение, которое можно превратить в весёлую игру с малышом, — «Зеркало». Встаньте напротив друг друга. Пусть один из вас показывает какое-то движение. Задача второго максимально точно повторить его.

Один из вариантов этого упражнения: двигаться, соединив ладони друг с другом. И хотя это кажется простым, быстро и точно повторять движения за другим, не потеряв контакта рук, получится, только если расслабиться, довериться другому и следовать за ним!

Приведены лишь некоторые способы эффективного общения. Но даже их использование поможет вам улучшить взаимопонимание. При этом дети будут учиться различать собственные эмоции, называть их, а значит, управлять ими в будущем и правильно использовать в общении с другими.

Общение с неадекватно ведущим себя ребенком

Странные поступки маленького человека имеют ряд обоснований, и родители должны знать, по какой причине их ребенок начинает проявлять агрессию, замыкаться в себе, скандалить.

Неадекватное поведение поддается корректировке, но делать это нужно правильно, чтобы не нарушить неокрепшую психику маленького человека.

Он требует к себе внимания

Во многом, родители сами виноваты, если у малыша начинается необоснованная, на первый взгляд, агрессия. Когда он спокойно играет, мама с папой могут заниматься своими делами и не подходить к малышу. Как только сын или дочь начинают кидать мяч в телевизор, таскать кота за хвост, раскидывать игрушки, мы тут же бежим к детям. У ребенка быстро формируется осознание того, что внимание родителей можно привлечь плохими поступками.

Это касается не только маленьких детей, но и школьников. Некоторых учеников нужно постоянно успокаивать на уроках, и это сигнализирует о том, что они требуют к себе повышенного внимания взрослых.

Что нужно делать родителям?

Не оставляйте сына или дочь надолго, даже если они мирно собирают конструктор или рисуют картинку. Подойдите, похвалите за успехи, предложите поиграть вместе. Не бегите сразу же, если заметите, что малыш начинает активные игры. Естественно, вы боитесь, что он может что-то сломать или испортить. Но в том случае, когда его игры не несут опасности здоровью и жизни, подождите немного и понаблюдайте издалека. Возможно, малыш взял палку не для того, чтобы разбить окно, а будет кататься на ней, как на лошадке.

Дети показывают, кто в доме хозяин

В определенном возрасте ребенку нужно понять, кто сильнее: он или взрослые. По этой причине начинаются истерики в магазине игрушек. Он катается по полу, громко кричит и требует купить именно эту машинку. Скорее всего, она ему и не нужна, но ребенку важно понять, сможет ли он добиться того, чтобы мама исполнила его требования. Взрослые часто путают эти два пункта: они думают, что таким поведением малыш привлекает их внимание. Определить цели его истерики очень просто.

Если после вашего замечания сын/дочь успокоится, значит, они просто привлекали ваше внимание.

В том случае, когда поведение после сказанных слов становится еще хуже, цель у ребенка – показать, что он имеет над вами власть.

Как должны себя вести взрослые?

Всегда предоставляйте детям выбор: «Ты выбираешь синее платье или розовое?», «Мы пойдем в магазин или поедем в детский центр?». Дети быстро начинают понимать, что они имеют право голоса, с ними считаются и прислушиваются к их мнению. Важно, чтобы все предлагаемые варианты родителей тоже устраивали.

Детский страх

Ребенок боится, что его старания не оценят, накажут, отругают. Когда дети боятся, они прячутся: под стол, в другую комнату или уходят в себя. Вот почему ученики вдруг начинают плакать перед экзаменом, или возникает агрессивное поведение. Страх может проявляться по-разному:

  • я боюсь, поэтому лучше нападу первым;
  • от страха куда-нибудь убегу;
  • замру, а еще лучше, закрою глаза.

Родители должны всегда подбадривать, хвалить своих детей. Для ребенка очень важно, что мама с папой всегда встанут на его сторону и поддержат, несмотря на ситуацию. Но хвалить нужно искренне и только в том случае, когда поведение этого заслуживает. Дети чувствуют, когда им льстят и заискивают, поэтому обманывать их нельзя.

Месть за обиду

Часто агрессивное поведение из-за обиды на близких людей ребенок переносит на всех взрослых. Он пока не может мстить маме и папе, потому что они – самые родные, их любовь нужна, как воздух. Но, например, может затаить обиду на маму с папой за то, что они отправили его на три месяца к бабушке, хотя ему так хотелось остаться с родителями. Ребенку может показаться, что они его бросили, потому что больше не любят, и он начнет неадекватно себя вести со всеми взрослыми: с бабушкой, дедушкой, воспитателем в детском саду, проходящей мимо тетей и т.д.

Заниженная самооценка

Несколько десятилетий назад детей воспитывали, как помощников, с раннего детства. Они еще не ходили в школу, но родители их отправляли в магазин за хлебом, доверяли мыть посуду, поливать цветы. В наше время чашки и тарелки моет посудомоечная машина, продукты привозят на дом, а родители могут работать, не выходя из дома. Количество сфер, где ребенок смог бы проявить свою самостоятельность и помочь взрослым, значительно сократилось. Это формирует заниженную самооценку, как и брошенные слова взрослых: «Если не будешь хорошо учиться, не сможешь заработать много денег». Маленький человек начинает чувствовать свою ненужность, неспособность сделать что-то полезное, чего-то добиться в жизни.

Родителям нужно научиться доверять своим детям.

Мама может вместе с малышом заниматься уборкой или готовить обед, вместо того, чтобы давать ему планшет, чтобы спокойно сделать что-то по дому. Если папа возьмет сына с собой в гараж и попросит подержать какой-то легкий инструмент, мальчик почувствует свою значимость и будет рад помочь отцу.

Что делать в этом случае?

Старайтесь установить тесный контакт с детьми, разговаривайте с ними обо всех проблемах, решайте вместе какие-то семейные вопросы. Очень важно научить сына или дочь озвучивать свои эмоции: «Что ты чувствуешь в данный момент?». С раннего возраста спрашивайте, какую эмоцию сейчас переживает малыш: ярость, ревность, обиду, разочарование, счастье, радость.

Никогда не говорите сыну или дочке: «Такая вредная и злая девочка/мальчик мне не нужна/не нужен». Дети должны чувствовать, что их любят не за поведение, а просто за то, что они есть.

Возрастные особенности общения с детьми

Похожие сказки:

  • Научить дошкольника ориентироваться в пространствеНаучить дошкольника ориентироваться в пространстве Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Научить дошкольника ориентироваться в пространстве
    Умение ориентироваться в пространстве
    - одна из важнейших составляющих познания […]
  • Учим цвета и оттенки с ребенкомУчим цвета и оттенки с ребенком Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим цвета и оттенки с ребенком
    Учим различать цвета и оттенки
    Дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – […]
  • Формирование запретов для детейФормирование запретов для детей Формирование запретов для детей
    Формирование запретов для детей
    Научить ребенка понимать слово «нельзя»
    В жизни малыша обязательно наступит тот момент, когда родители говорят […]
  • Развитие речи у детей 2-4 летРазвитие речи у детей 2-4 лет Развитие речи у детей 2-4 лет
    Развитие речи у детей 2-4 лет
    Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?
    Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в […]
  • Развитие ребенка через рисованиеРазвитие ребенка через рисование Развитие ребенка через рисование
    Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка.
    Развитие ребенка через […]
  • Знания навыки умения информацияЗнания навыки умения информация Знания навыки умения информация

    Знания навыки умения информация
    Знания, умения, навыки

    Осознанность усилий как функция компетентности

    Навыки - как частично автоматизированные […]
  • Секреты обучения родителейСекреты обучения родителей Секреты обучения родителей
    Стать ребенку другом
    Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.
    Индийская пословица.
    Хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в […]
  • Научить школьников учитьсяНаучить школьников учиться Научить школьников учиться
     
    Научить школьников учиться
    Создавайте положительный настрой на учебу, но не обманывайте.
    Самое важное для детей в школе – это интересное […]

Добавить комментарий