Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Игры для развития коммуникативных способностей детей

Страницы: 1 2 3 4

«Солнечная мама»

Поделите детей на пары. Каждая пара два солнечных лучика. Солнечные лучики должны рассказать о своей солнечной маме по вопросам:

–Чем солнечная мама кормит свои лучики?

–Рассказывает ли она им сказки?

–За что солнечная мама сердится на своих деток, и за что она хвалит их?

–Отпускает ли она их одних на землю?

–Покупает ли она им игрушки? и т. д.

Например, наша солнечная мама покупает для нас в солнечном магазине солнечную пастилу. Повечеру, когда небо ясное и нет дождя, она рассказывает нам сказку про один волшебный лучик, который принес людям счастье. Мама ругает нас, если мы долго не хотим вставать.

«Я и другие»

Цель: учить ребенка правильно и грамотно строить отношения в разных ситуациях общения, научим ребенка общаться с другими.

 

«Медвежата»

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.

 

«Белые медведи»

Игра групповая. Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки –это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный ребенок.

Эта игра также способствует снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий. В ней хорошо бы использовать маски, изображающие белых медведей, которые могут нарисовать сами дети.

«Я и мои эмоции»

Цель: учить ребенка правильно контролировать эмоции при общении с другими детьми.

 

«Пиктограммы»

Для этой игры необходимо изготовить набор картопиктограмм. Пиктограммы –это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Вам понадобятся два набора карточек: один целый, а другой нарезанный.

Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

 

«Мимическая гимнастика»

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнении для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно, равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас).

Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение).

Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

Цель игры –изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

 

«Угадайка»

Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

Игра направлена на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимы.

 

«Волшебный мешок»

Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т. п. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативной эмоции.

 

«Рисуем эмоции пальцами»

Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.

Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

 

«Музыка и эмоции»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая –грустная, довольная –сердитая, смелая –трусливая, праздничная –будничная, задушевная –отчужденная, бодрая –усталая, спокойная –взволнованная, медленная –быстрая, теплая –холодная, ясная, мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

«Что такое самооценка?»

Цель: формировать у ребенка адекватную самооценку при общении с другими детьми.

 

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка.

 

«Жмурки с колокольчиками»

Правила игры, в основном, остаются такими же.

В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должника поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчиков. Различные варианты игры «Жмурки» помогут вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что поможет, в случае успеха, значительно воздействовать на его самооценку.

 

«Жмурки с голосом»

Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу.

«Как можно общаться без слов»

Цель: учить ребенка правильно пользоваться своей жестикуляцией при общении с людьми.

 «Иностранец»

К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, все это без слов.

Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику хозяйки сердитой, сжалившейся; ссорящихся, замерзающих, а затем спящих котят. Затем разыгрывается сценка. Возможен обмен ролями. Перед разыгрыванием хорошо бы обсудить с ребенком это стихотворение. Желательно, чтобы при проведении этих игр и упражнений в комнате звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с характером упражнений. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.

Рекомендуется обучить детей в качестве опыта общения со своим телом простым навыкам мышечного расслабления.

 «Через стекло»

Детям предлагается сказать, что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или» Принести мне стакан воды, я хочу пить» т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Катит медвежонок

Меду бочонок.

Тащит петушок

Проса мешок.

До чего ярок

Лисий подарок!

 

«Изобрази сказку»

Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

 

«Расскажи стихи без слов»

Взрослый читает детям стихотворение, например такое:

Еще один гость –

В зубах кость.

Подарок царский

Сыр швейцарский.

А кот Тимофей принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей,

Чей подарок всех милей. (Е. Ефимовский)

Может быть использовано и любое другое стихотворение. Ребенку дается задание передать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут».

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везет орешки.

Кудрявый барашек

С букетом ромашек.

 

«Испорченный телефон»

Эта речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слова. Задача –передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.

«Азбука настроений»

Цель: учить детей адекватными способами привлечь к себе внимание.

 «Что там происходит?»

Дети стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась еще одна девочка. «Что там происходит?» – подумала она, но ближе подойти не решилась. выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

 

«Любопытный»

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами. A мальчик прямо-таки вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около будки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

 

«Сосредоточенность»

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена раздумье.

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

 

«Удивление»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

 

«Этюд на возражение удивления»

Удивление –очень кратковременная эмоция. Одна шестилетняя девочка как-то сказала: «Люди удивляются, когда бывает чудо». Действительно, причиной удивления должно быть что-то внезапное, неожиданное. Ситуации, которые вызывают удивление, затем вызывают другие положительно или отрицательно окрашенные эмоции.

Эмоция удивления быстро наступает, но и очень быстро проходит. Мимика, связанная с удивлением, очень ярка и легко воспроизводима (широко открытые глаза и рот). Этюды на выражение удивления, поэтому доступны даже и младшим дошкольникам.

 

«Круглые глаза»

Однажды первоклассник увидел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Взрослый предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

 

«Вожатый удивился»

Взрослый читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной»:

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвая

Вокзал остановить?

Вожатый удивился,

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Затем выбирается ребенок на роль вагоновожатого. К нему со странной просьбой обращается человек, рассеянный с улицы Бассейной. Поза: ребенок смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.

Мимика: брови и верхние веки приподнимаются.

Использование выразительных движений создает у ребенка чувство удовольствия, радости. Ощущение радости в жизни появляется после преодоления чего-то, как результат событий и стечения обстоятельств, поэтому игры и этюды построены в основном на принципе противопоставления: страдание –удовольствие, борьба –радость победы и т. п. Детям можно предложить сыграть какую-нибудь роль, например роль клоуна, чтобы оправдать слишком громкий смех и двигательную активность.

 

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Выразительные движения сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны цветок расцвел; голова слегка. откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Этюды на выражение удовольствия, радости.

Выражение радости легко узнается: лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнается с младенчества, она помогает ребенку устанавливать контакт с другими людьми.

Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.

 

«Первый снег»

Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу.

Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами. (А. Гунули)

 

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбки.

В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. Скорее одеваться!

Выразительные движения: откинутая назад голова, приподнятое брови, на лице улыбка.

 

«Битва»

Ребенок изображает Ивана-царевича, который сражается с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.

Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук –это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимыми усилием машет воображаемым мечом.

 

«Чунга-Чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова –маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках и ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, а в волосах красивые перья.

С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевают:

Поза и мимика победителя: плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

 

«Два клоуна»

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми цветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты улыбкой, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

 

«Хорошее настроение»

Мама послала сына в магазин. «Купи печенье и конфеты, –сказала она. –Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения: походка –быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки, улыбка.

 

«Этюды на выражение страдания и печали»

Отрицательные эмоциональные реакции проявляются уже в первые дни жизни новорожденного. Ребенок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия. Произвольно изображать грустное настроение ребенок способен с четырех лет. Этюды на выражение этих эмоций способствуют осознанию своего собственного состояния, а также пониманию и сочувствию печали других.

 

«Северный полюс»

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы я была на Северном полюсе!»

И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! (В. Каверин)

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно ко-лено прикрывает другое, руки около рта, дышит на пальцы.

 

«Ой, ой, живот болит!

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

 

«Я так устал»

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал...» Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

 

«Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

 

«Этюды на выражение отвращения и презрения»

Чувствовать отвращение по отношению к себе он может ощущать примерно с пяти лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, ведет к страданию или агрессии. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии.

Этюды на выражение этой эмоции направлены на то, чтобы смягчить ее.

 

«Золушка»

Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла туфельку.

Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

 

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

«Как правильно дружить»

Цель: учить детей правильно воспринимать конфликтное общение.

 «Спина к спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?» «Не хотелось ли что-нибудь изменить? Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

 

«На кого я похож»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «На какой цветок?» и т. п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т. п.

 

«Сказка наоборот»

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:

1-я часть –с привычными образами сказочных героев;

2-я часть –черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

–Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

–Как в жизни люди относятся к разным характерам?

–Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

–Бывают ли в жизни такие ситуации?

Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

 

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий