Познавательно-речевое развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь Познавательно-речевое развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Страницы: 1 2 3 4

Какие знания о мире могут получить дошкольники

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов).

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности.

Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Темы по изучению окружающего мира по возрастам можно видеть в таблице.

Возраст Содержание знаний о мире
3-4
  • Части тела;
  • Одежда, обувь, головные уборы;
  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);
  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);
  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);
  • Овощи и фрукты;
  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);
  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).
4-5
  • Времена года и их признаки;
  • Эмоции;
  • Животные и их детеныши;
  • Кто, чем питается;
  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;
  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
  • Продукты;
  • Посуда;
  • Мебель.
5-7
  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;
  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Музыкальные инструменты;
  • Строительные инструменты;
  • Электроприборы;
  • Профессии;
  • Живая и неживая природа;
  • Космос;
  • Перелетные и зимующие птицы;
  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;
  • Страны, города.

Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Игры для усвоения знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

Правильно читать сказки

  1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.
  2. Не заставляйте ребенка долго ждать, пока закончите какие-то дела.
  3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть Ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.
  4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным).
  5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание.
  6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.
  7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
  8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте.
  9. Обязательно показывайте иллюстрации.
  10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.
  11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.
  12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.
  13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек.

Вопросы для ребенка о прочитанном тексте (сказке, рассказе или книге).

 Что? Что это за история, о чём? Что произошло? Что говорили (думали, чувствовали) герои? Что они думали о будущем? На что они надеялись? Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

 Когда? Как давно это было? Когда это произошло?Что случилось до этого? Что произошло дальше?Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?где? Где это случилось? Можешь себе представить это место? Это реальное или придуманное место? Где еще это могло происходить?

Кто? Кто это написал? Как ты думаешь, кто здесь главный герой?Кто помогал главному герою? Кто мешал ему и почему?Кто здесь может служить положительным примером?

Как? Как это началось? Как это случилось? Как это закончилось? Как это могло бы закончиться? Как бы ты закончил эту историю?

Почему? Зачем автор написал это произведение? Почему всё случилось именно так?Кто рассказывает нам эту историю и почему?Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий