Притчи - мудрые и короткие наставления – Детские сказки читать на ночь Притчи - мудрые и короткие наставления – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Притчи — мудрые и короткие наставления

Страницы: 1 2 3

Притчи — мудрые и короткие наставления

Притчи - мудрые и короткие наставления

Притчи всегда использовали для обучения и воспитания детей. Ведь мудрые советы, изложенные в интересной, краткой и сказочной форме гораздо лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому притчи для детей — эффективное средство обучения и развития. Мудрость, заключенная в притчах, учит детей самостоятельно думать и находить решения проблем. Хорошая притча развивает в детях воображение и интуицию, а также помогает задуматься над своим поведением и осознать собственные ошибки. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Мудрая притча о предназначении

Рекомендуется для прочтения каждому жителю планеты:

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция».

Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу».

Четвертый сказал: «Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое».

Пятый сказал: «Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня». Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись — каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что все сделал правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим мудрецом!

Но это не все — потому что...

Он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, — даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Умей подняться выше и увидеть короткий путь.

Умей разрешить другим идти собственным путем.

Умей признать мудрецами всех — каждый путь важен и достоин уважения.

А еще...

Умей заглянуть за финал — там всегда есть продолжение.

 Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

— Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

— Потому что теряют спокойствие, — сказал один.

— Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? — спросил Учитель. — Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

— Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

— А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? — продолжал Учитель. — Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

 Всё в твоих руках (восточная притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Качество, а не количество (восточная притча)

У одного высокого китайского чиновника был единственный сын. Рос он неглупым мальчиком, но был неусидчивым, и чему бы его ни пытались научить, он ни в чём не проявлял усердия, и знания его были лишь поверхностны. Он умел рисовать и играть на флейте, но безыскусно; изучал законы, но даже писцы знали больше него.

Отец, обеспокоенный таким положением, отдал его в ученики известному мастеру боевых искусств, чтобы сделать дух сына твёрдым, как и полагается настоящему мужу. Однако юноше вскоре надоело повторять однообразные движения одних и тех же ударов. Он обратился к мастеру со словами:— Учитель! Сколько можно повторять одно и то же движение? Не пора ли мне изучать настоящее боевое искусство, коим так славится ваша школа?

Мастер ничего не ответил, но позволил повторять движения за старшими учениками, и вскоре юноша знал множество приёмов.

Однажды мастер подозвал юношу и передал ему свиток с письмом.

— Отнеси это письмо своему отцу.

Юноша взял письмо и пошёл в соседний город, где жил его отец. Дорога в город огибала большой луг, посередине которого какой-то старик тренировал удар рукой. И пока юноша обходил по дороге луг, старик без устали отрабатывал один и тот же удар.

— Эй, старик! — крикнул юноша. — Будет тебе молотить воздух! Ты всё равно не сможешь побить даже ребёнка!

Старик крикнул в ответ, что пусть он сначала попробует его победить, а потом смеётся. Юноша принял вызов.

Десять раз он пробовал напасть на старика и десять раз старик сбивал его с ног одним и тем же ударом руки. Ударом, который он до этого без устали отрабатывал. После десятого раза юноша уже не мог продолжать бой.

— Я бы мог убить тебя с первого же удара! — сказал старик. — Но ты ещё молод и глуп. Ступай своей дорогой.

Пристыжённый, юноша добрался до дома отца и передал ему письмо. Развернув свиток, отец вернул его сыну:

— Это тебе.

Каллиграфическим почерком учителя на нём было начертано: «Один удар, доведённый до совершенства, лучше, чем сто недоученных».

 Притча об Учителе

У одного старого, мудрого Учителя было много учеников, но один из них был самым упорным, не слишком умным, правда, зато это с лихвой компенсировалось прирожденной наглостью. Именно этот ученик и спросил у Учителя разрешение открыть собственную школу. Учитель поразмышлял, и после недолгих раздумий дал добро.

Возгордился ученик, посчитав, что теперь он стал наравне с Учителем, раз тот позволил открыть свою школу. И пошли теперь к нему учиться молодые люди. Однако сам ученик не особо задумывался над тем, чему пытался научить своих учеников. И, конечно, часто случалось так, что понять то, что он рассказывал, не удавалось. Он сам многого не понимал, поэтому требовал, чтобы за ним повторялось все четко слово в слово, а кто не мог – получали суровое наказание.

В методе обучения никто не сомневался, еще бы, именно сам старый Учитель одобрил новую школу, что не раз подтверждал действиями – много было прислано именно им учеников уже с его школы. Количество учащихся мальчиков в новой школе все увеличивалось, уже многие успели забыть про старого Учителя, зато называли его последователя Основателем школы.

Однажды старый Учитель и его ученик встретились. Основатель школы, как теперь гордо именовал он сам себя, самодовольно улыбнувшись, сказал:

— У меня уже в сотню раз больше учеников, чем у тебя. Кажется, я сумел тебя превзойти во всем. Моя школа – самая лучшая, даже ты переводишь ко мне своих учеников. Я стал таким знаменитым, что тебе и не снилось! Кроме того, кажется, кроме меня, у тебя так никто и не открыл собственную школу!

Спокойно улыбнулся Старый Учитель, глядя на раздувшегося от гордости бывшего ученика:

— Это только потому, что моими настоящими учениками могут стать только те, которые понимают меня с полуслова. Учиться надо больше от жизни, чем от мудрых слов.

— Иными словами, — сказал Основатель школы, — Вы мне отдаете тех учеников, с которыми сами не справились?

— Конечно, — окинув его быстрым взглядом, сказал Мудрый старец, — моя рука стала слишком слаба, чтобы подняться на некоторых не особо настроенных на науку мальчишек, зато я их здорово наказываю, отправляя в твою школу. Страдания, которые они переносят в твоей школе, как физические, так и моральные, зачтутся им при прощении грехов. А уж чему именно ты там их учишь – варить еду, делать горшки или науку жизни – при твоем подходе просто разницы не имеет.

 Мой Учитель – жизнь

Умирал суфийский мистик Хасан. Ученики попросили его:

— Ты никогда не говорил нам, кто был твоим Учителем. Расскажи, пожалуйста.

Хасан ответил:

— Я никогда не говорил об этом потому, что в моей жизни не было Учителя. Я учился у многих людей. Моим первым Учителем был маленький ребёнок. Послушайте историю.

В то время я не знал Истину, но я был очень образованным человеком, известным учёным, и думал, что знаю. Моё имя было известно даже за пределами страны. Ко мне приходили люди, думая, что я знаю. Я притворялся, что знаю, не зная, что притворяюсь. Я стал учителем. Не пережив Истину, даже не войдя в свой собственный внутренний мир, я говорил о великих вещах. Я знал все священные писания: они были на кончике моего языка.

Я был очень популярным человеком и привык постоянно быть на виду. Но однажды мне пришлось поехать в страну, где меня никто не знал. Я страстно хотел найти кого-нибудь, кто спросил бы меня о чём-нибудь, и я смог бы продемонстрировать свои знания.

Только мудрый человек может быть безмолвным. Для мудрого человека говорить — почти бремя. Поэтому считается, что тот, кто знает, молчит. Тот, кто говорит — не знает.

И вот, в течение трёх дней я вынужден был оставаться безмолвным. Это было подобно посту, и я чувствовал потребность хоть в ком-то.

Был вечер, я увидел маленького мальчика, который нёс глиняную лампу, и я спросил его:

— Скажи, пожалуйста, куда ты несёшь эту лампу?

И ребёнок ответил:

— Я направляюсь в храм. Моя мать посылает меня каждый вечер ставить эту лампу в храм, потому что там темно, а Бог храма не должен жить в темноте.

— Ты отвечаешь очень разумно, — сказал я, — а скажи мне одну вещь: ты сам зажигаешь лампу?

Ребёнок ответил: «Да». Тогда я спросил:

— Если ты сам зажигаешь лампу, можешь сказать мне, откуда появляется пламя? Ты, должно быть, видел, откуда оно появляется.

Ребёнок засмеялся и сказал:

— Смотрите!

Он задул пламя и сказал:

— Пламя исчезло прямо перед Вами. Вы можете сказать мне, куда оно делось? Вы, должно быть, видели!?

Я совершенно окаменел; я не знал, что ответить. Поклонившись ребёнку, я ушёл. В тот самый момент я осознал, что все мои знания были заимствованы из книг. Я читал лекции о сотворении мира, но не знал, откуда берётся даже маленькое пламя. Я отбросил все свои учения, все свои знания, я забыл свою славу и стал ходить, как нищий. И, медленно погружаясь в медитацию, я открыл свой собственный разум. С тех пор я учился у многих людей, жизнь посылала мне нужные встречи.

 Вкус Воздуха

Однажды Учитель спросил меня:

— Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

— Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

— Хорошо, — Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.

Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь.

— Вкус жизни, — сказал я, чуть отдышавшись.

— Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда.

Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом.

Не ешь то, в чем нет главного вкуса.

Не говори с тем, кто душевно мертв.

Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать...

Зачем нужен Учитель

Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

 День для признания в Любви

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы признаться в любви?

— День? — удивился Учитель.

— Ну, может быть, день недели или число месяца…

— А-а-а, день недели… — кивнул Учитель.

— Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников.

Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное

Учителем.

— А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.

— Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.

— И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли.

Тогда ученик, который не записывал, сказал:

— Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.

— Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил:

— Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой:

— Ответь!

— Только один день, — сказал тот.

— Этот день — СЕГОДНЯ.

 Притча о мудром Учителе и ученике

Ученик спросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет:

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

 В поиске Учителя (Шалва Амонашвили)

«Пора моего ангелочка определить в школу», — подумал ангел.

Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.

«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»

Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся — тот кричал на ученика и ругал его:

— Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!

— «Жестокий… Не от Сердца он…»

В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.

— «Ханжа… Не от Сердца она…»

В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель:

— «Самого главного глазами не увидишь — зорко только Сердце».

Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:

— Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал.

— «Невежда… Не от Сердца он…»

Заглянул ангел в следующий класс — там учитель вёл урок математики.

— Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз…

Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:

— 80 640 раз… А в неделю — 564 480 раз… А в месяц… А в год…

Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:

— Как ты смеешь выкрикивать с места, да ещё без моего разрешения…

«Грубиян… Не от Сердца он…»

Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.

«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением…» — подумал ангел и сказал своему ангелочку:

— Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя.

Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников». Но ангел не знал, как это сделать.

 Дай жизнь своим берегам (Шалва Амонашвили)

Текла речка по пустыне. Она была маленькая, но возле её берегов процветала жизнь: распускались цветы, шуршала трава, пели птички, ивы опускали свои длинные ветви и ласкали её. Речка радовалась жизни вокруг себя, и ей казалось, что всюду всё было так же чудесно. Однажды ночью подползла к ней змея и прошипела:

— Ты тут радуешься, а чуть поодаль от твоих берегов всё гибнет от зноя.

Была бы змея эта доброй и мудрой, она сказала бы речке: «Какая ты хорошая, что не жалеешь свою влагу и спасаешь от гибели хотя бы часть цветов, трав и деревьев в этой выжженной от зноя пустыне». Но она была не такая, а злая и завистливая. Речка опечалилась.

— Как мне помочь пустыне?

— Спроси у человека, — ответила змея.

Утром человек выслушал речку.

— Хорошо, — сказал он, — я знаю, что делать.

Был бы человек этот мудрым и заботливым, он бы сказал речке: «Ты и так делаешь всё, что можешь». Но он не был таким, а был бездушным и халатным.

Взял он кирку и, недолго думая, прорыл от берегов речки множество канав по пустыне. В них вода от речки ушла в песок, а по берегам, где она уже не могла течь, всё высохло.

Ещё больше опечалилась речка. Прилетела к ней райская птичка.

— Что с тобой? — спросила она.

Рассказала ей речка о своей печали. Тогда сказала райская птичка:

— Ты не для того родилась, чтобы орошать всю пустыню. Это тебе не под силу. Вернись в своё русло и дай жизнь своим берегам.

— Но меня печалит пустыня.

— Ты радуйся жизни своих берегов, но печалься из-за выжженной пустыни. Радость укрепит твои силы, а печаль твоя притянет людской взор, и народ, увидев жизнь твоих берегов, поймёт, как можно оживить всю пустыню. Вот твоё предназначение.

Потекла речка опять по своему руслу и понесла с собой радость, что даёт жизнь своим берегам, и печаль, что не может оживить всю пустыню.

 Два ручейка (Шалва Амонашвили)

На вершине горы, в снегах поднебесья, родился ручеек. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеек с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая – налево.

Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они отблагодарили ее и превратили в целебный источник. Люди с благоговением приникали к нему, пили, исцелялись и благословляли его. Ручеек был рад и счастлив. Его счастье длится до сих пор.

Та часть ручейка, которая потекла налево, прошла через другие породы минералов и тоже слизнула их. Они отравили и озлобили ее, сделали ее источником смерти и болезней. Люди, поняв, что источник несет им отраву, проклинали его, избегали и предупреждали других не прикасаться к нему. Так сокровенная тайна его превратилась в смертельный яд, и жизнь источника наполнилась злорадством. И так – до сегодняшнего дня.

Источник, что направо, и источник, что налево, не знают, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы.

Найдется ли скалолаз, который поднимется до той высоты и своей киркой отломит выступ скалы, чтобы весь младенческий ручеек потек направо?

 Шуточная притча об Учителе

 Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.

И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети.»

И сказала вторая фея: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям.»

И сказала третья фея: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках.»

Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!

Учитель: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии.»

 Притча об ученике и Учителе

Приходит ученик к Учителю и говорит:

— Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать ?

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.

— Что изменилось ? – спросил он ученика.

— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.

— Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.

Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.

— А кофе ? – спросил ученик.

— О ! Это самое интересное ! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Мораль притчи: есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

 Притча об Учителе

Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.

«Я не знаю, что мне делать, Руми, — сказала она. — Я испробовала уже все способы, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он Вас послушается, потому что очень уважает».

Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: «Приходите через три недели».

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!

Непонятно... Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.

Но что делать — она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: «Приходите еще через три недели».

Тут женщина не выдержала и осмелилась спросить, в чем дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: «Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».

«Раз Вы мне советуете, — ответил мальчик, — я больше не буду этого делать».

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто...

И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...

Святой человек, прославившийся своей мудростью и духовной силой, шесть недель отучал себя есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику: «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».

 Лестница жизни (Светлана Гладенко)

Как-то раз по лесной дороге шёл Учитель и на опушке заметил играющего мальчика. Мальчику было на вид лет семь, и чертил он на земле палочкой какие-то знаки. Учитель присмотрелся, что же чертит ребёнок, и вдруг у него в голове просияла молния Света, он увидел знаки, говорящие о предназначении этого ребёнка, знаки, зовущие на помощь. Учитель наклонился и спросил мальчика:

— Что ты чертишь?

И ребёнок ответил:

— Ничего особенного.

Тогда учитель спросил:

— Кто ты? Кто твои родители? Где ты живёшь?

Мальчик ответил, что он принц, и родители его — самые богатые люди на земле, и живёт он во дворце, ну, а здесь оказался потому, что отец взял его на охоту, и он заблудился.

Казалось, очень простая история, каких миллионы, если бы не чертил мальчик знаки, о которых знал Учитель. Он взял мальчика за руку и пошёл в направлении леса. Там он слышал лай собак и выстрелы. Вскорости из леса показались всадники и стая гончих собак. Мальчик, увидев отца, бросился навстречу, а Учитель остался стоять на месте. После разговора ребёнка с отцом к Учителю подъехал очень богатый, одетый в очень дорогие одежды человек. Он поблагодарил Учителя за то, что тот нашёл и привёл мальчика, и предложил взамен деньги и золото, но Учитель ответил:

— Зачем мне золото? Я и так богаче тебя. Зачем мне деньги? Они мне не нужны, у меня и так всё есть. Но вот вместо денег и золота дай мне обещание, что, если твоему сыну понадобится помощь, то приведи его ко мне. Я живу вон там, на горе в бедной лачуге, и всегда буду рад его видеть. С этими словами Учитель в последний раз посмотрел на мальчика и ушёл.

Отец мальчика был поражён и возмущён: «Какой-то оборванец говорит, что богаче меня — короля. Живёт в каком-то сарае, а деньги ему не нужны, и ещё осмеливается говорить о помощи. Да как он посмел?! Неужели, если моему единственному сыну нужна будет помощь, то не найдутся доктора, философы, магистры наук, воины и рыцари. Да у меня столько денег и золота, что всё, что понадобится моему сыну, он купит! А тут какой-то нищий и, наверное, сумасшедший старик будет ещё помогать. Этого никогда не будет!!!» На этом всё закончилось и забылось.

Мальчик жил во дворце, здоровье у него было отличное, недостатка он ни в чём не ощущал, играл со сверстниками, занимался науками, учил языки, музыку, танцы, был очень подвижен и не труслив. В общем, рос и ни о чём не думал. Когда же ему исполнилось 12 лет, в его жизни появился Спутник. «Спутником жизни» мальчик называл того, кого он не видел, но постоянно ощущал. Он чувствовал, что кто-то рядом, что кто-то ему помогает. Сначала мальчик насторожённо наблюдал, но потом привык и перестал обращать внимание, ведь ему было только 12 лет, игры и забавы куда больше забирали времени, чем наблюдение чего-то незнакомого и тем более — невидимого. В 17 лет мальчика посвятили в рыцари, а в 20 он стал полноправным наследником короля, и мог подписывать документы, ездить в другие страны вместо отца, и вообще был доверенным лицом короля.

Время шло. И вот, однажды во время охоты юноша увидел старика, собирающего хворост. Стая собак, обычно ничего не боящаяся и сметающая всё на своём пути, вдруг поджав хвосты, попятилась назад, лошади остановились и не двигались с места. Юноша спрыгнул с лошади и подошёл к старику. Ему показалось, что где-то он его видел, и сердце его начало сильно биться. Он хотел повелительным тоном спросить: «Кто ты?», — но вместо этого встал на колени и поцеловал руку старику. Старик, как вы правильно догадались, был Учитель и Рыцарь Света. Он любовно поднял юношу с колен и произнёс такие слова:

— Что ты, мальчик мой, я такой же человек, как и ты, поэтому не стоит становиться на колени и целовать мне руки. Скажи мне только, почему ты здесь и что тебя беспокоит?

Юноша был поражён, до чего знакома была ему эта речь и как ему близок этот незнакомый старик, но ответил он совсем другое:

— Я здесь охочусь, потому что это всё моё: земля, горы, звери. Я хозяин всего.

Старик слегка усмехнулся и, сощурив глаза, сказал:

— Раз это всё твоё, тогда тебя должны все слушаться. Скажи горе, чтобы она сдвинулась хоть на один сантиметр. А ручью, чтоб остановился и не журчал.

Скажи птице, чтоб села на эту ветку, а дереву, чтоб упало. Ты же хозяин, а хозяина должны все слушаться.

Юноша понял, что старик издевается над ним. Он развернулся и собрался уходить, когда услышал вслед такие слова:

— Бедный мальчик, ты даже не хозяин одной минуты времени, ты даже не хозяин сегодняшнего дня и своего здоровья. Всё, что у тебя есть, всё это дал Господь, и каждый день помогает тебе, чтоб жизнь твоя была плодотворной и всеобъемлющей. Но теперь пришёл день расплаты. Ты должен будешь очень скоро вернуть долги. Приходи ко мне, и я тебе помогу.

С этими словами старик ушёл, а юноша отправился домой, во дворец, ему было уже не до охоты. Настроение у него испортилось, аппетит пропал, веселиться не хотелось. Он закрылся у себя в спальне и никак не мог забыть слова старика: «Какие долги? Я ни у кого ничего не брал и не одалживал, никого не убивал и не грабил. Всё, что я имею, дал мне мой отец-король. Почему я кому-то должен? И самое главное — что? Что я должен? Может денег, золото, может лошадей, собак, наложниц, что?»

Так он думал день, два, месяц, год. И решил он поехать в горы к старику и узнать, почему тот ему так сказал, кому и что он должен. Подъехав к подножию скалы, юноша слез с лошади и хотел подняться наверх. Но здесь не оказалось ни тропинки, ни ступенек, ни каких-либо приспособлений, чтоб подняться наверх. И задумался юноша, как же старик взбирается в свою лачугу? Долго он стоял, задумавшись, но вот на горе показалась фигура старика и окликнула его. Юноша поднял голову и крикнул:

— Как мне подняться к тебе? Я хочу с тобой поговорить.

Старик ответил:

— Ты не сможешь сделать и шагу вверх. Тебе надо тренироваться и очень сильно желать этого. А пока иди домой, освободи всех, кто тебе прислуживает, и помоги им своими деньгами. Пусть идут с миром.

Но юноша не дал договорить старику:

— Как же так? Если я отпущу всех, кто же будет мне служить? Кто будет за мной убирать, готовить, стирать? Если я раздам все деньги, я же стану таким как все.

Старик молчал, а юноша продолжал кричать:

— Что ты молчишь, проклятый старик? Почему не отвечаешь?

Старик ответил:

— Я думал, ты пришёл ко мне за помощью, а ты здесь только ради собственного удовольствия, чтобы исцелить своё любопытство. Прощай. Мне не о чем больше с тобой говорить.

И старик ушёл. Сколько юноша ни кричал, ни звал его, Учитель больше не появлялся, и уехал он с пустыми руками. И вот уже третий год проходит, как увидел он старика, хотя и ездил к подножию горы, но старик больше не появлялся. Жизнь юноши, а теперь уже возмужалого человека, стала похожа на смерть. Пиршества его не веселили, женщины его не радовали, от золота его воротило. Теперь мужчина стал уже полновластным царём всего вокруг и мог иметь всё, что ему захочется, но почему-то именно теперь ему уже ничего не хотелось. И решил, теперь уже король, распустить всех своих придворных, вельмож и слуг. Раздал каждому, сколько было положено, и ушёл в неизвестном направлении. Но неизвестное было только не для него. Он пошёл к старцу. Приближаясь к горе, мужчина увидел встречающего его Учителя. Улыбка сияла на его добродушном лице:

— Молодец, сын мой, я ждал тебя и хочу поговорить. Но вот сил у тебя ещё маловато, и не сможешь ты добраться ко мне. Я хочу сказать тебе, что на окраине

дороги есть дом, и ты должен там поселиться. Приведи его в порядок, заведи себе хозяйство, огород, помогай другим, и самое главное, ты должен знать, что я за тобой слежу и буду с тобой, когда тебе будет трудно. Я расскажу тебе правила, по которым ты должен жить, И если ты выполнишь их все, то через семь лет возвращайся ко мне. А правила вот какие:

  1. Ты должен знать, что на земле нет ничего твоего, что всё, что у тебя есть и будет, тебе даёт Господь. Поэтому любовь к нему должна быть на первом месте.
  2. Ты должен любить всех, кого знаешь, кого видишь, кого будешь знать. Ты должен знать, что, обидев кого-то, обидят и тебя. Осудишь, и тебя осудят. Ударишь, и тебя ударят. Поэтому как хочешь, чтоб к тебе относились, так и ты должен относиться к людям, животным, растениям. Ибо не только ты Творение Божие, но и всё остальное тоже создано Небом. Поэтому, если ты будешь говорить: «Люблю Бога», — а при этом осуждать убийцу, пьяницу и дебошира, значит, ты обманываешь себя и Небо.

Если ты всё это выполнишь, только тогда поднимешься ко мне. А теперь иди и живи.

Время пошло. Мужчина всё старался выполнять, но было очень тяжело. Люди, проезжавшие по дороге мимо его дома, были разные: одни его считали за сумасшедшего и старались объезжать его дом стороной, другие приходили в его дом, чтоб ограбить и избить, третьи — чтоб взять милостыню и поесть хорошо. И никогда этот человек не услышал в свой адрес добрых слов или просто благодарности. Были моменты, когда мужчина говорил:

— Зачем, зачем мне это надо? Ведь я мог иметь много денег, ходить в богатстве и уважении.

Но это были лишь моменты, и ему было очень сильно стыдно за них. Тем более что он знал — за ним наблюдают, помогают и любят. Пусть он не видит, но он точно знает, что есть Господь, и он его любит. И вот так, в унижении пролетели семь лет.

В одно солнечное утро в дом к мужчине постучались. Это был какой-то нищий оборванный старичок. Он был весь в крови и пыли, ноги его кровили в незаживающих ранах, и руки начали покрываться проказой. Зайдя в дом, старичок свалился без чувств. Мужчина схватил его, положил к себе в чистую постель, обмыл раны и приложил лечебные травы. Когда старичок пришёл в себя, то попросил кушать. Мужчина накормил его, выкупал, дал чистую рубаху и только сейчас заметил на руках проказу. Сначала он испугался, ибо знал, что может тоже заболеть и умереть, но чувство сострадания и любви к этому незнакомому, отслужившему свой век старику победило страх. Он уложил старика на свою единственную постель, а сам лёг на пол возле кровати. Так шло время. Он кормил и лечил старичка, был всегда приветлив с ним и ни в чём не отказывал гостю. Но в один день, войдя в дом, мужчина увидел старичка, стоящего посредине комнаты. Старик грозно сказал:

— Я уже здоров! И, конечно, не благодаря тебе. Ты кормил меня, это правда, но пища твоя была плохая и нищенская. Ты лечил меня, но лекарства твои плохо мне помогали. А теперь я хочу, чтобы ты убирался отсюда, куда глаза глядят, потому что в этом доме буду жить я, и нет тебе здесь места.

Мужчина, наклонив голову, проговорил:

— Не сердись, потому что кормил я тебя и лечил только тем, чем мог. И раз ты считаешь, что всё было плохо, значит, я заслужил то, что ты выгоняешь меня из собственного дома. Я благодарен тебе за то, что твоя правда меня не рассердила. Я уйду, а ты оставайся и будь счастлив в этом прекрасном доме.

Мужчина развернулся и, ничего не взяв в дорогу, ушёл. Шёл он, не зная куда, ни о чём не думая, но вскорости оказался у горы, где жил старый его Учитель. Он обрадовался и хотел его позвать, но вдруг увидел ступени, ведущие наверх. Он подумал: «Ведь раньше их не было? Неужели старик их сделал для меня?» Но ступени были гладкие, из белого мрамора и сияли огненным светом. Человек стал на одну и остановился. Ему показалось, что, став на одну ступень, он прожил целую вечность. Так, идя одну за другой вверх, человек поднимался всё выше и выше. Оставалось ещё немного — одна или две ступени, но силы покинули его, и он упал. Как он ни старался, но даже пошевелить пальцами он не мог, не то, что пройти одну-две ступени. И вспомнилась ему вся его жизнь: Как был он богат и весел, как отказался от всего, как странников принимал, как унижали его. Вспомнил Учителя и, мысленно попрощавшись с ним, решил, что умирает. Но в это время, подняв глаза, увидел перед собой Учителя, тот улыбался и протягивал руку помощи. Мужчина почувствовал мощный прилив сил, он почувствовал, как окрепли его руки и ноги. Встав и протянув руки старику, мужчина взошёл на последние две ступени.

Вместо лачуги он увидел большой белый дворец, а на пороге старичка, который выгнал его из дома. Старичок доброжелательно улыбался и весь сиял каким-то неизведанным светом. Учитель привёл мужчину в белый мраморный зал и усадил за большой стол, где по правую и левую стороны сидели старцы в белых одеждах. И вдруг, вглядевшись в лица старцев, человек узнал в них тех, кого он принимал и давал милостыню, кто его грабил и бил, кого он лечил и не получал благодарности. И тогда старцы стали вставать поочерёдно из-за стола, подходить к нему и благодарить за то, что он их принимал, сострадал им и любил их. Во главе стола сидел тот самый старичок, который был в проказе и выгнал его из дома. Выслушав всех, он подозвал Учителя и сказал ему:

— Теперь твой ученик заслуживает быть почётным Воином Света. Он заслужил, чтобы Отец наш Небесный через него помогал людям. — А мужчине сказал:

— Знай, что Отец всемогущ и сам может помогать людям, но ради тебя он будет помогать через тебя. Но именно потому, что он любит тебя, он делает такую милость тебе. В путь же, дорогой мой. Скоро придёт время, и ты увидишь тех, кому нужна помощь, а пока прощай. Мы тебе больше не нужны, ибо записан ты в книгу помощников Отца. Теперь он войдёт в тебя, и ты наполнишься великим Светом помощи. Пусть же никогда не покинут тебя Вера, Надежда, Любовь и Великая Мать Вечности — Софья.

 Задача Учителя

Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили

с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно...

 Притча об учителе и учениках

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото — это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения — томата.

Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы.

У первого ученика учитель не увидел растения.

-Где плоды твоего труда? — спросил учитель.

-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать.

И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.

— Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , — ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.

-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

-Забыл я, учитель, посеять семя.

-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

— Все должно иметь свои корни, — сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

-Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

— Пришел сосед, поглядел, и погибло растение, — сказал ученик учителю.

— Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

-Послушался я, учитель, чужих советов.

— Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

-Учитель, слишком поздно я поселял семя.

— Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

-Забыл я удобрить землю, учитель.

— Не жди плодов без плодородной почвы, — наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

-Учитель, я выполнил все твои советы.

-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

— О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу.

А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий