Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев – Детские сказки читать на ночь Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев

Страницы: 1 2 3

Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев

Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев

Развитие ребенка в 1 месяц

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

  1.  Всё, что малыш умеет сейчас, действует на уровне безусловных рефлексов, которыми обеспечила новорожденного природа, чтобы помочь ему выжить и подготовить к развитию нерефлекторных движений:
  2. сосательный рефлекс — главный, обеспечивающий малышу питание. При проведении вокруг ротика пальцем, у ребёнка сразу появятся сосательные движения.
  3. поисковый рефлекс — малыш поворачивает головку при касании его щёчки. Так проявляется инстинкт поиска питания.
  4. защитный рефлекс – когда малыша кладут на живот, не обязательно поворачивать его головку в сторону, обеспечивая ему свободное дыхание, он сделает это сам.
  5. хватательный рефлекс Вы обнаружите, поглаживая ладошку ребенка – он схватит и удержит Ваш палец. Некоторые детки настолько крепко хватаются, что их можно даже приподнять таким образом за ручки.
  6. рефлекс ходьбы– если поддерживать малыша под руки так, чтобы он касался ножками ровной поверхности, немного наклонив его вперед, то новорожденный сделает несколько шаговых движений. Важно! Если малыш плохо хватает ручками, если при «ходьбе» сильно перекрещивает ножки, посоветуйтесь с невропатологом.
  7. рефлекс Мора– при внезапном и громком звуке, новорожденный разводит и сводит руки и ноги.Важно! Если спонтанный рефлекс возникает часто, когда малыш реагирует даже на незначительные шумы, это может говорить о повышенной возбудимости.
  8. рефлекс Бабинского – проводя по внешнему краю стопы малыша, пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  9. рефлекс Бабкина – если надавить на ладошку, малыш повернет голову и откроет ротик.
  10. плавательный рефлекс – в положении лежа на животе, младенец совершает движения, похожие на плавательные.

В этот период как никогда Вашему малышу подходит поговорка – растет не по дням, а по часам. Больше никогда Ваш ребенок не будет набирать так много веса и так быстро расти.

За первый месяц длина тела увеличивается на 3см., а масса – на 600г., и это при том, что в первую неделю жизни малыш теряет около 10% массы своего тела. Это нормально, ведь сейчас организм новорожденного работает с огромным напряжением, перестраивая систему кровообращения, активизируя иммунную систему, запуская в работу почки, эндокринную и пищеварительную системы, принимая новые незнакомые микробы.

Первый месяц младенец обычно много спит, до 17-20 часов в сутки. Не ждите, что малыш будет спать 2-3 часа подряд, скорее всего это будут более короткие промежутки сна – около 40-60минут.

Все детки спят по-разному, засыпая во время кормления, или наоборот после периода активного бодрствования. Старайтесь разнообразить позы малыша во время сна: меняйте бочок, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону.

В состоянии спокойствия ребенок лежит на спинке в позе лягушки: с согнутыми в локтях и приподнятыми ручками, и с раздвинутыми в стороны ножками, согнутыми в коленях. Высокий тонус физиологичен для этого возраста, т.к. малыш стремится вернуться в привычную для него внутриутробную позу.

До конца второй недели жизни малыш уже начинает фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле зрения, вздрагивать и моргать при резком звуке.

К концу третьей недели младенец уже смотрит на неподвижные предметы, сосредотачивается на звуках, замирая на мгновение.

К месяцу ребёнок прислушивается уже не только к резким звукам, но и к таким тихим, как льющаяся вода, тиканье часов, звуки улицы за окном. В это время малыш уже умеет следить взглядом за движущимся предметом на расстоянии 20-30см. (расстояние, на котором находится лицо матери во время кормления ребёнка). В положении лежа на животе, он пытается не только повернуть голову в сторону, но и приподнять, удерживая её на несколько секунд.

Когда малыш бодрствует, подвигайте его ручками и ножками в разных положениях, чтобы малыш учился чувствовать свое тело, управлять им. Помните, что ребёнок сможет тренировать свои мышцы, только если его руки и ноги свободны.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Пока кроха бодрствует, ловите его взгляд, разговаривайте с ним, как с равным собеседником. Не бойтесь избаловать малыша, беря его на руки, телесный контакт с мамой крайне важен детям. Чувствовать Ваш запах, слышать голос и то, как привычно бьётся Ваше сердце необходимо ребёнку не меньше, чем воздух и пища.

Переодевать младенца старайтесь теплыми сухими руками, напевайте ему нежную песенку или просто ласково разговаривайте с ним, рассказывая, что Вы делаете. Малыша успокаивают мягкие интонации голоса, хоть он и не понимает еще, о чем Вы ему говорите.

На третьей неделе у малыша уже появляется представление о том, как добиваться желаемого. Так, если необходимо долго и громко кричать, пока не появится мама, то именно это младенец и будет делать, а если для маминого появления достаточно немного громче покряхтеть, то малыш ни за что не будет тратить свою энергию на крики.

Больше всего малыша привлекает человеческое лицо, поэтому он так внимательно рассматривает, склонившиеся над ним лица. В результате уже в 2-3 недели малыш постепенно начинает копировать мимические движения лица. Так, если мама высунет язык, то вполне ожидаемо между маленькими губками тоже покажется крохотный язычок, мама выпятит губки в воздушном поцелуе, младенец постарается ответить тем же, а на мамину улыбку малыш отреагирует тем, что расплывется в улыбке и сам.

К концу первого месяца к подобным мимическим проявлениям присоединятся уже вполне оформленные звуки: писк, фырканье, своеобразное гуление. Активный малыш может также общаться всем телом, протягивая к маме ручки и ножки, выгибая спинку.

Пока у крохи в запасе только два варианта выражения своего состояния: плач и улыбка. Плач может означать голод, боль, холод, жару, дискомфорт, недовольство, испуг. Когда малышу хорошо, он спокоен и доволен, у него появляется улыбка. В первые дни малыш улыбается непроизвольно, в основном во сне. Позднее улыбка наблюдается, например, во время купания или после кормления, пока это только физиологическая улыбка.

Улыбка появляется концу 1 месяца. Чем больше Вы будете улыбаться малышу, тем скорее Вы увидите первую осознанную улыбку своего ребёнка. Очень важно в семье сохранять положительный эмоциональный фон, избегая конфликтов и ссор при ребенке, потому что новорожденный крайне чувствителен к психологическому климату вокруг него. В этот период малышу требуется ласковое и позитивное общение.

 Игры с ребенком в 1 месяц

Для укрепления мышц малыша и стимуляции его физического развития ежедневно выполняйте оздоровительный массаж. Начинайте проводить его со второй-третьей недели жизни малыша, выбрав удобное время не менее чем через полчаса после кормления. Массаж не должен длиться дольше 10 минут, прекращайте занятие, если малыш начал плакать.

Упражнения для малышей от 3 до 8 недель:

  • уложите малыша на спину. Вложите свои большие пальцы в кулачки крохе, когда он их сожмет, слегка разведите ручки и легонько встряхните;
  • когда малыш принимает воздушные ванны или купается, рисуйте у него на стопе пальцем «восьмерки»;
  • Вашему ребёнку понравятся поглаживания по лбу от середины к вискам;
  • помассируйте пальчики на ручках и ножках;
  • поглаживайте кроху от грудки к плечикам;
  • придерживая одной рукой ножку за пяточку, другой рукой поглаживайте ножку малыша от стопы к тазобедренному суставу;
  • нежно помассируйте ручку от кисти к плечику.

В периоды бодрствования ребенка старайтесь заниматься с ним, немного поиграв. Слушайте разнообразную музыку с малышом. Согласно исследованиям, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна, вальсы Штрауса не только способствуют гармоничному развитию крохи, но даже нормализуют различные физиологические процессы в организме ребёнка.

Малыш очень любит слушать человеческий голос. Старайтесь говорить с ребёнком при любой возможности, всегда приветствуйте его, входя в комнату, меняйте интонации и ритм речи. Изменяя тембр голоса от высокого до низкого и наоборот, можно надолго заинтересовать ребенка.

 Тест: что умеет ребенок в 1 месяц?

Необходимо помнить, что все детки развиваются по-разному и если ребёнок не овладел каким-либо навыком к концу месяца, он обязательно сделает это через две-четыре недели. Родители же примут к сведению области, в которых надо позаниматься с малышом ещё.

  • лежа на животике, слегка приподнимает и пытается удержать голову;
  • с 10 дней вздрагивает и моргает при резком звуке;
  • различает особенности звуков, прислушивается к различным звукам и голосам;
  • отличает мамин голос, запах, прикосновение рук;
  • поворачивает голову набок, в сторону погремушки, которую только что услышал;
  • фиксирует взгляд на склонённом над ним человеческом лице, реагирует на обращённую к нему речь;
  • следит за неподвижным предметом на расстоянии 20-30см от него, прослеживает за ним взглядом при плавном его перемещении;
  • совершает микродвижения;
  • издает звуки в такт речи говорящего «а», «о», «у»;
  • захватывает в ручку вложенную в руку погремушку и недолго удерживает её.

Развитие ребенка в 2 месяца

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

За второй месяц жизни Ваш карапуз вырастет примерно на 3см, прибавив в весе около 800 грамм.

Ко второму месяцу жизни, родители могут заметить существенные изменения в поведении ребёнка — он свободно поворачивает головку, может поднимать и удерживать ее около 20 секунд. Тонус в сгибательных мышцах ручек и ножек постепенно уменьшается, но повышается тонус в мышцах-разгибателях, что позволяет крохе по-другому двигаться — поднимать ручки, разводить их в стороны, потягиваться. В позе лёжа на животе, малыш тут же поднимает голову и даже грудь — это первое сознательное движение, которое он освоил. Головку малыш уже очень хорошо держит не только лежа на животике, но также старается её держать самостоятельно и в вертикальном положении.

Важно! Несмотря на то, то Ваш малыш уже достаточно крепко держит голову, он все еще недостаточно хорошо контролирует свои движения, поэтому обязательно поддерживайте его головку руками, вынимая его из кроватки и нося на руках.

Сейчас Ваш карапуз способен неосознанно повернуться из положения лежа на боку на спинку.

Важно! Несмотря на то, что ребёнок ещё не умеет ползать, он уже способен на неожиданные движения, поэтому никогда не оставляйте ребенка без присмотра.

Самое главное то, что движения малыша стали более осознанными, они уже не зависят полностью от безусловных рефлексов. Теперь взгляд малыша направлен не внутрь себя, к своим внутренним ощущениям, а к окружающей обстановке.

В два месяца кроха может уже довольно долго бодрствовать как до, так и после кормления. В состоянии бодрствования малыш часто сосредотачивается и с интересом рассматривает какой-нибудь предмет, — так он изучает окружающий мир. Развивая координацию глаз и концентрацию взгляда, малыш с удовольствием следит за приближающимся и удаляющимся объектом.

Хотя малыш ещё не различает цвета, он уже может отдавать чёткие предпочтения погремушке жёлтого цвета, или зелёной игрушке, так начинает формироваться цветовое зрение и первые представления ребёнка о том, что мир вокруг полон красок. К концу второго месяца кроха уже нашел свои ручки и активно изучает их возможности. Прежде всего малыша интересуют сами руки, он может долго забавляться, рассматривая их со всех сторон, сгибая и разгибая пальчики. Теперь ладошки малыша всё больше не сжимаются в кулачок, и появляется возможность ощущать ладошками окружающие предметы.

Движения пальчиков рук малыша очень важны, т. к. имеют прямое отношение к развитию его высшей нервной деятельности. Если вложить в ручку погремушку, то кроха будет держать её некоторое время. У малыша уже сильно развито осязание, он с радостью принимает ласковые прикосновения, замирает, если его ручки и ножки погладить шелком, атласом, шерстяной тряпочкой. Так кроха начинает замечать разницу между нежной и жесткой поверхностью, твердым и мягким предметом, радуясь, почувствовав в ладошке что-нибудь нежное и мягкое.

Хватательный рефлекс еще очень силен, он хватает не только пальцы мамы, но и все, что Вы вложите ему в ладошку, это могут быть предметы различной величины и фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Помогайте Вашему крохе открывать свои кулачки, ежедневно расправляя ладошку и нежно массируя пальчики.

Сосательный рефлекс двухмесячного крохи проявляется не только во время еды, но и в привычке посасывать все, что попадает в ротик, будь то пустышка, мамин палец и собственная ручка. При этом, малыша не обмануть пустышкой, когда двухмесячный карапуз голоден, он уже понимает разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Интересный признак развития младенца двух месяцев от роду — это то, что он уже осознанно сосет свой большой палец на ручке, тогда как раньше, ребёнок начинал сосать свой большой пальчик, только если тот случайно оказывался у него в ротике.

Обратите внимание на то, как ребёнок реагирует на темп Вашей речи. Когда Вы заговорите с малышом ровным тоном, его движения также будут равномерны и спокойны. Энергичными рывками кроха отреагирует на Вашу возбужденную быструю речь.

Так, Вы увидите, что новые звуки интересны ребёнку также, как и новые зрительные образы. Человеческий голос остается самым предпочтительным для малыша звуком, а услышав что-то незнакомое, он замирает, как будто настораживается, пытаясь прислушаться к этому новому звуку. Он также может поворачивать голову в поисках источника звука.

В этот период Вы услышите первые «слова» и «песни» своего крохи. Пока это только попытки произнести гласные звуки, те, что малыш слышит от родителей: ааааа-эээээ-ууууу. Всегда отвечайте на предложение ребёнка «поболтать», такая распевка предшествует гулению и развивает речевой аппарат крохи.

На втором месяце жизни ребёнок начинает очень бурно реагировать на маму, эта реакция известна как «комплекс оживления» , выражающийся в улыбке, радостных и активных движениях ручек и ножек, а также всего тела, появляются и первые звуки радости.

 Психическое развитие ребенка в 2 месяца

Вы стали замечать индивидуальные черты характера Вашего малыша, его особую манеру общения, выражение им недовольства или выказывания радости. Вам легче предугадать реакцию крохи на те или иные события, Вы уже знаете, насколько он спокоен или активен.

В этом возрасте набор средств общения у малыша всё еще очень ограничен, только плачем он может попросить Вас о помощи. Будьте внимательный к ребёнку и Вы увидите, в какой ситуации его плач означает «меня пугают эти громкие звуки», а когда он хочет сказать, что у него болит животик.

Чтобы успокоить малыша, попробуйте дать ему грудь. Почувствовав запах мамы, услышав стук ее сердца, малыш чувствует себя защищённым и обычно успокаивается.

Активные контакты с окружающими пока не подходят такому крохе, поэтому мама остается почти единственным источником развития. Хотя только Вы или другой взрослый начинаете «разговор» с ребенком, но и малыш теперь попеременно переводя взгляд от Вас в сторону, сообщает Вам о том, что пора сделать паузу. Таким образом, кроха может поддерживать «беседу» с Вами не переутомляясь в течении довольно длительного времени.

При общении с малышом сопровождайте Вашу речь богатой мимикой и разнообразием тонов голоса, гримасничая и кривляясь, Вы незаметно приобщите кроху к языку жестов, развеселите его и вызовите желание вновь и вновь общаться с мамой.

Младенцы хорошо реагируют на народные распевки и потешки, в которых ритмично повторяются звукосочетания, лёгкие для воспроизведения. Так мама может покачивать ребёнка, нежно похлопывая его по спинке и напевать забавную потешку. Можно постепенно все режимные моменты жизни младенца сопроводить народными потешками. Детки очень любят все привычное, а если это доставляет им радость, то вскоре услышав песенку про умывание, они с нетерпением будут ждать, когда им на личико польется водичка.

С двухмесячного возраста ребёнок уже ассоциирует свои позитивные ощущения с другими людьми, так, если пришла мама или папа, значит, сейчас будет приятно, его приласкают, с ним будут общаться. Это первый эмоциональное достижение — чувство радости в ответ на появление близкого человека.

К концу месяца малыш уже умеет улыбаться сознательно и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над ним.

 Игры с ребенком в 2 месяца

В этот период у малыша активно развиваются зрение и слух, приобретаются новые двигательные навыки, развиваются мышление и память. Помочь в этих процессах могут игры и игрушки. Сейчас игрушки не должны быть многоцветными, но достаточно яркими и крупными, простой формы, желательно резиновыми или пластмассовыми. Игрушки должны быть моющимися, без мелких деталей и не должны содержать токсических веществ. Звучащие игрушки должны быть с нежным, негромким, мелодичным звуком.

Используйте всё пространство, окружающее малыша для развития его зрения: черно-белые узоры, простые цветные рисунки, яркие картинки развесьте по стенам, прикрепите на потолок, а также на стенки кроватки.

Развивая слух малыша, включайте ему негромкую музыку, понаблюдайте, какие мелодии нравятся ему больше всего. В разговоре с крохой, обращайте его внимание на различные звуки и предлагайте искать глазами их источник.

Выкладывайте малыша на животик так часто, как он позволит, при этом привлекайте его внимание игрушкой, чтобы кроха дольше задерживал головку на весу и учился поворачивать её вслед за движущейся игрушкой. Проделайте то же самое, когда ребёнок лежит у вас на животе, старайтесь сделать так, чтобы малыш поднял голову и посмотрел на Вас.

Носите кроху на руках, чтобы у него была возможность рассматривать окружающую его обстановку и появилось желание поднимать головку, чтобы получше что-нибудь рассмотреть.

Возьмите ручки малыша и осторожно разведите их в стороны, после чего скрестите их на груди. Затем поднимите ручки малыша вверх и опустите вниз, в конце легонько встряхните ручки. Осторожно распрямляйте и сгибайте ножки карапуза.

Продолжайте делать массаж и упражнения, приведенные в статье о 1-ом месяце.

Поиграйте с малышом в шарики: в раскрытую ладошку крохи вложите шарик около 2,5 см диаметром так, чтобы он его схватил. Найдите для этой цели разные по фактуре, весу и материалу шарики (пластмассовые, матерчатые, деревянные, гладкие, шершавые, мягкие, твердые и пр.).

В следующий раз попробуйте спустить в ладошку малыша сверху шарик на верёвочке, стимулируйте малыша покрепче схватить шарик, потягивая его за верёвку. Шарик размером с детский кулачок покатайте по телу крохи.

Чтобы стимулировать развитие слуха и формирование причинно-следственных связей, пришейте к носочкам маленькие колокольчики, карапуз услышит нежный звон каждый раз, когда пошевелит ножкой.

 Тест: что умеет ребенок в 2 месяца?

 лёжа на животике, малыш хорошо держит голову;

  • в вертикальном положении удерживает головку прямо, но пока неуверенно;
  • прислушивается к звукам, поворачивает голову к источнику звука;
  • кроха замирает, слушая речь взрослого, фиксирует внимание на лице говорящего;
  • гулит, произнося различные сочетания гласных звуков, например, «а-га»;
  • удерживает в ручке вложенную погремушку непродолжительное время;
  • движения ручек и ножек стали плавными;
  • малыш умеет сознательно дотрагиваться до предметов;
  • следит за движущимся из стороны в сторону предметом;
  • различает голоса, вкусы, предметы, людей;
  • сознательно улыбается взрослым.

Развитие ребенка в 3 месяца

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

  • За этот месяц малыш подрос на 2,5–3 см и прибавил в весе 750–800 грамм, т.е. еженедельно Ваш кроха прибавляет около 200 грамм, и к концу месяца будет весить примерно 6 кг.
    Ваш карапуз теперь осознает свои действия, так если у него появилась необходимость что-то лучше рассмотреть, малыш может из положения лежа на спине повернуться на бочок.
    Самая важная поза трехмесячного малыша — лежа на животе, так он тренируется держать равновесие и координировать свои движения.
  • Собственные ручки — самая интересная игрушка крохи этого периода. Он уже умеет работать пальчиками, сжимая и разжимая кулачки, и очень любит наблюдать за этими движениями, соотнося свои действия со своими желаниями, так малыш понимает, что ручка принадлежит ему и именно он ею управляет. Сейчас важная задача малыша — научиться координировать движения рук, он путается соединить их вместе, тянет их в ротик. Кроха старается дотянуться до игрушек, находящихся в поле его зрения. Если в этот момент дать ему погремушку, карапуз тут же крепко схватит её.
  • Малыш тренируется захватывать предметы разной величины и формы, подобная тренировка укрепляет мелкие мышцы пальцев. Для стимуляции действий ребёнка закрепите на кроватке подвеску с подвижными и звучащими игрушками (мобиль), или почаще выкладывайте малыша на развивающий коврик с дугами, на которые подвешены игрушки различной формы.
  • Помимо того, что у Вашего крохи наблюдается скачок в координации ручек, он стал лучше управлять своей головкой. Теперь даже в вертикальном положении, сидя на руках у взрослого, он хорошо держит голову и даже немного поворачивает ее в разные стороны.
  • Вы можете помочь Вашему малышу познакомиться с другими частями тела, ведь ручки и ножки, он уже нашёл сам. Показывайте на своём лице носик, ротик и глазки, а потом дотроньтесь до тех же частей лица Вашего карапуза. Покривляйтесь вместе, научите кроху чмокать губками, дуть щёчки и высовывать язык, помимо того, что Вы всласть повеселитесь со своим пупсом, Вы ещё потренируете носогубные мышцы, важные для формирования речевой активности.
  • Еще одним существенным достижением карапуза в возрасте трех месяцев является умение переворачиваться с бочка на бочок. Обратите внимание на то, что малыш поворачивается чаще на какую-то одну сторону. Это связано с его положением в утробе, обычно такой приоритет потом исчезнет, но Вы постарайтесь заинтересовать малыша яркими музыкальными игрушками, с целью научить его поворачиваться и на «нелюбимый» бочок.
  • Играя, малыш может поднимать ручки над головой, а в позе лёжа на животике может немного приподняться на ручках.
  • Если Вы попробуете поддержать кроху за подмышки, он упрётся в опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Только старайтесь всё же не ставить малыша на ножки, его позвоночник ещё не готов таким нагрузкам. Самому карапузу очень понравится «стоять», ведь из этого положения видно гораздо больше, чем лёжа даже приподнимаясь на ручках. Положив в ножки малышку мячик, Вы увидите, как он с удовольствием будет его пинать.
  • Если из положения лёжа взять малыша за ручки и слегка потянуть на себя, малыш поднимет головку и начнёт присаживаться. Сажать малыша конечно еще не надо, но Вы увидите, каким сильным он уже стал.
  • Важно! Не оставляйте трёхмесячного ребёнка без присмотра, будьте внимательными и следите, чтобы он не упал, ведь малыш стал уже очень подвижным, а некоторые детки уже могут переворачиваться на живот. Если у Вас возникла необходимость отойти, то переложите малыша в кроватку.
  • Всё время, пока ребёнок не спит, он очень активен и интересуется всем происходящим вокруг. Увидев что-то новое, кроха задерживает на этом предмете взгляд, изучает и радуется, демонстрируя широкую улыбку. Теперь малыш доволен не только при виде знакомых лиц, улыбку вызовет интересный звук или привлекательный для него предмет.
  • Трёхмесячный младенец крайне восприимчив к различным звукам, в том числе и к таким тихим, как мамины шаги за дверью или шелест листьев за открытым окном. При этом так же, как и раньше при каком-нибудь незнакомом звуке, малыш замирает, перестает шевелиться, а обнаружив источник звука, как будто «размораживается» и снова начинает двигать ручками и ножками. Можно с уверенностью утверждать, что Ваш карапуз отличает разговор людей от звуков музыки.Сейчас детишкам помимо потешек уже можно рассказывать рифмованные сказки, стихи.
  • Визуальные впечатления стали еще более важными для Вашего карапуза, обратите внимание, как теперь перед тем, как дотронуться до игрушки, потянуть её в рот, он внимательно разглядывает её.
  • Как видно, к этому возрасту почти все врожденные рефлексы исчезают, замещаясь осознанными навыками и условными рефлексами. Сосательный рефлекс останется приоритетным ещё надолго, поэтому не пытайтесь сейчас отучить малыша от пальцев во рту или соски.
  • К трем месяцам жизни, младенец активно реагирует на близких людей, гулит, много улыбается, показывает своё настроение и умеет рассказать о своих потребностях, используя богатый набор мимических движений.
  • В связи с тем, что карапуз растет не по дням, а по часам и весит 5-6 кг, он может перейти на шестиразовое питание. Возможно, Вам повезет, и Ваш кроха станет дольше спать по ночам, или даже будет спать всю ночь, не просыпаясь. Попробуйте перестать вскакивать при любом шорохе, доносящемся из кроватки, вероятно малыш вскоре перестанет просыпаться по ночам, но сильно на это не надейтесь.
  • Трёхмесячный ребёнок продолжает много спать, при этом увеличивается и время бодрствования примерно до 9 часов в сутки.
  • Если кроха засыпает плохо, есть вероятность, что он просто не устал за день, или наоборот, непосредственно перед сном, он сильно перевозбудился. Старайтесь создать определённый ритуал отхода ко сну, например, сначала покормите, потом поменяйте подгузник, спойте колыбельную.

 Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Самый счастливый возраст, когда в методах общения плач отходит на второй план, и улыбка становится универсальным способом обращения, при этом трёхмесячный малыш улыбается по-разному в зависимости от ситуации и от того, что он хочет «сказать».

Это возраст, когда родители слышат первый смех ребёнка, самый настоящий заливистый смех. Конечно кроха может и плакать, но делает это уже только в крайних ситуациях физического или морального дискомфорта. Когда малыш испуган, или недоволен, или проявляет характер, настаивая «на своём», он может и гневно покричать на родителей.

Теперь маленький человек умеет капризничать. Капризы обычно связаны со скукой. Вы легко отличите капризный хнычущий, «ненастоящий» плач, от плача из-за реальной проблемы малыша.

Всё больше Ваш карапуз нуждается в общении, он уже в состоянии сам отыскивать маму взглядом, поворачиваться на звук её голоса, а самое главное, что не только реагирует на обращение взрослого к нему, но и ждёт ответа на свои «слова». Завидев маму, кроха радостно гулит, произнося не только согласные, но и слоги «гу», «агу», «ага», «бу». Он полноценно разговаривает, применяя различные интонации, участвуя в беседе всем телом, жестикулируя ручками и ножками.

Стимулируйте эту первую речь малыша, сами начинайте беседовать с крохой, называйте его по имени, гулите вместе с ним. Старайтесь предоставлять слово и ребёнку — делайте паузы для его ответов. Когда малыш улыбкой, гулением, движением приглашает Вас к общению — всегда откликайтесь, поощряя его тем самым к дальнейшему развитию навыков общения.

Свои домашние дела по возможности делайте в поле зрения карапуза, чтобы он мог видеть и слышать Вас, а главное — наблюдать за Вашими действиями, которые Вы, конечно же, не забываете комментировать. Общаясь с малышом, используйте высокие ноты, говорите нараспев.

Трёхмесячный малыш выказывает радость не одной только улыбкой, а всем телом, болтая ручками и ножками, смешно гримасничая и произнося разнообразные звуки.

Измените мимику своего лица, склонившись над малышом, кроха тут же будет имитировать Вашу мимику. А если над ребёнком склонится чужой человек, карапуз замрёт на мгновение и будет внимательно разглядывать незнакомца. Если же чужак демонстрирует доброжелательность, малыш подарит ему неуверенную улыбку.

Родителям как-то в один миг станет понятно, что теперь малыш не просто впитывает информацию об окружающем мире, сейчас кроха познает мир, взаимодействуя с ним. Он уже понимает, для чего предназначены определённые предметы и реагирует на их исчезновение. Следя за движением погремушки, малыш будет ожидать её появления там, где он видел её в последний раз, не понимая, что взглядом вернуть игрушку назад невозможно.

Обратите внимание на то, когда вдруг кроха начнет улыбаться — он уже мысленно воссоздает в памяти прошедшее приятно событие, это уже не бессмысленная улыбка новорожденного довольного своим физическим комфортом.

 Игры с ребенком в 3 месяца

Ваш малыш стал очень любознательным, он стремится исследовать мир всеми доступными ему средствами: глазами, ручками, ротиком.

Именно в этом возрасте игрушки, подвешенные над кроваткой находят своего зрителя. Повесьте игрушки на двух уровнях – повыше для рассматривания, пониже для игр, чтобы можно было дотянуться, ударить, извлечь звуки. Старайтесь разнообразить окружающие малыша предметы и игрушки, периодически меняя экспозицию. При этом игрушек не должно быть много, достаточно одной-двух, но меняйте их не реже чем раз в неделю, чтобы они е успели наскучить малышу.

Кроха теперь понимает, что такое игрушка и сам ищет возможность развлечься. Особенно его завораживают движущиеся предметы, а если это — собственное отражение в безопасном зеркальце, то это просто восторг для малыша. С этого периода, попробуйте поиграть в «ку-ку» с крохой — закройте лицо руками и откройте его, произнося «ку-ку». Это станет излюбленным развлечением малыша на долгий период, постепенно модифицируясь в настоящие прятки, игра не уйдет из жизни ребёнка уже никогда.

Попробуйте познакомить карапуза и с картинками. Развесьте на стенах рисунки и картинки, периодически меняйте галерею. Называйте изображенные на картинках предметы, объясняйте, что это такое. Изображения животных озвучивайте. Превратите всё в игру.

Танцуйте с малышом, кружитесь, раскачивайтесь из стороны в сторону, легонечко подпрыгните, чем вызовите взрыв положительных эмоций Вашего крохи. Пойте малышу не только колыбельные, но и другие песни, понаблюдайте за его реакцией, обычно деткам в три месяца нравится, когда во время пения Вы то приближаетесь, то удаляетесь от него ненамного.

Стимулируйте кроху подольше задерживать взгляд на неподвижных и движущихся предметах. Для этого поиграйте с воздушным шариком – когда малыш поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх и вниз, приговаривая: «Где шарик? Посмотри, вот он где!» Ребёнок нуждается не только в игрушках, но и в настоящих предметах. Показывая предметы обихода, рассказывайте, зачем они нужны, демонстрируйте все возможности предметов, дайте малышу все ощупать, изучить.

Важно! Следите за тем, чтобы малышу в ротик не попали мелкие предметы.

Проводите малышу массаж:

  • тыльной стороной рук погладьте спинку от ягодиц к головке, а от головы к попке проводите ладошкой;
  • ладони обеих рук просуньте под поясницу ребёнка и продвигайте руки, пока они не соединятся над пупком малыша – так вы сделаете массаж косых и поперечных мышц животика;
  • для массажа животика проводите лёгкие круговые движения по животу по часовой стрелке, придерживая другой рукой ножки малыша.

Помните, что массаж проводится не более 10 минут, чтобы малыш не устал.

Разминайте пальчики и ладошку малыша, приговаривая веселую потешку. Выучите для этой цели несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

Уже сейчас начинайте обучать кроху ползать, положив перед ним игрушку так, чтобы он не мог до неё просто дотянутся, подставьте ладонь к ступням, чтобы он смог о неё опереться и легонько подталкивайте карапуза к игрушке. Вскоре он и сам начнет отталкиваться, как только почувствует опору под ножками.

На прогулке откройте у коляcки верх, чтобы малыш пока не спит смог понаблюдать за меняющимся рисунком облаков, за ветками деревьев, увидеть полёт птиц. Покажите малышу собачек, птичек, понаблюдайте вместе за ними, расскажите малышу, что делают животные. Если у Вас дома живёт питомец, проводите свои наблюдения и за ним тоже.

В трёхмесячном возрасте уже вполне целесообразно использование манежа, в котором малышу достаточно просторно и, вместе с тем, безопасно.

Разнообразьте окружение крохи различными игрушками и предметами обихода, например маленькой кастрюлькой с крышкой. Эта игрушка будет долго очень интересна крохе, сначала он задевая её ручкой или ножкой будет слышать звон крышки об кастрюльку, потом будет стараться эту крышку снять, позже будет кастрюльку крышкой накрывать, а уже будучи совсем большим, начнет в неё складывать различные предметы.

 Тест: что умеет ребенок в 3 месяца?

 лежа на животике, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд;

  • подтягивает свое тело, когда его берут на руки;
  • захватывает игрушку и тянет её в ротик;
  • переворачивается со спины на бочок;
  • упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
  • при помощи ручек исследует свое лицо, глаза, рот;
  • узнаёт и различает членов семьи;
  • много улыбается и меньше плачет;
  • научился смеяться;
  • стал капризничать и хныкать;
  • гулит в ответ на звуки, ведёт диалог со взрослым;
  • пытается привлечь внимание родителей;
  • начинает демонстрировать память, ожидая предполагаемые действия;
  • появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других;
  • ищет источник звука, поворачивая шею и голову;
  • координирует чувства, например, делает сосательные движения при виде груди;
  • отличает речь от других звуков.

Развитие ребенка в 4 месяца

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Ваш малыш уже перешёл во второй триместр первого года жизни. Он уже умеет поднимать голову и грудь, опираясь на ладони.

За четвертый месяц карапуз поправится примерно на 600 грамм и вырастет в среднем на 2 см., таким образом его вес составит около 6200—6800 граммов, а рост будет колебаться в пределах 62-65 см.

Важно! Помните, что Ваш ребёнок индивидуален и может набирать вес быстрее или медленнее, Вам следует обратиться к специалисту только если кроха не набирает вес совсем или слишком перебирает допустимые нормы.

Карапуз крепко удерживает погремушку в ручке, с интересом подолгу ощупывает её, осматривает со всех сторон. Крутящиеся над его головой игрушки и подвешенные гирлянды надолго удерживают его внимание, а у мамы, наконец, появляется 15 минут для себя самой.

Кроха очень радуется при Вашем появлении, он узнает Вас и уже сам инициирует общение — громко гулит и смеется, приглашая к диалогу. Часто Вы можете услышать от крохи звуки очень похожие на те, что издаёте и Вы — он гулит в том же темпе, громкости и ритме, что Вы разговариваете. Теперь уже нельзя посреди «беседы» вспомнить о том, что у Вас кипит суп, и уйти от малыша, он тут же негативно отреагирует на резко оборвавшийся разговор — начнёт плакать. Старайтесь, прежде чем оставить ребёнка одного, переключить его внимание на игрушку и в любом случае предупредите его, что Вы скоро вернётесь.

Если кроха увидит, что Вы собираетесь взять его на руки, он тут же начнёт помогать Вам — напряжётся, пытаясь подтянуться, попытается подпрыгнуть всем своим телом к Вам в объятия.

Четырёхмесячные карапузы могут сильно отличаться друг от друга по уровню физического развития. Не следует торопить события и учить кроху тому, что, по Вашему мнению, он уже должен уметь в этом возрасте. У него свой собственный график роста, поэтому направьте свои тренерские усилия на то, что малыш уже умеет делать: приподниматься лежа на животе, поворачивать голову, опираться на предплечья, распрямлять ножки.

Обычно на четвёртом месяце жизни детки учатся переворачиваться на животик. Вы можете помочь крохе, заводя одну ножку за другую, подталкивайте его набок. В следующий раз попробуйте подложить свою руку малышу под плечики и легонько покачивайте его из стороны в сторону. Когда карапуз будет лежать на боку, покачивая его, осторожно подтолкните так, чтобы он попробовал перевернуться сам.

Малыш на четвертом месяце жизни уже может поднимать ноги достаточно высоко для того, чтобы дотронуться руками до колен или даже пальцев. Совсем скоро он засунет в рот не только пальчики рук, но и начнет посасывать пальцы на ножках.

В этом возрасте ребёнок пытается совершить свои первые «поползновения» , благодаря которым карапуз может перемещаться на небольшие расстояния, чтобы самостоятельно добраться до интересующего его предмета. Лежа на животе, кроха приподнимается на локотках, стараясь при этом оттолкнуться ножками от поверхности.

В половине случаев малыши начинают ползать не вперед, а назад, просто потому, что им так проще. Стимулируйте навык ползания крохи, используя в качестве «приманки» интересные игрушки или самые обычные для нас, но неизведанные для карапуза бытовые приборы: кружки, кастрюльки, половники. Не отодвигайте игрушку при приближении «ползунка», чтобы не отбить у него желание ползать. Поощряйте малыша за его труды, похвалите, даже если на этот раз ему не удалось добраться самому до заветной цели.

Кроха пока не в состоянии сесть сам, что означает, что его мышцы и позвоночник ещё не окрепли, поэтому и Вы пока не присаживайте Вашего карапуза, чтобы не навредить ему. Тем не менее, Вы можете укреплять мышцы его ручек, животика и спинки таким образом: подставьте свои пальцы малышу так, чтобы он смог за них ухватиться, и медленно его поднимайте. Когда малыш поднимется, задержите его в сидячем положении на несколько секунд, а затем аккуратно опустите его обратно на спинку.

Четырёхмесячный кроха уже начинает узнавать бабушек, дедушек, братьев, сестер, няню, мгновенно реагируя на лица близких, хотя для того, чтобы послать им свою улыбку, ему потребуется порядка двух секунд. Сейчас малыша занимает все, что движется и имеет цвет: домашняя кошка, голуби, машины, собаки, солнечные зайчики, листья, падающие с деревьев.

До сих пор зрительная система ребенка позволяла ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии около 30 — 40 см. К концу четвёртого месяца кроха уже хорошо фокусируются и видит на расстоянии 3,5 метров. Движения глаз стали более плавными, и малыш может теперь с легкостью следить за движущимся предметом или человеком.

В это время ребёнок слышит почти так же хорошо как взрослый, определяет источник звука и реагирует на музыку, любит слушать собственные звуки, некоторые из которых, такие как кашель, чиханье, бормотание, ему особенно нравятся, поэтому он повторяет их снова и снова. Карапуз может забавляться, издавая то громкие, то тихие звуки, наслаждаясь получившимся эффектом.

Теперь малыш понимает, что разные люди звучат по-разному, т. е. речь мамы отличается от папиной. Обратите внимание на то, что движения малыша во время «беседы» с Вами буквально копируют Ваши собственные, как будто ребёнок синхронизируется с Вами.

Примерно с этого возраста малыш становится всё более разговорчивым. Монолог карапуза часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Первыми согласными становятся неопределенные «п» и «б», и конечно же «м», которая сливается с гласными, и Вам может показаться, что малыш говорит долгожданное «мама».

В четыре месяца самая занимательная игрушка для крохи — он сам, ведь так интересно дотронуться до своего носика, ощупывать личико, залезать руками в рот и дёргать себя за волосы, эти манипуляции приводят всегда к таким интересным открытиям в ощущениях. Кроха соединяет вместе обе ручки и играет с ними.

У малыша уже наблюдаются явные предпочтения «любимым» игрушкам. Свои пристрастия он не скрывает, громко возмущаясь, получив не то, что просил, и радостно гуля, схватив, наконец, любимую игрушку.

Теперь младенец научился захватывать предмет двумя ручками, он внимательно его изучит и рассмотрит и только после этого засунет её в рот. Сейчас карапуз уже может измерить расстояние до интересующего предмета и определить, как далеко нужно протянуть руку.

В этом возрасте малыш уже замечает возникновение и исчезновение предметов, а также их качества (такие, как тяжесть, фактурность). Он старается выяснить различные свойства предметов, например, бросая их на пол, чтобы вызвать звук.

Попробуйте выяснить, насколько Ваш малыш аудиал, а насколько визуал. Погремите игрушкой поблизости от ребёнка таким образом, чтобы он не могу видеть погремушку, а с другой стороны покажите карапузу погремушку. После нескольких поворотов головы в разные стороны, Ваш малыш будет смотреть туда, где ему больше интересно — увидеть беззвучную игрушку или послушать что-то чего неслышно.

Частота стула у четырёхмесячных детей, как правило, сокращается до 2-3 раз в сутки, а если Вы уже ввели прикорм, то и до одного раза в сутки. Хотя этот момент очень индивидуален, главное проследить, чтобы стул был не реже раза за двое суток, чтобы избежать запоров.

Режим дня малыша в 4 месяца всё более сдвигается к увеличению времени бодрствования. Старайтесь придерживаться четкого режима: кормить и укладывать ребёнка спать в одно и то же время. Укладывайте кроху спать при первых же признаках усталости: зевает, трет глаза, не интересуется игрой. Некоторые малыши могут порадовать родителей появившейся способностью спать по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью и три раза днем.

 Психическое развитие ребенка в 4 месяца

К четырёхмесячному возрасту ребёнок уже установил контакты с окружающими людьми, он улыбается каждому, даря, тем не менее, самые радостные улыбки маме и папе. Карапуз готов к общению и стремится к нему — он реагирует на внимание, радуется разговорам и играм, постоянно лепечет и гулит.

Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, черпая информацию в интонациях. Сейчас происходит очень быстрое развитие речевых навыков, и Вы замечаете, как Ваш малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности. Появление первых согласных и гласных звуков у карапуза обусловлено уже хорошо развитыми благодаря сосанию носогубными мышцами. Если в трёхмесячном возрасте дети всего мира примерно одинаково произносят звуки, то в четыре месяца, детки начинают подражать тому языку, на котором говорят окружающие, являя собой маленьких лингвистических гениев.

Ваш кроха еще не выказывает явную радость при звуке своего имени, но уже реагирует на него — он замирает, внимательно прислушивается и поворачивает головку.

Малыш выделяет голоса знакомых людей и отличает их от неизвестных ему, Вы заметите это по тому, как настороженно младенец смотрит, услышав звуки незнакомого голоса, иногда он даже может заплакать, испугавшись. Вообще малыш с удовольствием знакомится с новыми людьми, благосклонно реагируя на их появление.

На четвёртом месяце жизни младенец переживает любые события очень бурно. Если крохе плохо, то совсем плохо, а если он чувствует себя хорошо, то всё на свете просто замечательно!

Деткам очень нравятся не только разговаривать со взрослыми и играть с игрушками, они будут очень рады активным играм с родителями. Как правило, такими играми руководят папы, они поднимают и подбрасывают малыша вверх, щекочут, переворачивают во все стороны. Обычно детки реагируют на эти игры бурным восторгом. Попробуйте подурачиться перед малышом — смешно чихните или кашляните, карапуз, скорее всего тут же зальётся смехом. Вызывая таким образом смех младенца, не забывайте, что у маленьких детей веселье граничит с избыточным возбуждением, которое в итоге может привести к испугу. Обратите внимание на то, что порой, когда вы поднимаете своего карапуза вверх, он счастливо смеется, подняв его чуть выше, Вы услышите его испуганный плач. Вскоре Вы научитесь видеть грань в поведении малыша, когда пора прекратить такие активные игры, чтобы не перевозбудить ребёнка.

Чувства четырёхмесячного малыша становятся богаче, помимо голода и страха, карапуза могут на короткое время захватить удивление, любопытство, досада, разочарование, интерес. Ребёнок исследует окружающий мир, непосредственно взаимодействуя с ним, поэтому постарайтесь повсюду брать его с собой, позвольте ему помогать Вам во время уборки, стирки или приготовления пищи.

Если в первые три месяца жизни настроение крохи всё больше зависело от физических потребностей — чувства голода, боли из-за скопления газиков, а также от желания привлечь внимание родителей, то четырёхмесячный младенец благодаря быстрому развитию мозга, улучшению работы пищеварительной и нервной систем проявляет повышенный интерес к окружающему миру. Теперь любое действие малыша имеет эмоциональный подтекст, просто дети в этом возрасте еще не обладают таким широким спектром возможностей для выражения своих сложных чувств и отношения к происходящим событиям.

Сейчас можете попытаться научить малыша засыпать самостоятельно. Только если ритуал отхода ко сну будет ребёнку приятным, он согласится на такое изменение в своём режиме. Кладя кроху в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе.

Помните, что крепкая эмоциональная связь с любящими родителями – это то, что обеспечит нормальное умственное и психологическое развитие ребёнка. Вы убедитесь в наличии такой тесной связи между Вами и малышом, увидев, как младенец улыбается в ответ на Вашу улыбку, начинает лепетать, стоит Вам только заговорить с ним, гулит, когда Вы гладите по головке, и не хочет Вас от себя отпускать.

 Игры с ребенком в 4 месяца

Помимо упражнений, которые Вы делали в прошлые месяцы, добавьте еще два:

  • разведите ручки малыша в разные стороны, а затем скрестите их на груди. Повторите это действие несколько раз;
  • поворачивайте ножки малыша так, чтобы его таз слегка повернулся.

Малыш при этом будет поворачивать головку и плечики в ту же сторону. Легонько потягивая кроху за руку, помогите ему завершить поворот.

Для развития ловкости и сноровки маленьких ручек нужны игрушки, тренирующие деятельность пальчиков ребенка, такие как резиновые пищалки, при сдавливании которых раздается звук. В связи с тем, что малышу крайне важно, чтобы его усилия каждый раз увенчивались успехом, игрушка должна издавать звук при довольно лёгком сжатии.

Давайте малышу погремушки различных видов, с тонкими ручками, с толстыми, с колечками, такие, которые необходимо держать за весь корпус, так у карапуза развивается не только мелкая моторика, но и координацию, и мышление.

В этом возрасте ребёнок будет увлечён собственным отражением в зеркале, постарайтесь закрепить небьющееся зеркальце к боковой стенке кроватки, чтобы малыш мог наблюдать за собственной мимикой, поймать свой взгляд, не узнать себя и улыбнуться своему отражению.

Когда малыш, лёжа на животике, приподнимает корпус и опирается на ладошки, подложите под них плоские подушечки из поролона толщиной около 1 см. К подушечке сшейте несколько чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и пр.), на одной стороне чехла нашейте пуговички различной формы.

Попробуйте поиграть с малышом с ленточкой и шнурком: когда он будет лежать на спинке, вложите крохе в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, побуждайте ребёнка не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Старайтесь постоянно разговаривать со своим малышом. Рассказывая что-либо, говорите разными голосами, меняйте громкость и скорость речи. Когда малыш будет говорить, дождитесь, пока он закончит «фразу» и повторите его «речь». Чаще называйте кроху по имени. Напевая песенку или читая стишок, вставляйте, где это возможно имя ребёнка.

Когда будете слушать музыку, похлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте мелодию на быструю и медленную, громкую и тихую, и вскоре Вы увидите, что малыш замечает изменения в ритме.

Игры-потешки:

  1. Мама сажает ребенка на подушку, ритмично легонько подбрасывает, а потом осторожно скидывает или скатывает вниз:
    Тушки-тушки, сели на подушке,
    Пришли подружки,
    Столкнули с подушки.
    Подниму дочурку (сынульку ) на крутую горку.
    Бух! Покатились, с горки свалились.
  2. Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:
    Ножки-топтыжки пошли молотить,
    Ручки-грабельки сено воротить.
  3. Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:
    Толкачики – рогачики, оп!
    Перевертушки!
  4. Тащить за ножки на себя:
    Поехали – поехали за солью, за солью.
  5. Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:
    Куй, куй, ковалек,
    Подай сапожок,
    На маленьку ножку
    Золоту подковку.
  6. Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:
    Тут лес (волосы),
    Тут поляна (лоб),
    Тут бугор (нос),
    Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Рассказывая малышу стихи и сказки, делайте это ярко и эмоционально. С трёх-четырёхмесячного возраста детки будет удивлённо следить за действиями маленьких зверьков и игрушечек, говорящих разными голосами. Так малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с дедом и бабкой плача над разбитым яичком или радуясь вытянутой репке.

 Тест: что умеет ребенок в 4 месяца? 

  • узнает маму (или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
  • узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
  • выводит рулады, произносит первые слоги;
  • захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками;
  • улавливает свое имя и реагирует на него;
  • приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
  • выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее;
  • может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • хорошо держит голову короткое время;
  • поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит;
  • могут начать резаться зубы;
  • уже готов есть твердую пищу;
  • различает вкусы;
  • смеется, когда с ним общаются, плачет, если игра прервана;
  • интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему;
  • пытается сам успокоиться.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам Ваш ребёнок может удвоить вес, с которым родился, а рост увеличится примерно на 14 см. Это значит, что за месяц кроха набрал около 600-700 грамм, а подрос карапуз до 64-67см. Дети не растут плавно и поступательно, за три недели он может совсем не прибавить в росте, а бывает, что подрастет разом на 1-2см. за одну неделю.

Ваш малыш всё больше времени проводит лёжа на животе, тем более, что он сам в состоянии выбрать эту позу, ведь он уже научился переворачиваться со спины на животик. Лёжа на животе, младенец сначала опирается на локти, затем на ладони, подняв корпус, во-первых, так удобнее наблюдать за всем происходящим в комнате, а во-вторых — это первые навыки, подготавливающие малыша к ползанию. Вскоре кроха научится переставлять ручки и таким образом крутиться на месте и передвигаться.

Вы заметите, как порой ребёнок предельно вытягивает позвоночник, опираясь головкой и ступнями о кровать, поднимая при этом ягодичную часть, будто пробуя делать «мостик». А иногда Вы застанете своего карапуза за таким способом испробовать возможности своего тела: вытягивает туловище, подняв голову.

Известна такая реакция Ландау, это когда головка ребёнка в любом положении устанавливается правильно. Детки, у которых всё хорошо и правильно развивается, хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове.

Важно! Если в пятимесячном возрасте Вы не заметили подобной реакции своего ребёнка, не беспокойтесь, но она обязательно должна появиться к шестому месяцу. В случае, когда реакции Ландау Вы не обнаружили, обратитесь к специалисту за консультацией.

Если малыша из положения лёжа на спине потянуть за ручки и присадить, он поднимет и будет удерживать головку. Сам кроха ещё не умеет садиться, но уже начал этому учиться. Пока он может непродолжительное время сидеть при поддержке за ручки, или «в подушках». Старайтесь всё же пока не сажать малыша, а если ему очень нравится такая поза, используйте шезлонг.

Как и прежде, если в руках у малыша появляется какой-либо предмет, он будет его внимательно изучать (ребёнок анализирует такие характеристики, как температура, особенности поверхности), а важнее то, что увидев что-то интересное, карапуз направит всю свою энергию, чтобы это заполучить в свои ручки. Теперь Ваш кроха умеет перекладывать предмет из одной ручки в другую, не говоря уже о том, что он берёт его двумя руками.

Он становится более самостоятельным и может сам себя развлекать разными предметами и игрушками по 10-15 минут, не отвлекаясь. Любопытно, что теперь кроха сам выбирает предмет, с которым ему хочется поиграть в данный момент. Сейчас у младенца уже почти всегда всё чётко со зрительным управлением движениями рук, т. е. он легко достанет нужную игрушку, выбрав её перед этим.

К концу 5 месяца Вам малыш умеет манипулировать предметом различными способами: хватать, удерживать, притягивать к себе, качать, вертеть, толкать, отпускать. К примеру, круглую игрушку кроха будет захватывать обеими руками с растопыренными пальцами, а во время «прогулок» по квартире, вместе с наблюдением за происходящим, карапуз будет крепко держать свою погремушку и ни за что её не уронит.

При этом маленький проказник умеет и сознательно разжимать ручки, чтобы выпустить на пол удерживаемый предмет, так он изучает свойства предметов и получает первые представления о силе притяжения.

Вы сможете убедиться, насколько сильным стал Ваш малыш, кроха продемонстрирует Вам «самолетик» — в позе лёжа на животике, он поднимет головку, ручки и ножки и помашет ими. Примерно в пятимесячном возрасте гипертонус в мышцах малыша уходит, и развиваются согласованные движения мышц, подчиненные одной цели, что обеспечивает ребёнку самостоятельность, давая возможность в итоге свободно двигаться в пространстве.

Чтобы стимулировать желание малыша ползать, особенно, когда он уже научился немного перемещаться, извиваясь, пятясь ручками или ещё каким-нибудь способом, положите неподалёку от карапуза игрушку так, чтобы нужно было до неё доползти. Если крохе не удалось достать игрушечку в течение нескольких секунд, положите её рядом с ним, чтобы вознаградить старания малыша.

Любимым занятием этого периода является сосать пальчики ног или даже пяточки. Познание собственного тела малышом перемещается и на интимные зоны, что является совершенно нормальным проявлением любознательности ребёнка. Маме стоит обратить на действия крохи внимание только, если его ручки слишком часто задерживаются в паховой области, ведь это может свидетельствовать о постоянном дискомфорте в этой зоне — возможно необходимо чаще менять подгузник или сменить детскую косметику.

Способность перехватывать игрушку из руки взрослого — одна из вех развития пятимесячного ребёнка. Малыш не просто хватает игрушку за что попало, а берёт её за наиболее удобную ручку. Так развиваются самостоятельные действия крохи.

Пятимесячный ребёнок кушает 5 раз в день, спит три раза в сутки примерно по два часа, ночью спит около 10 часов. Некоторые дети спят, не просыпаясь, но многие просыпаются несколько раз на кормление. Но это нормально, если малыш просыпается по утрам раньше всех, и в течении дня спит всего два раза. Следите за желаниями своего малыша и выстраивайте режим в соответствии с ними.

Важно! К этому возрасту различия в развитии детей становятся очень ощутимыми, помните, что нет строгих сроков тех или иных действий малыша, а всё, что написано в календаре развития ребёнка даётся в помощь родителям, как ориентир в примерных навыках, которыми может обладать кроха в том или ином возрасте.

 Психическое развитие ребенка в 5 месяцев

Кроха уже не просто отличает близких людей от незнакомцев, но отмечает такие детали, как цвет одежды, в которой Вы обычно ходите, причёску, фасон нарядов, поэтому завидев Вас, к примеру, с другой причёской карапуз насторожится и будет с Вами как-будто заново знакомиться, внимательно изучая.

Когда мама рядом, крохе ничего не страшно, даже появление незнакомца, хоть и настораживает, но не пугает. Но стоит новому человеку появиться в поле зрения малыша, когда мамы рядом не будет, ждите истерики. Старайтесь сначала познакомить кроху с гостем, дайте карапузу привыкнуть к новому человеку, осмотреть его, изучить его взаимодействие с Вами, и только после того, как кроха привыкнет к присутствию незнакомца, можете попробовать личный телесный контакт — потрогать за ручки, и даже взять на руки.

Как только карапуз окажется в новом помещении, он тут же начнет осматриваться, покажет своё отношение к происходящему, разнообразно воркуя, интонацией показывая свою радость или страх и недовольство.

Ваш карапуз уже пытается повторять звуки за Вами, подолгу произносить певучие гласные «а», «э», «ю», «я» и уже начинает произносить первые слоги «ма», «ба», «на», «да», всё чаще соединяя гласные и согласные звуки. Ребёнок прислушивается к голосу взрослого, различая знакомые голоса и реагируя на интонацию, и сам он тоже лепечет, меняя интонацию.

Любопытно, что кроха чаще всего произносит слоги несколько раз подряд, например «ма-ма-ма», стоит Вам всегда подхватывать эти звуки малыша, как вскоре, чтобы вызвать у Вас ответную реакцию, карапуз будет произносить эти слова снова, переходя, таким образом, от бессвязного лепета к осознанной речи.

Речь ребёнка в пять месяцев переходит из стадии гуления в стадию свирелей, когда в продолжительном звуковом потоке крохе, легко распознать цепочки слогов. Пока малыш все звуки напевает без участия губ и языка, имитируя то, что он слышит гортанью. Поэтому часто появляются и гортанные звуки «кх», «сх», «хы», начинает произносить новые слоги «да», «де», «га».

Важно! Если Вы до сих пор не ходили отоларингологу, сделайте это сейчас, чтобы диагностировать возможные проблемы со слухом и избежать многих проблем в языковом развитии.

Речевое развитие Вашего малыша напрямую связано с Вашей речевой активностью, ведь новые звуки ребёнок может услышать только от того, с кем постоянно общается. Во время бодрствования ребёнка, рассказывайте ему всё, чем занимаетесь, называйте окружающие Вас предметы. Спрашивайте и сами отвечайте на свои вопросы, например: «Где окошко? — Вот окошко», и показывайте крохе на окно. Таким же образом показывайте на фотографиях родственников, называйте их по именам и фамилиям, показывайте маму и папу, чтобы малыш знакомился со всеми членами семьи и постепенно запоминал их имена. Не забывайте постоянно называть ребёночка по имени, чтобы он скорее научился ассоциировать себя со своим именем.

Познакомьте малыша с зеркалом, это замечательная игрушка, которая будет привлекать его еще очень долгое время. Расскажите крохе, кого он видит в отражении, постарайтесь для этой игры добыть большое зеркало, в котором карапуз увидит себя во весь рост.

Важно! Если ребёнок не проявляет интерес к собственному отражению, не интересуется своим лицом, это не очень хороший признак. Проследите за этим моментом более внимательно, и если в шесть месяцев кроха так и не заинтересовался ни своим, ни маминым лицом, сообщите об этом Вашему врачу.

Как уже говорилось выше, пятимесячные малыши начинают активно исследовать своё тело, когда Вы заметите, что шаловливые ручки потянулись к паху, объясните карапузу, что там находится так же, как Вы рассказывали, где глазки, носик, язычок, и потихоньку, продолжите рассказывать про тело малыша, направляя его ручки на другие части тела.

В частой потребности потрогать свои половые органы может быть виноват недостаток ласки по отношению к малышу. Здесь не сработают строгий возглас, шлепки по ручкам, да и не стоит этого делать, ведь малыш познаёт своё тело, тем более, что ему ещё и приятно, постарайтесь обеспечить карапузу больше тактильных ощущений и душевного комфорта.

Одним из способов познания у ребёнка является – оральное осязание, проще говоря, малыш тянет все предметы в рот. Поэтому проследите, чтобы предметы, которые кроха тянет в рот, были безопасны с точки зрения возможности их проглотить, и удобными в чистке.

Малыш несказанно рад оказаться рядом со взрослым в положении сидя, он гордится тем, что может так же, как и родители сидеть самостоятельно. Совсем скоро Вы предложите своему подросшему ребёнку отдельный стул за общим столом, подчеркивая тем самым, что малыш – полноценный член семьи.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий