Диагностические тесты по выявлению интеллектуальной, творческой, художественной одаренности у детей разного возраста – Детские сказки читать на ночь Диагностические тесты по выявлению интеллектуальной, творческой, художественной одаренности у детей разного возраста – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Диагностические тесты по выявлению интеллектуальной, творческой, художественной одаренности у детей разного возраста

Страницы: 1 2 3

Интеллектуальная одарённость:
* Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
* Тест Д. Векслера.
* Тест Р. Амтхауэра.
* Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.).
* Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.).
* Методика «Школьный тест умственного развития».

Когнитивные психические процессы:
* Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
* Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.
* Оценка устойчивости внимания.
* Оценка переключения внимания.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Оценка образного мышления.
* Тест «Куб Линка».
* Механической понятливости тест (Беннета).
* Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
* Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; тест «Компас»; тест «Ведущая репрезентативная система».

Математическая одаренность
Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность
* Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
* Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
* Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал
* Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
* Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
* Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса).
* Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
* Методика «Предложения».
* Методика «Классификация».
* Методика «Две линии».
* Методика Вартега «Круги».
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер).

Мотивация:
* Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина).
* Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман).
* Диагностика структуры учебной мотивации школьника.
* Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой.
* Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова).

5. Кузнецова С.В. Комплексы творческих заданий для развития одарённости ребёнка/С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 219.

В книге помещён материал по проведению диагностики интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. В ней приводятся творческие задания по развитию художественной и интеллектуальной  одарённости детей, а также специальные комплексы работы с одарёнными детьми, способствующие развитию их умственных, логических и творческих способностей.

 6. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80─83.
В работе рассказывается о проведении психолого-педагогического мониторинга, который в настоящее время признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности. Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики).

Читайте также:  Сказкотерапия и притчи взрослым для детей

 7. Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и развить? – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.

Книга поможет выявить способности ребёнка, как врождённые, так и сформированные в последующие годы, и расскажет о том, как создать максимально благоприятные условия для развития этих способностей. В книге приведено множество конкретных методик для формирования отдельных интеллектуальных навыков или решения конкретных психологических проблем у детей.
Пособие уникально не только беспрецедентным объёмом практической информации, но и лёгким, доверительным стилем. Оно адресовано всем, чьи профессиональные интересы связаны с воспитанием детей.

8. Психолого-педагогическая диагностика одарённости.

(Интернет-ресурс: mail.ru)

     а) В работе приводятся методики, с помощью которых определяется психологический профиль одаренного ребенка. Раздел предоставляет возможность определить черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности. В работе описываются методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, обеспечивающих высокие результаты во многих областях:
* Тест «Акцентуации характера». Тест 16-PF (Р. Кеттела).
* Характерологический тест Айзенка.
* Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение).
* Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).
* Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»
* Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
* Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
* Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
* Методика «Несуществующее животное». Пальцем окрашивания тест.
* Детская методика В. Михала «Завершение предложения».
      б) Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля:
Интеллектуальная одаренность:
* Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
* Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.
* Оценка устойчивости внимания.
* Оценка переключения внимания.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Оценка образного мышления.
* Тест «Куб Линка».
* Механической понятливости тест (Беннет).
* Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
* Диагностика восприятия:
* «Эталоны»
* «Исследование уровня сенсорного восприятия»
* Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи.
* «Восприятие времени».
* Тест «Компас».
* Тест «Ведущая репрезентативная система».

Читайте также:  Сказкотерапия и притчи взрослым для детей

в) На основании материала данного раздела можно определить профиль уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей дальнейшего развития.
* Тест прогрессивных матриц Равена.
* Тест Д. Векслера.
* Тест Р. Амтхауэра.
* Диагностика обследования детей младшего школьного возраста.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Тест «Интеллектуальная лабильность».

      г) Творческий потенциал одаренного ребенка можно эффективно развивать с помощью следующих диагностических методик:
* Психодиагностика творческого мышления. (Креативные тесты.Е. Туник).
* Диагностика вербальной креативности. (Адаптация-тест С. Медника).
* Диагностика невербальной креативности. (Вариант теста Торренса).
* Модифицированные. (Креативные тесты Вильямса (САР).
* Методика «Предложения».
* Методика «Классификация».
* Методика «Две линии».
* Методика Вартега «Круги».
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» (К. А.Хеллер).

       д) Изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале производится с помощью специальных методик.

Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; они определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Данные тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.
* Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
* Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
* Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
* Методика «Q-сортировка».
* Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
* Оценка отношений подростка с классом.
* Методика «Незаконченные предложения».

      е) Приведённые методики позволяют изучить особенности взаимоотношений  одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.

 

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями:
* Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.).
* Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.).
* Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.
* Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.
* Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет).
* Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф).
* Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности).
* Диагностический тест «Способности школьников».
* Карта интересов для младших школьников (А. Савенков).
* Методика «Интеллектуальный портрет».
* Характеристика ученика (А. Савенков).
* Анкета для родительского исследования (А. Савенков).
* Методика «Карта одаренности».
* Методика оценки общей одаренности (А. Савенков).
* «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
* «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
* «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

Читайте также:  Сказкотерапия и притчи взрослым для детей

9. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема//Педагогика. 2000. №10. С. 87─94.
Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный», виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, необходимо отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.

10. Сергеева Т.Ф. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика/Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарёва.─ Ростов н/Д: Феникс, 2011. -284 с.
В книге рассматриваются психолого-педагогические и методические аспекты обучения, развития и социализации одарённых школьников на современном этапе развития образования. Представлены образовательные модели и технологии работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательных учреждений, муниципальных и региональных систем образования, раскрываются возможности информационно-коммуникационных технологий в процесс создания их дистанционного сопровождения.

 

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий