Содержание
- 1 Мотивация у детей на обучение в школе
- 1.1 Мотивация у детей на обучение в школе
- 1.2 Отношение к учебе в школе
- 1.2.1 Психологи выделяют несколько основных видов мотивации
- 1.2.2 Внешняя и внутренняя мотивация
- 1.2.3 Мотивация достижения и мотивация избегания неудач.
- 1.2.4 Устойчивая и неустойчивая мотивация.
- 1.2.5 Варианты отношения к учебе в школе у старших дошкольников
- 1.2.6 Как правильно мотивировать ребенка на учебу в школе?
- 1.2.7 Популярные сказки собственного сочинения:
- 1.2.8 Похожие сказки:
Мотивация у детей на обучение в школе
Мотивация у детей на обучение в школе
Отношение к учебе в школе
Мотивационная сфера любого человека имеет сложное иерархическое строение. В раннем возрасте поведение крохи в большей степени неосознанно и является отражением его эмоциональных переживаний. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже могут отдавать себе отчет в том, что именно побудило их к тому или иному действию. При этом ребенок может делать выбор между двумя или несколькими мотивами: например, желанием поиграть с друзьями на площадке и необходимостью слушаться маму, которая говорит, что пора идти домой.
Психологи выделяют несколько основных видов мотивации
-
Внешняя и внутренняя мотивация
(в зависимости о того, важен только результат деятельности или же сам процесс). Внешняя мотивация может быть положительной (например, «если уберешь игрушки, я куплю тебе мороженое») или отрицательной («если ты не уберешь игрушки на место, мы не пойдем гулять в парк»). Другими словами, это похвала и наказание. Внутренняя мотивация соответствует интересам и желаниям самого ребенка. -
Мотивация достижения и мотивация избегания неудач.
То, какой из этих типов мотивации будет присущ малышу, во многом зависит от отношения к ребенку его близких людей, а также от его уверенности в себе и самооценки. Дошкольник, который чувствует поддержку близких, будет стремиться вперед, в то время как малыш, которого не принимают таким, какой он есть, скорее всего, будет «оглядываться назад» и стараться избегать неудачи. -
Устойчивая и неустойчивая мотивация.
В дошкольном возрасте интересы и потребности детей довольно быстро меняются, тем не менее, желания прикоснуться к миру взрослых, узнавать новое и, конечно, играть – относительно постоянны. Важно, что внутренняя мотивация обычно устойчивее внешней.
Для гармоничного развития дошкольника необходимо преобладание внутреннего типа мотивации (игровой, познавательный и другие мотивы) и стремления к успеху.
Варианты отношения к учебе в школе у старших дошкольников
Учеба в школе – это принципиально новый этап в жизни ребенка. Малыш попадает в совершенно незнакомую среду, а которой к нему предъявляются довольно жесткие требования (долго сидеть за партой, не болтать на уроке, слушать учителя и, конечно, учиться). Процесс адаптации к школьной жизни протекает у каждого ребенка по-разному. Психологически проще тем детям, кто понимает, что именно от него хотят и зачем ему нужно каждый день посещать школу, а главное, тем, кто хочет учиться. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, абсолютно нормально, если у дошкольника отсутствует учебный мотив (осознанная потребность в получении новых знаний). У ребенка, который только готовится стать к школьником, могут присутствовать следующие группы мотивов:
Мотивы | Описание |
Социальные мотивы | «Я хочу в школу, потому что всем детям нужно учиться, это важно и значимо». |
Учебно-познавательные мотивы | «Я хочу в школу, потому что там интересно и можно многому научиться». |
Оценочные мотивы | «Я хочу в школу, чтобы быть успешным и чтобы меня хвалили за пятерки». |
Позиционные мотивы | «Я хочу в школу, чтобы быть взрослым, а еще, потому что у меня будут красивые тетрадки и ручки». |
Внешние мотивы | «Я хочу в школу, потому что мама сказала, что я должен туда пойти». |
Игровые мотивы | «Я хочу в школу, потому что там много ребят и с ними можно весело проводить время». |
Все перечисленные мотивы в той или иной степени присутствуют у каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Согласно исследованиям, положительное влияние на школьную успеваемость имеют учебно-познавательные, оценочные и социальные мотивы.
Определить, какой тип отношения к школе у ребенка является преобладающим, бывает не так-то просто. Дети часто отвечают на вопросы шаблонно, поэтому если прямо спросить малыша, хочет ли он в школу, скорее всего, он, не задумываясь, скажет «да». Поэтому психологи для определения степени выраженности различных мотивов у будущего первоклассника часто используют методику М.Р. Гинзбурга. Ребенку предлагается прослушать короткий рассказ о детях, которые разговаривают о школе (рассказ сопровождается иллюстрациями). После этого малыша спрашивают, кто из ребят прав, с кем из них ему хотелось бы учиться, а с кем играть. Помимо проективных методик многое узнать о мотивации дошкольника позволяет наблюдение.
Как правильно мотивировать ребенка на учебу в школе?
- Не перекладывайте всю ответственность за формирование мотивационной готовности к школе на образовательные учреждения. Безусловно, педагоги могут много дать малышу, но родители и другие близкие люди оказывают на кроху огромное влияние.
- Следуйте за интересами ребенка. Например, если малыш не любит выполнять задания в тетрадях, но обожает рисовать, можно отрабатывать необходимые навыки через то, что ему нравится.
- Поддерживайте познавательную активность ребенка. Помогайте ему совершать открытия, читайте книги, обсуждайте увиденное, отвечайте на детские вопросы. Очень важно создать вокруг крохи развивающую среду, которая бы соответствовала его потребностям.
- Не злоупотреблять внешней мотивацией. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. Не хвалите малыша за легкие достижения, так как важны именно усилия, прилагаемые крохой. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.
Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Однако злоупотребление оценочными высказываниями, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша, может привести к плачевным последствиям.
- Формируйте у ребенка реальные представления о школьной жизни. Беседы, рассказы о школе, рассматривание картинок, чтение книг – все это помогает малышу познакомиться с тем, что его ожидает. Расскажите крохе, как проходят уроки и перемены, какие правила там существуют, поиграйте в школу.
- Объясняйте общественную значимость учения. Ребенок должен понимать, что учеба, в первую очередь нужна ему, а не маме или учителю. Школа дает ученикам возможность многому научиться, приобрести важный опыт, который в будущем принесет пользу ему и обществу.
- Воспитывайте стремление к успеху. Дети обычно остро реагируют на неудачи, но они не должны сбивать их с намеченного пути. Ошибка – это возможность для развития. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать кроху и принимать его таким, какой он есть.
- Развивайте в ребенке самостоятельность.