Сенсорное развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь Сенсорное развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сенсорное развитие дошкольников

Страницы: 1 2 3

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Введение

Ежедневно мы используем данные, полученные от органов чувств (слышать, видеть, нюхать, трогать, пробовать), и делаем выводы, принимаем решения, выполняем необходимую работу. Любая деятельность человека базируется на его умении отличить форму, цвет, текстуру, запах, вкус, правильно оценить расположение предметов в пространстве, умении пользоваться общепринятыми классификациями предметов (вес, размер, длинна и т.д.).

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Основные сенсорные эталоны.

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов.

Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

цвет – семь цветов спектра, оттенки;

форма – фигуры геометрии;

величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;

звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;

вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;

запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На подсознательном уровне наш мозг выискивает в памяти образ предмета, состоящий из тысячи деталей, выискивает знакомые признаки, подбирает рефлекторные движения. Сформированные на базе первых познаний о мире мышление, воображение, логика и другие умения моментально преобразуют весь объем информации и выдают нам готовый шаблон действий.

Мы не задумываемся, каким образом делать простые вещи, не акцентируем внимание на самом процессе. На практике это выглядит так. Нам говорят нарисовать круг на листочке бумаги. В головном мозге начинается процесс, воспроизводящий из памяти предметы, соответствующие наименованию. В этот же момент включает умение держать карандаш или ручку. Зрение координирует руку, чтобы нанесенный объект соответствовал образу. Все это происходит моментально, автоматически, благодаря развитию сенсорики.

Умение координировать данные органов чувств – бесценно. Оно лежит в основе всех умственных, физических навыков. Заботливые родители понимают, что оставлять сенсорное развитие у детей дошкольного возраста без внимания нельзя.

Сенсорные умения, доведенные до автоматизма в дошкольный период, – залог успешного зарождения и развития более совершенных навыков: мышления, воображения, логики, речи, анализа и синтеза, координации и т.д.

Для каждого из этих навыков необходима прочная база образных знаний о мире, умение вычленять признаки, сравнивать, называть и т.д. – умения, базирующиеся на восприятии, зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой памяти.

Когда начинать развивать сенсорные навыки ребенка?

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать крохе осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простыми и понятными для каждой мамы способами – массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Путь к вершине знаний состоит из множества маленьких шагов, каждый их которых важен и нужен, как база для последующих достижений. Давайте посмотрим, как ребенок осваивает сенсорные навыки с рождения до школы, и узнаем, как на каждой из стадии помочь получить максимальное количество необходимых знаний.

Этапы сенсорного развития дошкольников

Развитие сенсорных знаний у дошкольников можно разделить на несколько этапов — сенсомоторный (развитие двигательных навыков и органов чувств, первичная координация).

1-4 месяц жизни.

Использование врожденных рефлексов (хватание, сосание), совершенствующихся по мере использования и дополняющихся новыми моторными навыками с 1 месяца.

Хватание бутылочки, игрушки становятся все более совершенными и эффективными, закладываются в головной мозг как условный рефлекс.

С 4 до 8 месяцев появляются циркулярные реакции – использование зрения и двигательных навыков для достижения уже знакомого эффекта (удар по подвесной погремушке вызывает звук).

8-12 месяцев.

Преднамеренная координация действий для достижения поставленной цели; 1 – 1,5 года.

Получение новых возможностей через опыт. Кроха стремится использовать уже полученные ранее навыки для совершения действий без определенной цели. Двигать, стучать, пихать, чтобы понять, что произойдет. Полученные результаты запоминаются и применяются в конкретной ситуации.

1,5 – 2 года.

Поиск оригинальных способов для решения поставленной задачи. Изобретение новых вариантов игры и познания. Продуктивный этап (анализ, сравнение, классификация и т.д.):

2-5 лет.

Формирование базы операций. Развитие образного мышления через познание объектов, их признаков и обозначений. Переход от предметной деятельности к игровой, ролевой, созидающей.

5-8 лет.

Начальный уровень конкретных операций. На базе полученных знаний ребенок учится производить расчеты, вычленение, построение и анализ предметов по различным признакам. Понимая очередность развития сенсорных умений у крохи, можно разобраться, как на каждом из этапов родители могут помочь своему ребенку.

Первые ощущения и восприятие ребенка после рождения

С первых минут жизни и до 2 лет ребенок будет находиться на сенсомоторном этапе, подразумевающей освоение базовых навыков движения и умений, связанных с сенсорным опытом. Рождаясь, человек не умеет и не знает ничего, чтобы выжить. Необходимо быстро учиться многим важным вещам: кушать, смотреть, слышать, двигаться и т.д. Природа закладывает в каждого кроху инстинкты, позволяющие ему осваивать все необходимое для выживания, но скорость и качество полученных данных зависят от условий, в которые попадает малыш.

Первым шагом познания являются ощущения. Знакомясь с ними, малыш узнает, что все вокруг имеет цвет, вкус, запах. Реакция на новые чувства у новорожденного – крик. Пока он не умеет по-другому реагировать. С каждым днем интенсивность и окраска звуков, издаваемых ребенком, будет меняться. Хорошо на первой стадии по интонации крика, кряхтения научиться различать разные требования крохи. Это основа для стремления крохи войти в контакт, объяснить свои потребности и начать познавать окружающий мир. Уже в первые дни жизни появляется новое умение – восприятие. Оно отражает множество признаков одного предмета, с которыми знакомится малыш.

Форма, цвет, запах, вкус, теперь сливаются в единое целое, запоминаются и вызывают ассоциации. Так, запах материнского молока, теплота ее рук, улыбающееся лицо вызывает у крохи положительные эмоции. Ощущение мокрого, холодного подгузника – неприятные ощущение. Слушая, разглядывая, хватая, кроха потихоньку переходит на новые ступени развития, получает возможность применять новые средства изучения окружающего пространства.

Как помочь сенсорному развитию малыша.

На первом этапе знакомства с возможностями своего организма, сенсорными ощущениями необходимо помочь крохе скорее научиться:

фокусировать свой взгляд на предмете (предложите крохе посмотреть на яркую игрушку); воспринимать его образ (потрясите, поворочайте предмет на расстоянии 70 см от глаз); научиться следить за передвижениями предмета (перемещайте предмет ближе — дальше, влево — вправо, стараясь не терять взгляд крохи);

ощутить возможности своего тела (массажируйте и двигайте конечности, выкладывайте на животик, привлекая внимание погремушками, стимулируйте интерес и стремление поднять голову);

начать различать первые звуки.

Когда малыш рождается, звуки вокруг него сливаются в единую какофонию, только сопоставляя предмет и звук, малыш учится извлекать из всего спектра отдельные элементы.

Пойте малышу, глядя на него.

Показывайте, какие звуки получаются, если ударить предметы друг о друга.

На 5-10 минут включайте классическую музыку.

Разговаривайте с малышом, называя разные вещи, состояния, действия.

Слово, обращенное к ребенку с первых дней – главный мотиватор умственного развития, понимания и координации всех сенсорных ощущений. понять, что мир вокруг разный на ощупь. Дайте крохе в ручку легкую погремушку, разрешите поиграть с собственными волосами, потрогать грудь и одежду. С освоением навыка ползанья, обеспечьте безопасное пространство и доступность разнообразных предметов для изучения. Постепенно осваивая эти простые для взрослого, но невероятно интересные и сложные для новорожденного предметы, малыш будет стараться увидеть, услышать и потрогать как можно больше. Накапливая опыт, станет понемногу координировать свои ощущения, запоминать сочетания разных признаков, реагировать на знакомые вещи.

Основой для дальнейшего исследования мира станет попытка скоординировать зрение и ощущения.

Зрительно-двигательная активность – основной способ познания. Хватая ручками все интересующие предметы, формируется пространственная ориентация, пробуя на зубок – вкусовые ощущения, стуча о стол – познание звуковых возможностей. Каждое движение крохи – шаг к освоению окружающего пространства. Задача родителей — дать безопасную свободу и заинтересовать малыша.

Дайте, покажите, помогите мне пойти

Освоив базовые навыки, кроха обязательно захочет по-другому посмотреть на окружающий мир. Переход из положения лежа в положение сидя – новый этап, ведущий к великим открытиям. Значение слова, новых видов действий, первых игр на этом этапе невозможно оценить. Интерес к предлагаемым вариантам занятий стимулирует двигательную активность, стремление сесть, встать, пойти. На этом этапе важно довести до автоматизма полученные ранее двигательные навыки, помочь скоординировать зрение, слух, движение.

Как развивать сенсорику? Разнообразие впечатлений.

Предоставьте крохе свободу действий. Предпочтительно не запрещать играть с предметами, а убрать все нежелательные объекты из вида. Любознательность, зарождающаяся на этом этапе, должна быть удовлетворена новыми впечатлениями.

Предложите малышу яркие игрушки разного размера, формы, текстуры. Дайте их потрогать, рассмотреть, постучать ими о разные поверхности.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий