Задержки развития: как распознать и что делать? – Детские сказки читать на ночь Задержки развития: как распознать и что делать? – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Задержки развития: как распознать и что делать?

Задержки развития: как распознать и что делать?

Задержки развития: как распознать и что делать?

Задержки развития: как распознать и что делать?

Пять сфер развития ребенка

Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:

Когнитивное развитие

Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.

Речевое развитие

Сюда относятся все стадии развития понимания и использования языка. В младенчестве это гуление и лепет, в более старшем возрасте — это способность понимать обращенную речь и правильно использовать и произносить слова и предложения в собственной речи.

Развитие крупной и мелкой моторики

Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.

Развитие бытовых навыков

В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.

Читайте также:  Психологические проблемы современных дошкольников

Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:

  • Знает основные цвета и может их называть,
  • Считает до 10,
  • Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),
  • Может запоминать и пересказывать простые истории,
  • Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),
  • Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).

Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).

Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.

В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.

Что нужно знать о задержках развития?

Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.

Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть

Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.

Читайте также:  Развитие и воспитание детей

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития.

  • Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,
  • Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,
  • Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.

Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.

Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.

Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?

В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.

Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.

Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.

Читайте также:  Подготовка к школе для детей

Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.

Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и т.п. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.

К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.

Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.

Добавить комментарий