Содержание
- 1 Социально-коммуникативное развитие дошкольников Диагностика и освоение навыков
Социально-коммуникативное развитие дошкольников Диагностика и освоение навыков
Задачами социально – коммуникативного развития дошкольников являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка.
Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.
Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
К элементам эффективного общения относятся
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовывать общение — слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.
Диагностика коммуникативных навыков
Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:
- Знание ребёнком правил общения с людьми.
- То, насколько охотно ребенок общается.
- То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.
Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний.
Занятия по социально-коммуникативному развитию в 2-3 года
Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.
Тема: «На День Рождения к зайчику».
Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.
Оборудование: ноутбук; музыкальные колонки; запись песни; игрушка-машина; игрушка-зайчик; игрушка-подарок.
Поход в гости с ребенком развивает навык общения
Ход (занятие начинается с прослушивания песни «Голубой вагон» и небольшой физкультминутки):
- «Ребята, день рождения, это что за день такой? Это день, в который именинник появился на свет».
- «День рождения бывает каждый год. Что принято делать, когда у человека день рождения? Поздравлять, желать здоровья, счастья и многого другого, дарить подарки, ходить в гости».
- «Давайте сегодня представим, что у этого зайчика День рождения, и он позвал вас всех к себе в гости! Зайчик определил время для нашего прихода (пять часов вечера). К этому времени нам нужно добраться к нему домой».
- «Что нам нужно взять с собой? Подарок. Давайте вместе приготовим его, чтобы поздравить зайчика и сделать ему приятно. Оденемся нарядно, приведём себя в порядок и нарядные поедем».
- «Добираться мы с вами будем на такси. Когда мы приедем к имениннику, то мы сначала поздороваемся с ним, а потом поздравим».
- «Подарок можно вручить сразу, а можно немного позже».
- «Расскажите, как вы будете здороваться и поздравлять зайку. Правильно. Здравствуй, зайка! Ещё можно поприветствовать словами: привет и добрый день. Или доброе утро и добрый вечер, если бы вы пришли утром или вечером».
- «Какие слова для поздравления можно сказать? Поздравляю с днём рождения, желаю тебе счастья, много сладкой и сочной морковки, зеленой травы. Желаю здоровья и больше радости в жизни».
- «После поздравлений, именинник пригласит вас к столу на праздничный обед или просто чаепитие. Знаете ли вы правила поведения за столом? Жевать нужно с закрытым ртом, не чавкая, пить чай, не прихлебывая громко на весь стол, если нужно что-то попросить, то не забудьте добавить „пожалуйста“, а потом сказать „спасибо“. И, конечно же, уходя, попрощайтесь с именинником и оставшимися гостями».
- «Любите ли вы свой день рождения? Какие подарки вы уже получали, а о каком подарке мечтаете? Давайте сейчас возьмём цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры и изобразим самый заветный подарок, о котором вы мечтаете».
Занятие по социально-коммуникативному развитию в 4-5 лет
Дети 4-5 лет способны оценивать свои и поступки окружающих. Для них полезно будет занятие на тему: «Хорошие и плохие дела».
Цель: научить детей оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Оборудование:ноутбук; проектор; доска мультимедийная; музыкальные колонки; запись мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»; комплект чёрных и белых шариков.
Оценивать свои поступки необходимо правильно
Ход (занятие начинается с просмотра мультфильма о Чебурашке и разборе поступков главных героев (Чебурашки, Крокодила Гены и Старухи Шапокляк)):
- «Ребята, какой детский поступок можно назвать хорошим? Тот, который принёс кому-то добро».
- «Можно помочь маме с уборкой, сходить с папой за продуктами, покормить птиц зимой, помочь бабушке перейти дорогу. После такого поступка настроение поднимается, становится легко и радостно».
- «А плохое дело, это какое дело? Когда вы обманули доверие близкого человека, солгали, обидели, не послушались. После такого дела настроения нет, стыдно и не хочется играть. Бывает, что плохой поступок мы совершаем умышленно, т.е. специально, а бывает, что огорчаем кого-то случайно».
- «В любом случае, извиниться никогда не стыдно. Главное сделать это искренне, от всей души. Человек, которого вы обидели, может не сразу вас простить. Это нормально, ведь ему было очень неприятно».
- «А теперь давайте поиграем в игру „Чёрное и белое“. Рассказывайте поочередно о своих поступках, а группа будет думать, хорошее это дело или не очень. За каждое дело, будете получать шарик чёрный или белый. А в конце посмотрим, у кого сколько шариков получилось. Кто начнёт первый».