Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых – Детские сказки читать на ночь Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых


Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослыхСамостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых

Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых

Развитие самостоятельности

Чтобы развить у ребенка навыки самообслуживания, придется набраться терпения. А ребенок, который учится самостоятельно пользоваться ложкой, вероятнее всего, испачкает себя и все вокруг. Если Вы хотите развить в ребенке самостоятельность,

придерживайтесь следующих правил:

  • Позволяйте малышу действовать самостоятельно;
  • Хвалите ребенка за его стремление сделать что-либо самому;
  • Не ругайте его, если он делает что-то долго и неуклюже;
  • Если малыш просит помощи, не отказывайте ему.

Чтобы ребенок имел возможность проявить свою самостоятельно, дома необходимо создать соответствующие условия. Вещи, которые не представляют для малыша опасности, должны находиться в свободном доступе. Можно выделить несколько видов самостоятельной активности ребенка, реализацию которых взрослые могут обеспечить через организацию пространства:

  1. Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
  2. Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
  3. Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
  4. Одевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
  5. Умывание (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться);
  6. Посуду на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
  7. Помощь  в приготовлении пищи.
Читайте также:  Тест готовности малыша к детскому садику

Помните, что организуя развивающее пространство для малыша, вы открываете перед ним множество возможностей для проявления самостоятельности, но не обязываете его что-либо делать.

Как научить ребенка пользоваться ложкой?

Одним из первых навыков самообслуживания, который малыш может освоить – это умение самостоятельно пользоваться ложкой. Вот несколько советов, как научить ребенка есть самостоятельно:

  • Ешьте вместе с малышом. Сядьте рядом и покажите, как пользоваться ложкой. В скором времени ребенок начнет повторять за Вами.
  • Наверняка, у крохи сначала не будет получаться донести ложку до рта. Если ребенок не будет против, придерживайте руку малыша, направляя ее.
  • Чтобы ребенку было проще, используйте специальную детскую ложку изогнутой формы.
  • Если малыш попробовал держать ложку, но быстро потерял к этому интерес, не настаивайте. Со временем количество «самостоятельных ложек» будет расти.

Как научить малыша пить из кружки?

В одном ряду с тем, чтоб научить ребенка самостоятельно есть ложкой, стоит приучение к кружке. Принцип формирования этих навыков один и тот же. Поначалу придерживайте ее, немного регулируя наклон. Чашка (или кружка) должна быть удобной и достаточно легкой.

Учим ребенка самостоятельно мыть руки

После года можно приучать малыша самостоятельно мыть руки. Обычно дети любят водные процедуры, поэтому этот навык формируется довольно быстро. Покажите ребенку, как нужно намыливать руки, как их споласкивать. Пусть в доступе малыша будет его личное полотенце, которым он сможет сам вытирать руки.

Как научить малыша убирать за собой?

Возраст от 2 до 4 лет — это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира.

Читайте также:  Формирование запретов для детей

Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте.

Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказание, пусть она станет для него естественным завершением игры.

Поощрение самостоятельности

Одна из главных задач воспитания заключается в том, чтобы приучить детей к самостоятельности, воспитать независимую личность. Вы всего лишь хотите немного помочь. В результате вы говорите четырехлетнему сыну: «Давай я завяжу твои шнурки», десятилетнему: «Я уложила твои вещи в рюкзак», а двадцатилетнему: «Не стоит тебе учиться водить машину. Вокруг столько аварий».

Нам приходится бороться с собой, чтобы не воспринимать их неудачи как свои собственные. Тяжело позволить нашим маленьким беспомощным детям делать усилия и совершать ошибки, когда мы уверены, что несколько мудрых слов защитят их от боли и разочарования.

Приемы, которые могут помочь детям  полагаться на себя:

1) Позвольте детям делать выбор.

Каждый маленький выбор — возможность установить контроль над своей жизнью. Если вместо приказа «Прими лекарство!» родители произнесут: «Я вижу, как тебе не нравится это лекарство. Тебе будет приятнее выпить его с апельсиновым соком или газировкой?», ребенок примет таблетку.

2) Показывайте уважение к усилиям ребенка.

Мы привыкли думать, что, если говорим ребенку: «Это легко», мы его подбадриваем. На самом деле, мы не оказываем ему поддержки: если он преуспевает в чем-то «легком», он чувствует, что не достиг ничего особенного. Предлагается использовать словосочетание «иногда лучше». Например : «Иногда лучше вернуть застежку “молнии” в самый низ, чтобы потом застегнуть ее нормально».

Читайте также:  Советы родителям

3) Не задавайте слишком много вопросов.

Многие родители наивно полагают, что, засыпая ребенка вопросами, демонстрируют искренний интерес к его делам и помогают ему. Как ни странно, это не так. Предостережение. Излюбленный вопрос родителей «Тебе было весело сегодня?» ощущается ребенком как давление.

4) Не спешите отвечать на вопросы.

Бесконечные «что», «где», «почему» и «зачем» льются на родителей как из рога изобилия. Эти вопросы часто ставят родителей в тупик, и они начинают подбирать подходящий ответ. Куда полезнее для детей, если взрослый возвращает им вопрос для дальнейшего изучения: «Хорошо, что ты интересуешься этим» или «Что ты сам думаешь об этом?»

5) Предложите ребенку искать информацию вне дома.

Очень важно показать ребенку, что рядом есть мир с полезными ресурсами, к которым можно и нужно обращаться. Ребенка нужно просто немного направить.

6) Не лишайте ребенка надежды.

Мечты, фантазии, планы приносят много радости. Девятилетняя девочка спросила отца, не купит ли он ей лошадь. Вместо этого он сказал:«Значит, ты бы мечтала иметь свою собственную лошадь. Расскажи мне об этом». Она долго рассказывала, чем будет кормить свою лошадь, как будет ухаживать за ней и ездить на ней каждый день. Девочке достаточно было рассказать о своей мечте, и она больше никогда не настаивала на покупке лошади.

Добавить комментарий