Содержание
Безопасность жизнедеятельности детей
Сложно отрицать тот факт, что мир полон опасностей. Мы не в силах сделать так, чтобы детям ничего не угрожало, но мы можем научить малышей тому, как правильно вести себя в той или иной экстремальной ситуации. Как ребенок может защитить себя, если к нему подошел незнакомец, и что делать ребенку, если он потерялся.
Безопасность жизнедеятельности детей
Как научить ребенка вести себя с чужими людьми?
Многочисленные социальные эксперименты и исследования показывают, что подавляющее большинство детей с легкостью уходят с незнакомыми людьми, даже если взрослые неоднократно предупреждали их об опасности такого поступка. Почему это происходит? Многие из нас привыкли, что нужно учить детей быть послушными, прислушиваться к мнению старших и следовать их указаниям. Но в экстренной ситуации, когда к малышу подходит незнакомец, такая модель поведения может стать роковой ошибкой. Чужой человек легко входит в доверие к дошкольнику, назвав его по имени, пообещав отвести к маме или заинтересовав малыша игрушкой/питомцем/конфетой. Детьми движет интерес и любопытство.
Родители учат ребенка не разговаривать с незнакомцами, но сами вежливо общаются с водителями такси, продавцами в магазине, помогают прохожим на улице найти дорогу. Как малышу понять, кому можно доверять, а кому нет? Как вести себя с незнакомыми и «чужими» людьми?
- Нужно объяснить ребенку, кто считается «чужим», а кто «своим». Малыш должен понимать, что большинству людей можно доверять, но есть те, кто совершают плохие поступки и могут быть опасны. Чаще всего преступники внешне никак не выделяются из толпы. Расскажите малышу, что даже доброжелательный и с виду приятный человек, который предлагает конфету или погладить щенка, всё равно чужой. С 3 до 5 лет дети должно твердо усвоить, кто такой незнакомец – тот, кого вы не знаете. В старшем дошкольном возрасте можно учить ребенка различать понятия «семья», «друзья», «знакомые» и др. Чтобы не запугать малыша, избегайте фраз типа «никому нельзя доверять», «детей часто крадут», «все люди опасны».
- Вместо негативной формулировки «Не разговаривай с незнакомцами!» используйте положительную установку «Всегда спрашивай разрешения у опекающего тебя взрослого (родителя, родственника, няни), прежде чем с кем-либо познакомиться или пойти с кем-то».
- Малыш должен помнить, что всегда нужно быть у Вас на виду.
- С чужими людьми, представляющими опасность, можно и даже нужно быть непослушным и «плохим». Если с ребенком заговорил незнакомец, нужно громко кричать «Я его не знаю! Помогите!».
- Малышу сложно понять, что знакомый и даже близкий человек тоже может его обидеть. Опасные действия дошкольник может воспринимать как заботу и ласку. Поэтому важно четко установить для ребенка границы, за которые никто не имеет право заходить, например, уводить малыша куда-либо без разрешения родителей, прикасаться к интимным частям тела, целовать без разрешения. Малыш должен знать, каким конкретно действиям в его сторону он должен сказать решительное «нет» и бить тревогу. Обязательно обсудите с крохой разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями. По мнению психологов, с 3-4 лет ребенку нужно внушать, что гениталии – это интимная часть его тела. Если в семье тема интимности замалчивается, в случае опасности, малыш может просто не понять, что что-то идет не так.
- Преступники могут заставить ребенка молчать, запугав его. Объясните малышу, что никто не имеет права ему угрожать и просить держать что-то в тайне от родителей. Скажите ребенку, что, если кто-то попытается сделать такое, он должен сразу рассказать Вам об этом. Важно объяснить ребенку, что он не обязан слушаться всех взрослых, и может говорить «нет» чужим людям, кричать и убегать, если что-то ему не нравится или кажется странным. Нужно учить малыша отстаивать свои границы и не бояться конфликтовать.
Что делать ребенку, если он потерялся?
По статистике, чаще всего теряются дети младшего школьного возраста и подростки. Им предоставляется гораздо больше свободы, чем дошкольникам: они одни гуляют во дворе, ходят в школу и на дополнительные занятия. Несмотря на то, что степень контроля над детьми дошкольного возраста значительно выше, малыши тоже часто теряются. Поддавшись мимолетной слабости и любопытству, они могут пропасть из вида взрослых, которые отвернулись буквально на минуту. Поэтому важно научить ребенка тому, как нужно себя вести, если он потерялся.
- Как только ребенок понял, что потерялся, ему нужно оставаться на том же месте и никуда не уходить. Так взрослым будет легче отыскать кроху. Ребенку не стоит самому начинать искать близких, так как это может еще больше «запутать следы».
- Нужно обратить на себя внимание: по возможности, встать на высокое открытое место, громко кричать и звать на помощь. Есть правило трёх «о»: остановись, оглядись, окрикни.
- Если малыш потерялся в людном месте, нужно попытаться найти людей в форме (полицейского, охранника или сотрудника ближайшего магазина) и попросить их о помощи. Также можно подойти к взрослым с детьми. Чтобы ребенку было легче сориентироваться в той или иной ситуации, мы советуем регулярно играть с малышом в «шпионов» — искать персонал в форме на улице, в метро, в детском саду, в торговых центрах.
- Если ребенок потерялся в лесу или другом безлюдном месте: нельзя подходить к воде (по статистике, это самое опасное место), сидеть на холодной земле, есть ягоды и грибы, прятаться. Безопаснее всего дожидаться взрослых на одном месте.
Рекомендации родителям о том, как не допустить того, чтобы ребенок потерялся
- Не оставляйте малыша одного в квартире или машине, даже если уходите ненадолго.
- Никогда не оставляйте ребенка без присмотра, особенно в общественных местах.
- Держите малыша за руку, если находитесь в людном месте. Часто, когда у родителей заняты руки (например, в супермаркете), они просят кроху держаться за полы их одежды, сумку или тележку, но если малыш отцепится, он может легко потеряться в толпе.
- Если Вы не можете держать его за руку, пусть ребенок идет впереди Вас.
- Всегда имейте на телефоне свежее фото малыша.
- Вкладывайте в карман ребенка бумажку с Вашим номером телефона.
- Используйте специальные гаджеты, которые отслеживают местоположение ребенка (браслеты, часы, брелки). В них также обычно бывает встроена тревожная кнопка, которую малыш может нажать в случае опасности.
- Выучите с ребенком ваш адрес, имя и фамилию малыша. Эта информация должна быть вызубрена на зубок, так как ребенок должен быть готов воспроизвести ее в стрессовой ситуации.
- Регулярно на конкретных примерах обсуждайте с малышом, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Самый лучший способ преподнести дошкольнику информацию – это игровая форма. Также много обучающей информации содержится в книгах и мультфильмах.