Содержание
Диагностика интеллектуальных способностей дошкольников
Диагностика интеллектуальных способностей дошкольников
Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:
- эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;
- образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;
- гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.
Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк».
Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.
- Когда и с кем ты ходил в зоопарк?
- Какое настроение было у тебя в этот день?
- Каких животных ты увидел в зоопарке?
- Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?
- Опиши его.
- Какое оно по размеру, цвету?
- Каково его строение?
- Каким было его поведение?
- Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?
- Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.
Анализ рассказа
- Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.
Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).
В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).
В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).
- Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.
В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).
В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.
В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).
- Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.
В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.
Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.
Обработка результатов
Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.
Диагностика способностей к изобразительному творчеству
Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:
- тест «Круги» — на выявление творческих способностей;
- тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Интерпретация результатов
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 0—2 балла | 2—6 баллов | свыше 8 баллов |
Гибкость | 1—2 балла | 3—4 балла | свыше 5 баллов |
Беглость | 0—9 баллов | 10—13 баллов | свыше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
- Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
- Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
- Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
- Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
- Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
- 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
- 2—3 балла — средний уровень;
- свыше 4 баллов — низкий уровень.
Если рисунок сильно отличается от образца, то необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.
Диагностика специальных способностей детей
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник.
«Карта способностей».
Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
Инструкция
Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:
++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Таблица ответов
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
и | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Утверждения
- Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.
- Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актерской игрой.
- Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
- Хорошо поет.
- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.
- В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.
- Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.
- Бегает быстрее своих сверстников.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.
- Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.
- Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
- Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
- Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.
- Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.
- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Обработка и анализ результатов
Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.
- Интеллектуальные, познавательные способности.
- Творческие, креативные способности.
III. Академические, учебные способности.
- Способности к художественному творчеству.
- Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.
- Литературные способности.
VII. Артистические способности.
VIII. Технические, конструкторские способности.
- Лидерские, коммуникативные способности.
- Спортивные, физические способности.
Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:
0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);
5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);
9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);
13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).
С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.
Проверка умения давать определения понятиям, выяснять причины, выявлять сходства и различия в объектах, обобщать, классифицировать.
Ход: Попросите ребёнка ответить на вопросы:
- Какое из животных больше: корова или коза?
- Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Обедаешь: утром или днём? (Ответы: утром, днём.)
- Ночью на улице темно, а днём — ... (ответ: светло)
- Небо голубое, а трава — ... (Ответ: зелёная)
- Клубника, малина, смородина — это ... (Ответ: ягоды)
- Апельсин, лимон, банан — это ... (Ответ: города)
- Ярославль, Москва, Сочи — это ... (Ответ: города)
- На какой цветовой сигнал светофора можно переходить улицу? (Ответ: зелёный)
- Детёныша собаки называют щенок. А как называют детёнышей овцы, коровы, медведицы, слонихи? (Ответ: ягненок, телёнок, медвежонок, слонёнок.)
- На кого больше похожа кошка, на собаку или утку? Расскажи, почему ты так считаешь.
- Покажи правую руку, левое ухо.
- Чем похожи лопата и грабли? (Это инструменты для обработки земли)
- Что общего между кошкой и белкой? (Животные, шерсть, по 4 лапы, лазают по деревьям)
- Футбол, хоккей, теннис — это ... (Ответ: виды спорта)
- Какие электроприборы ты знаешь?
- Какие виды транспорта ты знаешь?
- Чем отличается старый человек от молодого? (назвать минимум 2 признака).
- Сколько тебе лет? Сколько будет через два года?
- Для чего на письмо нужно наклеивать марку? (Марка — знак уплаты стоимости пересылки почтового отправления.)
- Для чего нужно быть здоровым? (Чтобы быть сильным, успешно трудиться, хорошо учиться, добиться успехов и т.д.)
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ даётся 0,5 балла. В ряде вопросов есть 2 подвопроса, поэтому можно за правильный ответ только на 1 подвопрос дать 0,25 балла
Интерпретация: 10 баллов — очень высокий уровень; 8-9 баллов — высокий уровень; 4-7 баллов — средний уровень; 2-3 балла — низкий уровень; 0 — 1 балл — очень низкий уровень.