Поучительные сказки – Детские сказки читать на ночь Поучительные сказки – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поучительные сказки

Страницы: 1 2 3

 Сказка о том, как мышонок Ух вежливым стал

(А. Калинина)

Жил-был маленький мышонок, звали его Ух. Однажды мама ему сказала:

  • Сходи, Ух, к тетушке, проведай ее, здорова ли она, да отнеси гостинец. Только у ручья будь осторожен, сам в воду не лезь, обра­тись к бобру, он тебе поможет.
  • Ух! — недовольно вздохнул мышонок, взял узелок и отправил­ся в путь.

Дорога была недлинной. Однако за первым поворотом протекал ручей, вода его бурлила и плескалась, а мышонок очень боялся воды. Вот подошел он к ручью и увидел бобра, который сидел на берегу и ловил удочкой рыбу.

— Эй, бобр, перевези меня!

(Как мышонок попросил о помощи ?) Обернулся бобр:

  • А главное ты забыл? (Почему бобр не помог мышонку?)
  • Что же ты хочешь? — недоуменно спросил Ух.
  • Попроси по-хорошему — никто тебе в помощи не откажет! — ответил бобр.
  • Ух..., — задумался мышонок. — Пожалуйста, — еле слышно пробормотал он.
  • Стар я стал, плохо слышу, что ты там пропищал?
  • Пожалуйста, перевези! — громко крикнул Ух.

(Как мышонок попросил о помощи ? Поможет ли ему бобр ?)

  • Ой-ой! Ну и напугал ты меня. Зачем так шуметь? Всю рыбу распугал.
  • Ух! — недовольно фыркнул мышонок, потом почесал затылок, подумал немного и сказал ясно и отчетливо: — Дяденька бобр, пере­везите меня, пожалуйста, на ту сторону ручья. Я к тетушке спешу.

(А сейчас как мышонок попросил о помощи ?)

Подплыл бобр к мышонку и подставил свою спину. Ух быст­ренько прыгнул на спину бобра и тот его перевез на другую сторо­ну ручья. Перебрался кроха на сушу, вежливо поблагодарил перевоз­чика и отправился дальше.

А вот и домик тетушки показался. Обрадовался мышонок, подбе­жал к нему, постучал в двери, тетушка ему и открыла.

Пригласила она мышонка в дом и стала расспрашивать его, как же это он, такой маленький, сам через ручей перебрался.

Рассказал ей Ух о встрече с бобром, о том, что узнал, как простое слово может стать главным, а сказать его можно по-разному. Улыб­нулась тетушка, погладила племянника по голове:

  • Совсем ты стал большим, раз научился быть вежливым. Обрадовался Ух:
  • Я теперь всегда таким буду!

(Какой вывод сделал мышонок Ух после встречи с бобром ?)

Рыбка

(О. Несват)

В группе детского сада было два аквариума. В одном из них жила большая, красивая золотая рыбка с изумительным волнистым хвостом и прекрасными плавниками. Золотая рыбка жила одна и гордилась тем, что у нее в аквариуме просторно и никто не мешает ей плавать и резвиться.

В другом аквариуме жили маленькие рыбки, их было много. По виду они были совсем неприглядные: тело у них было серебристым или голубым, а плавнички — желтого цвета с красным оттенком. В этом аквариуме рыбки жили весело, постоянно двигались, играли и забавля­лись друг с другом.

Все ребята, как только приходили в группу, первым делом бежали к аквариуму, где жила золотая рыбка, и долго любовались ею. Золо­тая рыбка в это время важно двигала плавниками, медленно повора­чивалась и медленно плавала.

Вскоре большая рыбка заметила, что дети стали чаще подходить к другому аквариуму, где жили маленькие рыбки, которые весело и дружно проводили время. Ребятам нравилось наблюдать за ними, а с золотой рыбкой им стало скучно, потому что она была одна.

Что только не пыталась сделать золотая рыбка, чтобы привлечь внимание детей к себе: она придумывала новые танцы, движения, но все оставалось по-прежнему.

Как-то раз ребята предложили ей подружиться с маленькими рыбками и поплавать вместе с ними в соседнем аквариуме, но та гордо отказалась.

И вот пришло время, когда дети совсем перестали подходить к аквариуму с золотой рыбкой. Совсем тогда загрустила красивая рыбка, перестала есть, играть и плавать в воде, как раньше. Сквозь стекло она подолгу смотрела на соседний аквариум. Там кипела жизнь, было весе­ло! Ее грусть заметили маленькие рыбки и пригласили жить к себе.

В этот раз не отказалась от приглашения золотая рыбка. И вот она стала жить в новом аквариуме. Все ей там очень нравилось. Гостью окружили заботой и вниманием. Маленькие рыбки чистили ей плавники и поправляли ее пушистый красивый хвост, резвились

вместе с ней. А самое главное — ребята постоянно были рядом, игра­ли и веселились у аквариума точь-в-точь, как сами рыбки.

С тех пор как маленькие рыбки помогли своей большой краси­вой соседке, они жили дружно и счастливо, весело проводили время в играх и забавах.

Вопросы к сказке

  1. Почему ребята перестали подходить к золотой рыбке?
  2. Как вы думаете, правильно ли они сделали?
  3. Как бы вы поступили в такой ситуации?
  4. Почему золотая рыбка отказалась от предложения детей подру­житься с маленькими рыбками?
  5. Правильно ли она поступила, отказавшись от приглашения? Почему?
  6. Почему маленькие рыбки пригласили к себе золотую рыбку?
  7. Правильно ли они сделали? Почему?
  8. А как бы вы поступили в такой ситуации?
  9. Как вы считаете, зачем нужно дружить?
  10. Много ли у вас друзей?
  11. Всем ли вы уделяете внимание?

Молодцы, ребята. Нужно помогать тем, кто одинок, дружить с ними. Одному скучно. Это мы и увидели в сказке. Оставайтесь друж­ными и добрыми детьми и тогда никогда не будете скучать и грус­тить. Будете общаться, веселиться, дружить и радоваться!

Как Муха и ее семья чайную открыли

(Е. Терехова)

Лето в лесу выдалось на редкость знойным и засушливым. Мест­ные жители изнывали от жары: Медведь забрался в кусты и пытал­ся утолить жажду малиной, но из-за яркого солнца она уродилась не очень сочной; Бобер не вылезал из реки, однако она уже начинала медленно пересыхать; а изможденный жарой Волк лежал под самым раскидистым дубом в лесу.

Муха-Цокотуха, возвратившись из продуктового магазина, реши­ла утолить жажду травяным чаем. Насладившись природным арома­том, Муха вдруг вспомнила о своем самоваре, который давным-дав­но приобрела на базаре.

«Не сослужит ли он мне добрую службу? — подумала Цокотуха. — Во-первых, самовар поможет спасти жителей леса от жажды; во-вто­рых, поправить семейный бюджет! А не открыть ли нам чайную?»

Вечером того же дня вся семья собралась для обсуждения мами­ной идеи.

  • Верно, мамуля! Я читал в одной книге, что чай прекрасно утоляет жажду! — воскликнул старший, Жужжик.
  • Кроме того, мы заготовили много трав, так что чая на всех хватит, — добавил Вжик.
  • Тогда за дело, друзья! — подытожил глава мушиного семейства. — Я сооружу веранду, чтобы посетителям было нежарко, мама напечет пирожков, а вы, ребята, почистите самовар.

На следующий день чайная была уже открыта, но посетителей, как ни странно, не было.

  • В чем дело? — недоумевало мушиное семейство. — Неужели никто не хочет прохладиться под навесом и выпить чашечку чая?
  • Я все понял, — сказал Вжик. — Наша чайная находится на самом краю леса и поэтому о ней никто не знает! Нужно сделать так, чтобы все лесные жители имели представление о нашем заведе­нии: о том, где оно находится и какие услуги предлагает.
  • Правильно, сынок! — одобрила Муха-Цокотуха. — Это называ­ется рекламой. Как же мы раньше об этом не додумались! Давайте я подготовлю пригласительные открытки, а вы вместе с Жужжиком разошлете их всем зверушкам и насекомым.
  • Я попрошу Сороку тоже разнести весть о нашей чайной по всему лесу, — заявил Жужжик.
  • А еще лучше — дать объявление по местному радио, — предло­жил Вжик.
  • А вот мой совет, — добавил отец. — Нужно придумать название чайной и оформить красочную вывеску.

На следующий день желающих укрыться от солнца и выпить чашечку ароматного травяного чая было хоть отбавляй! Все посети­тели благодарили мушиное семейство за вкусный чай, вкусные пи-рожки и обещали зайти в следующий раз уже вместе с друзьями.

Вопросы к сказке

  1. Для чего Муха-Цокотуха открыла чайную?
  2. Что для этого она использовала?
  3. Почему в первый день в чайной не было посетителей?
  4. Как вы понимаете фразу: «Реклама — двигатель торговли»?

Как мужик на базаре корову продавал

(В. Колесникова)

Был зимний солнечный день. С утра на базаре собралось много народу. Кто за чем пришел: кто-то что-то купить, кто-то что-то продать. В самом конце ряда стоял неприметный мужичок. Пришел он корову свою продавать. Простоял час, другой, третий — никто к нему так и не подошел, никто не заинтересовался его товаром. За­мерз мужичок, и Буренка его замерзла.

Неподалеку стоял молодой парень. Долго он наблюдал за тем, как мужичок корову свою пытается продать. Смекнул парень, что не идет у мужичка торговля, сжалился над ним и решил помочь. Подо­шел он тогда к мужичку и спросил:

— Какой товар у тебя, купец?

(Выясните знания детей о значении слова товар.) Мужичок ответил:

  • Да вот, я уже долго стою, Буренку свою продаю. Паренек вновь поинтересовался:
  • И чем же корова твоя хороша? В ответ услышал:
  • Буренка моя всем хороша. Все в ней прекрасно, и даже душа!

— Так и быть, — сказал паренек, — помогу я тебе продать корову.
Ведь в этом деле главное — хорошо прорекламировать свой товар!

(Уточните знания детей о рекламе.)

Взял тогда паренек балалайку и запел звучным голосом:

Эй, народ честной!

Подходи, не стой!

Погляди — подивись,

Покупай — не скупись!

Услышал эту частушку один богатый барин, заинтересовался, решил узнать, что за товар и каково его качество. Увидел он корову и сказал:

  • Больно уж ваша Буренка тоща: ноги худые и впалые бока! Парень не растерялся и тут же отпарировал:
  • Да, есть много не просит. Видишь, экономия одна! Барин спросил дальше:
  • Сколько же ваша корова дает молока? И услышал в ответ:
  • Не выдоишь за день, устанет рука! Барин стал требовать назвать цену:
  • И сколько же ты просишь? Какая цена? (Выясните знания детей о значении слова цена.)
  • Паренек молвил:
Читайте также:  Волшебные вещи

— Цена небольшая — устроит тебя! Прошу я всего лишь три пятака!

Во время разговора паренька с богатым барином вокруг них собралась толпа людей. И уже каждый хотел купить корову. Вот так и помог паренек мужичку выгодно продать корову.

 Театр папы Карло

(Н. Булатова)

В городе со звучным названием Золотой ключик все давно уже забыли про жестокого и коварного Карабаса-Барабаса и его куколь­ный театр. Папа Карло организовал свой театр, где выступали все друзья Буратино и, конечно же, сам деревянный человечек.

Одно-единственное представление, которое шло в театре, пользо­валось большим спросом.

(Уточните у детей, как они понимают значение слова спрос.)

Все жители городка ходили на спектакль, но вскоре он им наску­чил, и посетителей с каждым разом становилось все меньше и мень­ше. Театр стал получать очень маленький доход с продажи билетов.

(Выясните у детей, что такое доход.)

Тогда Буратино предложил отцу:

  • Папа Карло, давай придумаем и поставим новый спектакль, тогда снова спрос возрастет и в наш театр опять пойдут зрители!
  • Но у нас нет денег, чтобы купить новые костюмы и декорации, — возразил ему папа Карло.

На это Буратино ответил:

— Папа Карло, ты же раньше играл на шарманке и зарабатывал
деньги. Может, это нам поможет? А я буду рядом танцевать!

Папа Карло одобрил идею Буратино, починил свою шарманку и как когда-то стал радовать всех обитателей городка музыкой. Бура­тино танцевал рядом с отцом, а за это жители щедро платили улич­ным артистам. В результате они получили хороший доход. Так, всего за несколько дней было собрано достаточно денег для покупки и декораций, и костюмов к новому спектаклю, что папа Карло и Бу-ратино, собственно говоря, и сделали. Они приобрели театральные костюмы, декорации, много репетировали и замечательно подгото­вились к новому представлению.

В назначенный день премьера в театре прошла на ура. Папа Кар­ло и Буратино заработали столько денег, что их хватило на покупку костюмов еще и к другим спектаклям.

Как царь себе помощника выбирал

(О. Мальцева)

Жил-был царь, и было у него три сына. Вот однажды позвал царь их к себе и сказал:

— Сыновья вы мои любимые, стар я уже, тяжело мне становится в одиночку с делами государственными управляться. Хочу я одного из вас своим главным помощником сделать. Но дело это серьезное,
поэтому я должен вас испытать: сможете ли вы казну нашу попол­нять да преумножать. Слушайте, сыновья, мою царскую волю: кто из вас троих сможет больше всего денег за месяц заработать, того я своим главным помощником сделаю.

Выслушали сыновья своего отца, затылки почесали и стали ду­мать, как же денег заработать. Думали они, думали и решили магази­ны открыть. Старший брат сказал:

  • Я, пожалуй, открою овощной магазин. Сейчас лето, в нашем царстве у каждого жителя свой огород есть. Вот я и прикажу: каждое утро в мой магазин свежие овощи привозить, а я ими торговать буду!
  • А я, — молвил средний брат, — открою молочный магазин. В нашем царстве нет ни одного двора, где бы не было коровы. Вот я и прикажу каждое утро привозить в мой магазин свежее молоко и творог, а ими торговать буду!
  • Нет, братцы, так дела не делаются. Для начала надо подумать, что в нашем царстве-государстве всего нужнее, что будет спросом пользоваться! — произнес младший брат Иван-царевич.

(Уточните знания детей о значении слова спрос.) Братья посмеялись:

— У тебя время есть, ты и думай. А мы пойдем магазины откры­вать да деньги зарабатывать.

То лето жарким да душным выдалось. Все жители от жажды мучились. И решил Иван-царевич открыть магазин, в котором будут продаваться прохладительные напитки и мороженое. Так и сделал.

Ровно через месяц снова позвал царь сыновей к себе и велел держать ответ: кто сколько денег заработал.

(А вы как думаете, кто больше всех прибыли принес, а кто разорил­ся?)

Оказалось, что больше всего прибыли принес магазин Ивана-царевича, а магазины старшего и среднего братьев разорились.

(Как вы думаете, почему магазин Ивана-царевича принес больше всего прибыли ?)

Похвалил царь своего младшего сына и назначил его своим глав­ным помощником. С тех пор царство-государство стало богатеть и процветать.

Кто в лесу хозяин

(О. Прошутинская)

В Старом лесу жили звери. Со временем он стал ветхим, и решили все его обитатели искать себе новые дома. Неподалеку находился Новый лес, в котором росли крепкие, здоровые деревья и кустарники, а также много-много сочной травы. Решили звери идти жить туда. Первыми улетели птицы, свили гнезда на деревьях, заняли дупла, обо­сновались и стали жить не тужить. Следом примчались белки, зайцы и другая шустрая мелочь. Выбрали они себе разные места: кто норку, кто кусток, кто земли кусок. Только белкам пришлось туговато, они вынуждены были занимать те дупла, которые птицы не облюбовали.

Настала пора, когда пришли в лес крупные животные. И наступи­ло для зверей сложное время — каждому хотелось место побольше да получше в собственность себе заполучить.

(Поинтересуйтесь у детей, что такое собственность.)

Постепенно более сильные звери вытеснили маленьких и слабых, но жить от этого легче не стало. Маленькие звери ушли в другие, неосвоенные места, а без них в лесу начался непорядок, грязным стал лес. Ушли муравьи, улетели пчелы, некому стало цветы опылять; перестали расти растения.

Что же делать? Как в лесу все так устроить, чтобы все знали свое место, своим жилищем владели и никому не мешали? Собрались звери на лесной совет решать да гадать, как быть дальше. И пореши­ли написать закон о том, кто чем владеть будет. А для этого сначала пошли и записали все-все, что в лесу есть: каждую норку, каждое дерево. Потом каждому выделили свой дом: кому дупло, кому кусо­чек земли, кому ветку дерева. И не просто выделили, а выдали доку­мент, на котором записали, что теперь этот зверь или птица будет всегда владеть данной собственностью.

Вот так все жители Нового леса стали собственниками жилья. А что это значит? Это означает, что они стали полноправными жильцами своего имущества и имеют право пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Владеет еж своей норой — это значит, что никто другой в ней не хозяин. Еж со своей норой может делать, что захочет: может в ней жить, магазин в ней устроить или вовсе продать; только пользоваться своим имуществом нужно так, чтобы не приносить вреда другим зверям или чужой частной собственности.

С тех пор в Новом лесу каждая собственность хозяина нашла. Правда, остались и общие владения: полянки, речки, на которых зве­ри все вместе собирались, — это собственность была общественной и принадлежала всем жителям леса.

Как Мишутка мед покупал

(А. Мальцева)

В волшебном лесу как всегда светило солнышко, и все зверушки были заняты своими делами. Так, семья бобров строила домик у речки: сынок Бобрик помогал папе Бобру подносить веточки, кото­рые затем папа Бобр обгрызал до нужного размера и выкладывал из них стены жилища. Мама Бельчиха складывала орешки в дупло на дереве, ее бельчата тем временем собирали свежие орешки. Птички вили гнездышко на дереве. Семья зайцев трудилась в огороде: мама Зайчиха сажала морковку, папа Заяц строил забор вокруг огорода, а зайчата носили для полива воду с речки. Трудилась и семья медве­дей: папа Медведь и мама Медведица делали улья для меда, а ма­ленький Мишутка убирал мусор. Время подходило уже к обеду и все проголодались. Папа Медведь предложил медвежонку:

  • Мишутка, сходи, пожалуйста, в магазин к Сове и купи на обед мед. Папа Медведь дал медвежонку десять денежек и добавил:
  • Купи столько меда, чтобы на всю семью хватило.

В магазине, Мишутка увидел много различных товаров, на при­лавке находились морковка, капуста, орешки и еще много всего.

(Что такое товар? Откуда в магазине товар? Что еще можно увидеть в лесном магазине ?)

Когда Мишутка дошел до витрины с медом, то увидел немало бочонков, отличавшихся друг от друга только ценой.

(Что такое цена ?)

— Скажите, пожалуйста, почему мед стоит по-разному, а бочонки
по размеру одинаковые? Один бочонок стоит пять денежек, а дру­
гой — десять! — удивленно спросил у продавщицы Мишутка.

(Почему у бочонков меда разная цена ?)

— Который по пять денежек, — отвечала Сова, — для того пчелки собирали нектар с одуванчиков, он, конечно же, вкусный. Однако мед, который стоит десять денежек, намного слаще: пчелки для него со­бирали нектар с клевера — его труднее собирать. И кроме того, он более свежий, да и на бочонок посмотри. Видишь, какой красивый да расписной?

Только сейчас Мишутка обратил внимание не только на величи­ну, но и на внешний вид бочонков. Он очень захотел попробовать дорогой мед, поэтому купил один бочонок за десять денежек. Когда медвежья семья села обедать, то все так быстро съели мед, что никто не успел наесться. И только тогда Мишутка понял, что нужно было поступить поразумнее да поэкономнее и купить два бочонка меда за такие же деньги.

На следующий день папа Медведь снова послал Мишутку за медом. На этот раз медвежонок купил два бочонка меда, и уж тогда вся семья наелась, и все были очень довольны. Папа Медведь похва­лил сына:

— Молодец, Мишутка, сегодня ты подумал не только о себе, а в
первую очередь о семье! Так поступай и в следующий раз!

Разные колёса

Стоит пенёк, на пеньке — теремок.

А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок.

Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами.

Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят — а там пустая телега стоит.

Телега-то пустая, да не простая — все колёса разные: одно совсем маленькое колесико, другое — побольше, третье — среднее, а четвёртое — большое-пребольшое колесище.

Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут.

Стоят Мушка, Лягушка, Ежик да Петушок, смотрят и удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеётся.

— Это твоя телега? — спрашивают Зайца.

— Нет, это Медведя телега. Он её делал-делал, не доделал да и бросил. Вот она и стоит.

Читайте также:  В медвежий час

— Давайте возьмём телегу домой, — сказал Ёжик. — В хозяйстве пригодится.

— Давайте, — сказали остальные.

Стали все телегу толкать, а она не идёт: у неё все колёса разные.

Толкали-толкали — толку никакого! Телега то направо завернёт, то налево упадёт.

И дорога плохая — то яма, то кочка.

А Заяц хохочет, от смеху надрывается:

— Кому нужна такая негодная телега!

Устали все, а бросить жалко — в хозяйстве пригодится.

Опять Ёжик догадался:

— Давайте все по колесу возьмём.

— Давайте!

Сняли с телеги колёса и домой покатили: Мушка — маленькое колесико, Ёжик — побольше, Лягушка — среднее…

А Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:

— Ку-ка-ре-ку-у!

Заяц смеётся:

— Вот чудаки, домой разные колёса покатили!

Тем временем Мушка, Ежик, Лягушка и Петушок прикатили колёса домой и задумались: что с ними делать?

— Я знаю, — сказала Мушка, взяла самое маленькое колесико — прялочку сделала.

Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил — тачка вышла.

— Я тоже придумала, — сказала Лягушка и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше было воду брать.

А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил.

Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.

А Петушок на мельнице муку мелет.

Пришёл как-то к ним Заяц на их житьё посмотреть.

А его как дорогого гостя приняли:

Мушка ему варежки связала, Лягушка морковкой с огорода угостила, Ёжик — грибами да ягодами, а Петушок — пирогами да ватрушками.

Стыдно стало Зайцу.

— Простите меня, — говорит. — Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться.

Андрей всех мудрей

Жил один пытливый хлопец Андрей. Хотел он все знать. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всем у людей расспрашивает, обо всем выведывает. Плывут по небу облака… Откуда они взялись? И куда плывут? Шумит за деревней река… Куда течет? Растет лес… Кто его посадил? Почему у птиц крылья. всюду вольно летают, а у человека нет крыльев?

Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что и сами-то они не знают, что отвечать.

— Ты, Андрей, хочешь быть всех мудрей, — стали люди над ним смеяться. — Да разве ж можно все знать?

Но не верит Андрей, что нельзя всего знать.

— Пойду, — говорит, — к самому солнцу, оно всюду светит, все видит, все знает. Вот и расскажет мне оно, чего я сам не знаю.

Покинул он свою хатку и пошел искать то место, куда солнце на ночлег садится.

Идет он, идет, глядь — сидит у дороги на камне человек и всех спрашивает: “Долго ли мне тут сидеть? ”

И Андрей ему тоже не мог ничего ответить.

Пошел он дальше. Видит — подпирает человек плечами тын.

— Что это ты, дядька, делаешь? — спрашивает Андрей. — Зачем старый тын подпираешь?

— Не знаю… Может, ты знаешь?

— Кабы знал я, то не искал бы того, кто все знает, — сказал Андрей и пустился дальше.

Прошел немного, видит — человек в мусоре роется.

— Ты зачем это, дядька, мусор разгребаешь?

— Не знаю.

— Ну и я не знаю, — сказал Андрей и двинулся дальше.

Долго ли коротко шел он, зашел в дремучий лес. Целый день шел лесом, а под вечер выбрался на поляну. — И тут ему вдруг глаза так и ослепило: такой блеск с поляны засиял. Зажмурил он глаза, видит — поблизости солнцевы хоромы огнем пылают. Только вошел он в хоромы — ничего от сиянья не видно. Пообвык маленько, глядь — сидит в кресле старенькая солнцева мать.

— Ты чего, хлопец, сюда явился? — спрашивает. Поклонился ей Андрей и говорит:

— Пришел я к солнцу о том да о сем поразведать.

— А о чем же это — о том да о сем?

— Да обо всем, чего я сам не знаю.

— А чего же ты сам не знаешь?

Стал ей Андрей рассказывать, а старуха слушала-слушала и зевать начала.

— Ладно, — говорит она, — погоди немного, вот скоро сын ночевать вернется. А я тем временем подремлю: уж больно я за долгий день наморилась.

Вышел Андрей из хором. Развел костер, начал поджаривать сало на вертеле: проголодался ведь за долгую дорогу!

Наелся он сала с хлебом. Пить захотелось. Пошел к речке и нагнулся к воде. Вдруг видит — подымается со дна реки девица, да такая красивая, что и глаз не оторвать. И она тоже на него загляделась.

— Не пей воды из речки, — говорит она, — а то солнце тебя сожжет!

— А мне очень пить хочется.

— Ступай за мной.

Привела его девица к старому дубу, а из-под него бьет родник чистой студеной воды.

Нагнулся Андрей и напился вволю воды родниковой. А тут и солнце начало спускаться с неба в свои хоромы. Надо к нему идти, да не в силах он с красивою девицей расстаться.

— Ты ж смотри, не говори солнцу, что меня здесь видел, — сказала девица, поднялась ввысь и заблестела оттуда ясной звездочкой.

Пошел Андрей в хоромы. А там солнце так печет, что аж стены хором потрескивают. Но Андрею хоть бы что — напился он родниковой воды, вот и не может солнце его спалить. Только шапку надвинул на лоб, чтобы глаз не сожгло.

Рассказал он солнцу, зачем пришел. Говорит солнце:

— Мне учить тебя нету времени. Но я сделаю так, что ты сам все узнаешь.

Сказало это солнце, собрало все свои лучи в один пучок и блеснуло ему в голову. И вмиг Андрей почувствовал, что стало в его голове ясней и светлей, только слишком горит она, а сердце сделалось вдруг холодным, как лед…

Вышел он из хором. Нехорошо ему стало с холодным сердцем. Вспомнил он про девицу. И так ему захотелось увидеть ее еще раз, что он даже разомлел весь. Стал звать ее. И скатилась с неба ясная звездочка и обернулась перед ним красивою девицей. Как глянул на нее Андрей, так вмиг и почувствовал, что сердце его стало опять таким же, как было.

Взял он девицу за руку и повел в свои края. И так он был теперь счастлив, что и птицам крылатым уже не завидовал.

Подошли они к тому человеку, что мусор разгребал. Посмотрел на него Андрей, и все ему стало ясно.

— Ты, — говорит он человеку, — ищешь в мусоре потерянные копейки и зря только время тратишь. Возьмись-ка лучше за работу — скорей заработаешь те копейки, чем найдешь их.

Послушался его человек, начал работать и нажил добро и деньги.

Идут они дальше, увидели человека, что подпирал плечами тын. Посмотрел на него Андрей и говорит :

— Не подпирай, человече, то, что сгнило, оно все равно завалится. Сделай-ка ты лучше новый тын.

Послушался его человек и поставил новый тын вместо гнилого.

Дошли они до человека, что на камне сидит и не знает, долго ли ему там сидеть. Андрей ему говорит:

— Не будь, человече, таким жадным: дай посидеть на этом камне и другим прохожим.

Снял Андрей человека с камня и сел сам с девицей. А человек побежал довольный домой.

Отдохнули они немного и двинулись дальше в те края, где жил Андрей.

И теперь не Андрей у людей обо всем расспрашивает, а люди у него.

Так стал Андрей всех мудрей.

Упрямый Фома

В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому –
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.

На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
— Наденьте галоши, —
Ему говорят.

— Неправда, —
Не верит Фома, —
Это ложь… —
И прямо по лужам
Идёт без галош.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
— Наступила зима. –
В трусах
На прогулку выходит Фома.

Идёт в зоопарке
С экскурсией он.
— Смотрите, — ему говорят, —
Это слон. –
И снова не верит Фома:
— Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.

Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто
Шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печёт,
Река, под названием Конго,
Течёт.
Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:
— Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма.
— Неправда! –
Друзьям отвечает
Фома.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывёт
По опасной реке.

Близка
Аллигатора хищная пасть.
— Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!
Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
— Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!

Уже крокодил
У Фомы за спиной.
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой:
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
— Непра…
Я не ве… —
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зелёную воду нырнул.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывёт
По опасной реке.

Проснулся Фома,
Ничего не поймёт…
Трусы и рубашку
Со стула берёт.

Фома удивлён,
Фома возмущён:
— Неправда, товарищи,
Это не сон!

Ребята,
Найдите такого Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.

Легкий хлеб

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.

Читайте также:  Путешествие героев сказок

И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.

— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
— Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.
— Конь, конь! Я тебя съем.
— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать.

Прибежал к реке. Видит — на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
— Какую?
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!”
Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— И зачем так спешить? — говорит дел. — Давай сперва табачку понюхаем.
— А он вкусный?
— Попробуй — узнаешь.
— Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит — на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Самое дорогое

Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.

Вот сидят они, трудятся:

— Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!

— Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.

— Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

— И то верно, пойду.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

— Не трогай, — говорит, — моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё дам.

Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:

— Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь — много-много денег попросим? Он даст.

— А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!

— Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?

— А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка — молоко даёт, есть шесть овечек — шерсть дают. На что нам больше? Не надо!

— А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?

— Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок — нам и довольно.

Думали, думали старик со старухой — ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:

— Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!

Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

— Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?

— Надумал, — старик говорит. — Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.

— Будь по-вашему, — Лесной Дед отвечает.

И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.

Тем и кормятся.

И хорошо живут, счастливо!

Вершки и корешки

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу.Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

По одёжке протягивай ножки

Однажды царь вызвал к себе всех портных своей страны и приказал сшить ему одеяло по его росту: не длинно и не коротко. Никто из портных не мог исполнить желания царя, и он велел отрубить всем им головы.
После этого пришел к нему еще один портной.
— Царь, — сказал он, — я сошью тебе одеяло, и оно тебе будет впору: не длинно и не коротко. Прикажи — возьмусь за работу.
— Ладно, шей, — ответил царь, — но смотри, предупреждаю заранее, если оно будет хоть немного длинно или коротко, прикажу отрубить тебе голову!
— Согласен, — ответил портной.
Он взялся за работу, сшил одеяло нарочно немного покороче, принес и положил перед царем; сам же под фартуком спрятал хлыст.
— Царь, долгой жизни тебе! — сказал портной. — Я принес одеяло, какое ты хотел. Посмотри, хорошо ли.
— Дай-ка погляжу, впору ли оно.
Царь лег, натянул на себя одеяло, но ноги его остались непокрытыми. Тогда портной достал из-под фартука хлыст и стегнул им по голым пяткам царя. Царь сейчас же спрятал ноги под одеяло.
— Держи ноги по длине своего одеяла! — сказал портной.
Услышав эти умные слова, царь ничего не сказал портному. Он щедро вознаградил его и отпустил с миром.
Недаром говорит пословица: «По одежке протягивай ножки».

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий