Содержание
Музыкальные сказки
Популярные музыкальные сказки
Классические музыкальные сказки
«Жар-птица» балет
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Русских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба.
В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украденных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выходят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич.
Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе. В балете представлено три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами.
Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характерными ритмическими перебоями и яркими свистами флейты-пикколо; появление Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инструментов. В хороводе царевен Стравинский использует цитату из русской народной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».
Слушать сказку «Жар-птица»:
КОТ В САПОГАХ
Пьеса Давида Самойлова по мотивам сказки Шарля Перро
Музыка Бориса Чайковского
Режиссер А. Ильина
Действующие лица и исполнители:
Кот — Н. Литвинов
Карабас — Ю. Волынцев
Король Бубей 2-й — С. Цейц
Повар — М. Баташов
Принцесса — К. Румянова
Слуга — Д. Бородин
Волшебник-Людоед — Р. Плятт
Инструментальный ансамбль п/у Л.Гершковича
Запись 1971 г.
Слушать сказку КОТ В САПОГАХ:
ПЕТЯ И ВОЛК
Сергей Прокофьев
Симфоническая сказка для детей
«Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки... Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее, благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.
Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича о полной мере можно адресовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, том богаче будет его мир чувств, мыслей, идей. Раньше — это значит в детстве. Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) — автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и множества других произведений, — в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального Детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого — познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н. И. Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка — флейта, утка — гобой, дедушка — фагот, кошка — кларнет, волк — валторны, Петя — струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального Детского театра состоялось 5 мая 1936 года. По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как перед началом этого концерта познакомить ребят с различными группами музыкальных инструментов, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат индивидуальное звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях, добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста сказки было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием», — вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр». На пластинке эта сказка звучит в её исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) даст возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором, легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда её слушал, то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос», — сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости, света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет и в твой дом...
Русский текст Наталии Сац Государственный симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов Читает Наталия Сац Запись 1970 г. Общее время звучания — 23:08
СЛУШАТЬ СКАЗКУ ПЕТЯ И ВОЛК:
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ
Бенджамин Бриттен
Читает Наталья Сац
«Путеводитель по оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева — произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.
Бенджамин Бриттен — наш современник (1913—1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием — памяти жертв второй мировой войны. В то же время он — автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».
Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).
На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд — Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии — в целях образовательных и для развлечения».
Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, — пишет его биограф Имоджин Холст, — не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» — «волынка» — название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) — самый веселый из всех уроков инструментовки».
Русский текст Наталии Сац Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов Читает Наталия Сац Запись 1970 г. Общее время звучания — 19:31
СЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ»:
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Музыкально-литературная композиция Чернышёвой по одноименному балету П.Чайковского
Действующие лица и исполнители:
Одета/Одиллия — Л. Целиковская
Принц Зигфрид — Ю. Яковлев
Принцесса — Е. Хромова
Фон Ротбард — Г. Абрикосов
Вольфганг — В. Осенев
В массовых сценах участвуют артисты
театра им. Е. Вахтангова
Оркестр Большого театра
Дирижёр — Ю. Файер
Режиссер — З. Чернышёва
Запись 1965 года Время звучания — 53:11
СЛУШАТЬ СКАЗКУ Лебединое озеро: