Сенсорное развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь Сенсорное развитие дошкольников – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сенсорное развитие дошкольников


Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Введение

Ежедневно мы используем данные, полученные от органов чувств (слышать, видеть, нюхать, трогать, пробовать), и делаем выводы, принимаем решения, выполняем необходимую работу. Любая деятельность человека базируется на его умении отличить форму, цвет, текстуру, запах, вкус, правильно оценить расположение предметов в пространстве, умении пользоваться общепринятыми классификациями предметов (вес, размер, длинна и т.д.).

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Основные сенсорные эталоны.

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов.

Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

цвет – семь цветов спектра, оттенки;

форма – фигуры геометрии;

величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;

звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;

вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;

запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На подсознательном уровне наш мозг выискивает в памяти образ предмета, состоящий из тысячи деталей, выискивает знакомые признаки, подбирает рефлекторные движения. Сформированные на базе первых познаний о мире мышление, воображение, логика и другие умения моментально преобразуют весь объем информации и выдают нам готовый шаблон действий.

Мы не задумываемся, каким образом делать простые вещи, не акцентируем внимание на самом процессе. На практике это выглядит так. Нам говорят нарисовать круг на листочке бумаги. В головном мозге начинается процесс, воспроизводящий из памяти предметы, соответствующие наименованию. В этот же момент включает умение держать карандаш или ручку. Зрение координирует руку, чтобы нанесенный объект соответствовал образу. Все это происходит моментально, автоматически, благодаря развитию сенсорики.

Умение координировать данные органов чувств – бесценно. Оно лежит в основе всех умственных, физических навыков. Заботливые родители понимают, что оставлять сенсорное развитие у детей дошкольного возраста без внимания нельзя.

Сенсорные умения, доведенные до автоматизма в дошкольный период, – залог успешного зарождения и развития более совершенных навыков: мышления, воображения, логики, речи, анализа и синтеза, координации и т.д.

Для каждого из этих навыков необходима прочная база образных знаний о мире, умение вычленять признаки, сравнивать, называть и т.д. – умения, базирующиеся на восприятии, зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой памяти.

Когда начинать развивать сенсорные навыки ребенка?

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать крохе осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простыми и понятными для каждой мамы способами – массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Путь к вершине знаний состоит из множества маленьких шагов, каждый их которых важен и нужен, как база для последующих достижений. Давайте посмотрим, как ребенок осваивает сенсорные навыки с рождения до школы, и узнаем, как на каждой из стадии помочь получить максимальное количество необходимых знаний.

Этапы сенсорного развития дошкольников

Развитие сенсорных знаний у дошкольников можно разделить на несколько этапов — сенсомоторный (развитие двигательных навыков и органов чувств, первичная координация).

1-4 месяц жизни.

Использование врожденных рефлексов (хватание, сосание), совершенствующихся по мере использования и дополняющихся новыми моторными навыками с 1 месяца.

Хватание бутылочки, игрушки становятся все более совершенными и эффективными, закладываются в головной мозг как условный рефлекс.

С 4 до 8 месяцев появляются циркулярные реакции – использование зрения и двигательных навыков для достижения уже знакомого эффекта (удар по подвесной погремушке вызывает звук).

8-12 месяцев.

Преднамеренная координация действий для достижения поставленной цели; 1 – 1,5 года.

Получение новых возможностей через опыт. Кроха стремится использовать уже полученные ранее навыки для совершения действий без определенной цели. Двигать, стучать, пихать, чтобы понять, что произойдет. Полученные результаты запоминаются и применяются в конкретной ситуации.

1,5 – 2 года.

Поиск оригинальных способов для решения поставленной задачи. Изобретение новых вариантов игры и познания. Продуктивный этап (анализ, сравнение, классификация и т.д.):

2-5 лет.

Формирование базы операций. Развитие образного мышления через познание объектов, их признаков и обозначений. Переход от предметной деятельности к игровой, ролевой, созидающей.

5-8 лет.

Начальный уровень конкретных операций. На базе полученных знаний ребенок учится производить расчеты, вычленение, построение и анализ предметов по различным признакам. Понимая очередность развития сенсорных умений у крохи, можно разобраться, как на каждом из этапов родители могут помочь своему ребенку.

Первые ощущения и восприятие ребенка после рождения

С первых минут жизни и до 2 лет ребенок будет находиться на сенсомоторном этапе, подразумевающей освоение базовых навыков движения и умений, связанных с сенсорным опытом. Рождаясь, человек не умеет и не знает ничего, чтобы выжить. Необходимо быстро учиться многим важным вещам: кушать, смотреть, слышать, двигаться и т.д. Природа закладывает в каждого кроху инстинкты, позволяющие ему осваивать все необходимое для выживания, но скорость и качество полученных данных зависят от условий, в которые попадает малыш.

Первым шагом познания являются ощущения. Знакомясь с ними, малыш узнает, что все вокруг имеет цвет, вкус, запах. Реакция на новые чувства у новорожденного – крик. Пока он не умеет по-другому реагировать. С каждым днем интенсивность и окраска звуков, издаваемых ребенком, будет меняться. Хорошо на первой стадии по интонации крика, кряхтения научиться различать разные требования крохи. Это основа для стремления крохи войти в контакт, объяснить свои потребности и начать познавать окружающий мир. Уже в первые дни жизни появляется новое умение – восприятие. Оно отражает множество признаков одного предмета, с которыми знакомится малыш.

Читайте также:  Сказки и рассказы Владимира Сутеева

Форма, цвет, запах, вкус, теперь сливаются в единое целое, запоминаются и вызывают ассоциации. Так, запах материнского молока, теплота ее рук, улыбающееся лицо вызывает у крохи положительные эмоции. Ощущение мокрого, холодного подгузника – неприятные ощущение. Слушая, разглядывая, хватая, кроха потихоньку переходит на новые ступени развития, получает возможность применять новые средства изучения окружающего пространства.

Как помочь сенсорному развитию малыша.

На первом этапе знакомства с возможностями своего организма, сенсорными ощущениями необходимо помочь крохе скорее научиться:

фокусировать свой взгляд на предмете (предложите крохе посмотреть на яркую игрушку); воспринимать его образ (потрясите, поворочайте предмет на расстоянии 70 см от глаз); научиться следить за передвижениями предмета (перемещайте предмет ближе — дальше, влево — вправо, стараясь не терять взгляд крохи);

ощутить возможности своего тела (массажируйте и двигайте конечности, выкладывайте на животик, привлекая внимание погремушками, стимулируйте интерес и стремление поднять голову);

начать различать первые звуки.

Когда малыш рождается, звуки вокруг него сливаются в единую какофонию, только сопоставляя предмет и звук, малыш учится извлекать из всего спектра отдельные элементы.

Пойте малышу, глядя на него.

Показывайте, какие звуки получаются, если ударить предметы друг о друга.

На 5-10 минут включайте классическую музыку.

Разговаривайте с малышом, называя разные вещи, состояния, действия.

Слово, обращенное к ребенку с первых дней – главный мотиватор умственного развития, понимания и координации всех сенсорных ощущений. понять, что мир вокруг разный на ощупь. Дайте крохе в ручку легкую погремушку, разрешите поиграть с собственными волосами, потрогать грудь и одежду. С освоением навыка ползанья, обеспечьте безопасное пространство и доступность разнообразных предметов для изучения. Постепенно осваивая эти простые для взрослого, но невероятно интересные и сложные для новорожденного предметы, малыш будет стараться увидеть, услышать и потрогать как можно больше. Накапливая опыт, станет понемногу координировать свои ощущения, запоминать сочетания разных признаков, реагировать на знакомые вещи.

Основой для дальнейшего исследования мира станет попытка скоординировать зрение и ощущения.

Зрительно-двигательная активность – основной способ познания. Хватая ручками все интересующие предметы, формируется пространственная ориентация, пробуя на зубок – вкусовые ощущения, стуча о стол – познание звуковых возможностей. Каждое движение крохи – шаг к освоению окружающего пространства. Задача родителей — дать безопасную свободу и заинтересовать малыша.

Дайте, покажите, помогите мне пойти

Освоив базовые навыки, кроха обязательно захочет по-другому посмотреть на окружающий мир. Переход из положения лежа в положение сидя – новый этап, ведущий к великим открытиям. Значение слова, новых видов действий, первых игр на этом этапе невозможно оценить. Интерес к предлагаемым вариантам занятий стимулирует двигательную активность, стремление сесть, встать, пойти. На этом этапе важно довести до автоматизма полученные ранее двигательные навыки, помочь скоординировать зрение, слух, движение.

Как развивать сенсорику? Разнообразие впечатлений.

Предоставьте крохе свободу действий. Предпочтительно не запрещать играть с предметами, а убрать все нежелательные объекты из вида. Любознательность, зарождающаяся на этом этапе, должна быть удовлетворена новыми впечатлениями.

Предложите малышу яркие игрушки разного размера, формы, текстуры. Дайте их потрогать, рассмотреть, постучать ими о разные поверхности.

Новые продукты.

С 6 месяцев в жизни ребенка начинает появляться прикорм. Хорошо дополнять изучение вкусового разнообразия мира, зрительным и двигательным развитием. Покажите крохе фрукты и овощи, предлагаемые в еду, расскажите о сладком и кислом, теплом и горячем. Старайтесь рассказать малышу обо всех его ощущениях.

Звуки и способы их извлечения.

Уже в этот период целесообразно предложить крохе играть с музыкальными инструментами. Покажите, как извлекать звук из барабана, трубы и т.д. Безопасная свобода действий. Мотивация для развития двигательных навыков – возможность потрогать, рассмотреть, попробовать новые предметы. Дайте крохе возможность ползать, подниматься на ноги, изучать пространство вокруг себя. Позаботьтесь о безопасности, убрав хрупкие, опасные, острые предметы.

Сенсорные игрушки.

Разнообразные мешочки, коврики, панно наполненные крупами, с движущимися деталями разной текстуры и формы положительно сказываются на зрительно-двигательных навыках, а если некоторые из предметов издают звуки, то и на органах слуха.

Новые виды деятельности.

Научите кроху складывать пирамидку, забрасывать мячики в коробку, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина.

Игра.

Познакомьте кроху с мячом, покажите, как возить машинку по полу, качать куклу, познакомьте с водными играми, занятиями с песком.

Физические упражнения, способствующие получению новых знаний.

Массаж, гимнастика, плаванье – все то, что позволяет развивать кроху физически, имеет непосредственное влияние на его сенсорные ощущения. Яркие эмоции, новые предметы, освоенные навыки и умения на первом году жизни, станут базой, перейдут на автоматический уровень. К году малыш станет выполнять большинство операций рефлекторно, сможет приступить к новому этапу: освоению словесного обозначения, получению нового опыта и изобретению своих методов изучения окружающего.

1-2 года. Цвет, форма, величина

С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.

До 1,5 лет дети идут путем разрушения, разбираясь в своих возможностях двигать предметы, изменять их форму, наблюдать за результатом своих действий. Насытив желание разрушать, к 18 месяцам начинается стремление созидать. Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой.

 В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.

Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:

Читайте также:  Живая и дикая природа планеты

цвет; форма; размер; расположение в пространстве; вес;вкус; части тела и т.д.

Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово.

Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.

Как помочь развиваться дальше. Разнообразие. Стремитесь показать малышу максимально возможное количество разнообразных предметов, действий с ними, называть их словом. Пояснение и обучение. Видя интерес крохи, расскажите ему о признаках предмета, сравните его с другими знакомыми игрушками. Предложите посмотреть на разные по цвету, форме объекты, назовите и укажите, чем они отличаются, дайте потрогать и даже попробовать на вкус. Каждый предмет, попадающий в руки малыша, должен быть изучен всеми возможными способами (рассмотреть, потрогать, покусать, постучать об пол или другие предметы, услышать название).

Игры с водой и разными текстурами.

Покажите, какими разными могут быть тактильные ощущения. Предложите потрогать разные ткани, природные материалы, бытовые предмета. Расскажите и покажите, что такое холодное, теплое, горячее.

Акцентируйте внимание на расположении предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева, далеко – близко).

Во время еды называйте вкусовые качества продуктов.

Обучите кроху рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусины, играть со шнуровками.

Мелкая моторика, развиваемая этими занятиями, стимулирует развитие речевых центров.

Занятия на развитие логики.

Чем бы ваш ребенок ни занимался, старайтесь пояснять его действия, рассказывать об окружающих предметах, их назначении.

Используйте образную, насыщенную речь, рассказывая о разных признаках игрушек и других объектах. Старайтесь поддерживать контакт при помощи простых вопросов, требующих утвердительного или отрицательного ответа.

По мере появления слов, старайтесь мотивировать малыша проговаривать различные действия, полученную информацию.

В период от 1 до 3 лет малыш должен освоить базовые общепринятые понятия:

— знать и уметь называть основные цвета и некоторые оттенки;

—  различать большое и маленькое, высокое и низкое, легкое и тяжелое;

— ориентироваться в пространстве;

— иметь представления о базовых геометрических фигурах и т.д.

Все эти знания формируются и закрепляются через задействование сенсорной системы. Особенность этого возраста заключена в запоминании логических цепочек и характеристик, которые связываются с конкретным словом.

Трогая, слушая, рассматривая, пробуя на вкус, малыш запоминает свои ощущения, а слово позволяет выразить полученную информацию. В этот период не стоит делать основной акцент на запоминании слов, лучше дать возможность больше изучать при помощи органов чувств, называя предметы.

3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты

Возраст 3 лет – переломный момент. Малыш выходит из младшего дошкольного возраста, проходя через первый серьезный кризис. Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета.

Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. В три года стоит показать крохе, что предметы не только отличаются между собой по одному или нескольким признакам, но и могут быть схожими. Сделав это открытие, карапуз сможет понять, что разные вроде игрушки, могут быть объединены в один ряд. Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом. На основе расширяющегося выбора возможных действий формируется мышление исследователя, использующего сложные методы получения новой информации.

 Как развиваем сенсорное восприятие

Познакомьте кроху с основами математики. Счет до 5-10, геометрические формы и их измерение при помощи других предметов, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Расширьте его знание цветов и оттенков через творческие занятия.

Показывайте и рассказывайте о различных признаках предметов, давая возможность практически изучить каждое из названных свойств (посмотри, потрогай, попробуй).

Систематизируйте знания ребенка, обобщая предметы в группы по выделенному отличию. Предлагайте занятия на развитие внимания и наблюдательности (пазлы, дидактические игры по возрасту).

Познакомьте с общепринятыми наименованиями признаков. Расскажите о мерах длины, веса, о времени и временах года, направлениях и т.д.

Расскажите крохе о музыкальной высоте, познакомьте с нотами и разными тембрами. Позволяйте ежедневно наслаждаться красивой классической музыкой.

Ознакомьте и добейтесь чистоты звукопроизношения родного языка. Каждый новый вид исследования предлагайте ребенку в качестве игры. Старайтесь ежедневно задействовать максимально каждый из органов чувств, способствуя их развитию. Вся информация поступает к нам через органы чувств. Следует тренировать каждый из сенсорных органов, чтобы получаемые данные были полными и качественными.

5-6 лет. Готовимся к школе

К пяти годам малыши начинают активно использовать известные признаки для получения нового опыта. Накладывая и прикладывая разные предметы друг к другу, получать новые, измеряя большие игрушки при помощи меньших. Идет активное изучение сложных для буквального восприятия понятий: время, пространство. Развивая собственную речь при помощи накопленного опыта, крохи учатся придумывать названия новых признаков. Знания об основных геометрических фигурах, величине, вкусе, запахе, температуре становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку

Введите в ежедневный план занятия на развитие логики и мышления.

Дидактические игры по возрасту.

Познакомьте со сложными явлениями и постарайтесь ответить на все вопросы вашего крохи.

Читайте и изучайте литературу, рассказывающую о свойствах окружающих предметов.

Задействуйте малыша во всех доступных для него видах деятельности.

Обучение через труд – одна из лучших форм восприятия мира.

Способствуйте познанию мира через разнообразные поездки, посещения кружков и секций.

Поддерживайте общение со сверстниками, игровое времяпровождение. Проверяйте знания крохи, ориентируясь на возрастные оценки.

Пройдя сложный путь познания своих возможностей, изучение разнообразных способов получения информации, развивая свои органы чувств, к 6-7 годам малыш будет готов вступить в новый этап своей жизни – школьное обучение. Внимательное отношение, целенаправленное обучение крохи в дошкольный период позволит перейти на новую ступень с минимальными потрясениями.

Читайте также:  Нейрографика для детей и взрослых

Зная, как получать информацию, анализировать чувства и систематизировать их, подыскивать правильное слово, малыш с легкостью освоит школьную программу. В вопросе развития сенсорных возможностей ребенка не стоит рассчитывать на природу или генетику. Качественные знания, отличные практические навыки – это исключительно результат ежедневного целенаправленного труда родителей. Стоит помнить, что проще с ранних лет правильно научить, чем исправлять позднее стихийно заложенные знания. Ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день для него – открытие, новый предмет – увлекательное путешествие.

Подарите своему ребенку возможность восхищаться этим миром, познавать его и развивать свой ум и тело.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорные игры и упражнения для развития детей

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того: насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

 Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года 

Развиваем осязание, то есть тактильность.

 Упражнение 1. «Ладошки»

Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте. Затем постучите ею о свою ладонь. Потом снова нежно погладьте ручку. Проделайте это упражнение с обеими руками малыша. Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

 Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев. Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики. Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка. Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта. Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д. Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

 Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики. Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику). Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

 «Поймай киску»

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Выбирайте сказки по страницам: 1 | 2 | Полная страница

Добавить комментарий