Новые продукты.
С 6 месяцев в жизни ребенка начинает появляться прикорм. Хорошо дополнять изучение вкусового разнообразия мира, зрительным и двигательным развитием. Покажите крохе фрукты и овощи, предлагаемые в еду, расскажите о сладком и кислом, теплом и горячем. Старайтесь рассказать малышу обо всех его ощущениях.
Звуки и способы их извлечения.
Уже в этот период целесообразно предложить крохе играть с музыкальными инструментами. Покажите, как извлекать звук из барабана, трубы и т.д. Безопасная свобода действий. Мотивация для развития двигательных навыков – возможность потрогать, рассмотреть, попробовать новые предметы. Дайте крохе возможность ползать, подниматься на ноги, изучать пространство вокруг себя. Позаботьтесь о безопасности, убрав хрупкие, опасные, острые предметы.
Сенсорные игрушки.
Разнообразные мешочки, коврики, панно наполненные крупами, с движущимися деталями разной текстуры и формы положительно сказываются на зрительно-двигательных навыках, а если некоторые из предметов издают звуки, то и на органах слуха.
Новые виды деятельности.
Научите кроху складывать пирамидку, забрасывать мячики в коробку, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина.
Игра.
Познакомьте кроху с мячом, покажите, как возить машинку по полу, качать куклу, познакомьте с водными играми, занятиями с песком.
Физические упражнения, способствующие получению новых знаний.
Массаж, гимнастика, плаванье – все то, что позволяет развивать кроху физически, имеет непосредственное влияние на его сенсорные ощущения. Яркие эмоции, новые предметы, освоенные навыки и умения на первом году жизни, станут базой, перейдут на автоматический уровень. К году малыш станет выполнять большинство операций рефлекторно, сможет приступить к новому этапу: освоению словесного обозначения, получению нового опыта и изобретению своих методов изучения окружающего.
Содержание
1-2 года. Цвет, форма, величина
С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.
До 1,5 лет дети идут путем разрушения, разбираясь в своих возможностях двигать предметы, изменять их форму, наблюдать за результатом своих действий. Насытив желание разрушать, к 18 месяцам начинается стремление созидать. Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой.
В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.
Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:
цвет; форма; размер; расположение в пространстве; вес;вкус; части тела и т.д.
Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово.
Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.
Как помочь развиваться дальше. Разнообразие. Стремитесь показать малышу максимально возможное количество разнообразных предметов, действий с ними, называть их словом. Пояснение и обучение. Видя интерес крохи, расскажите ему о признаках предмета, сравните его с другими знакомыми игрушками. Предложите посмотреть на разные по цвету, форме объекты, назовите и укажите, чем они отличаются, дайте потрогать и даже попробовать на вкус. Каждый предмет, попадающий в руки малыша, должен быть изучен всеми возможными способами (рассмотреть, потрогать, покусать, постучать об пол или другие предметы, услышать название).
Игры с водой и разными текстурами.
Покажите, какими разными могут быть тактильные ощущения. Предложите потрогать разные ткани, природные материалы, бытовые предмета. Расскажите и покажите, что такое холодное, теплое, горячее.
Акцентируйте внимание на расположении предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева, далеко – близко).
Во время еды называйте вкусовые качества продуктов.
Обучите кроху рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусины, играть со шнуровками.
Мелкая моторика, развиваемая этими занятиями, стимулирует развитие речевых центров.
Занятия на развитие логики.
Чем бы ваш ребенок ни занимался, старайтесь пояснять его действия, рассказывать об окружающих предметах, их назначении.
Используйте образную, насыщенную речь, рассказывая о разных признаках игрушек и других объектах. Старайтесь поддерживать контакт при помощи простых вопросов, требующих утвердительного или отрицательного ответа.
По мере появления слов, старайтесь мотивировать малыша проговаривать различные действия, полученную информацию.
В период от 1 до 3 лет малыш должен освоить базовые общепринятые понятия:
— знать и уметь называть основные цвета и некоторые оттенки;
— различать большое и маленькое, высокое и низкое, легкое и тяжелое;
— ориентироваться в пространстве;
— иметь представления о базовых геометрических фигурах и т.д.
Все эти знания формируются и закрепляются через задействование сенсорной системы. Особенность этого возраста заключена в запоминании логических цепочек и характеристик, которые связываются с конкретным словом.
Трогая, слушая, рассматривая, пробуя на вкус, малыш запоминает свои ощущения, а слово позволяет выразить полученную информацию. В этот период не стоит делать основной акцент на запоминании слов, лучше дать возможность больше изучать при помощи органов чувств, называя предметы.
3-4 года. Обобщаем, сравниваем, ищем новые варианты
Возраст 3 лет – переломный момент. Малыш выходит из младшего дошкольного возраста, проходя через первый серьезный кризис. Наступает время новых открытий и освоения ранее неизведанных форм познания. Малыш учится ролевым играм, но еще не отделяет отдельный признак от предмета.
Цвет, форма и другие признаки воспринимаются как неотделимая часть объекта изучения. В три года стоит показать крохе, что предметы не только отличаются между собой по одному или нескольким признакам, но и могут быть схожими. Сделав это открытие, карапуз сможет понять, что разные вроде игрушки, могут быть объединены в один ряд. Сенсорное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Восприятие предмета разными органами чувств с использованием уже изученных методов познания позволяет получать сложную информацию, выискивать новые неизученные грани окружающего мира. Возможность называть ощущения, объединять их в группы, анализировать позволяют крохе создавать целую базу возможных операций с каждым предметом. На основе расширяющегося выбора возможных действий формируется мышление исследователя, использующего сложные методы получения новой информации.
Как развиваем сенсорное восприятие
Познакомьте кроху с основами математики. Счет до 5-10, геометрические формы и их измерение при помощи других предметов, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Расширьте его знание цветов и оттенков через творческие занятия.
Показывайте и рассказывайте о различных признаках предметов, давая возможность практически изучить каждое из названных свойств (посмотри, потрогай, попробуй).
Систематизируйте знания ребенка, обобщая предметы в группы по выделенному отличию. Предлагайте занятия на развитие внимания и наблюдательности (пазлы, дидактические игры по возрасту).
Познакомьте с общепринятыми наименованиями признаков. Расскажите о мерах длины, веса, о времени и временах года, направлениях и т.д.
Расскажите крохе о музыкальной высоте, познакомьте с нотами и разными тембрами. Позволяйте ежедневно наслаждаться красивой классической музыкой.
Ознакомьте и добейтесь чистоты звукопроизношения родного языка. Каждый новый вид исследования предлагайте ребенку в качестве игры. Старайтесь ежедневно задействовать максимально каждый из органов чувств, способствуя их развитию. Вся информация поступает к нам через органы чувств. Следует тренировать каждый из сенсорных органов, чтобы получаемые данные были полными и качественными.
5-6 лет. Готовимся к школе
К пяти годам малыши начинают активно использовать известные признаки для получения нового опыта. Накладывая и прикладывая разные предметы друг к другу, получать новые, измеряя большие игрушки при помощи меньших. Идет активное изучение сложных для буквального восприятия понятий: время, пространство. Развивая собственную речь при помощи накопленного опыта, крохи учатся придумывать названия новых признаков. Знания об основных геометрических фигурах, величине, вкусе, запахе, температуре становятся четкими, структурированными.
Как помочь ребенку
Введите в ежедневный план занятия на развитие логики и мышления.
Дидактические игры по возрасту.
Познакомьте со сложными явлениями и постарайтесь ответить на все вопросы вашего крохи.
Читайте и изучайте литературу, рассказывающую о свойствах окружающих предметов.
Задействуйте малыша во всех доступных для него видах деятельности.
Обучение через труд – одна из лучших форм восприятия мира.
Способствуйте познанию мира через разнообразные поездки, посещения кружков и секций.
Поддерживайте общение со сверстниками, игровое времяпровождение. Проверяйте знания крохи, ориентируясь на возрастные оценки.
Пройдя сложный путь познания своих возможностей, изучение разнообразных способов получения информации, развивая свои органы чувств, к 6-7 годам малыш будет готов вступить в новый этап своей жизни – школьное обучение. Внимательное отношение, целенаправленное обучение крохи в дошкольный период позволит перейти на новую ступень с минимальными потрясениями.
Зная, как получать информацию, анализировать чувства и систематизировать их, подыскивать правильное слово, малыш с легкостью освоит школьную программу. В вопросе развития сенсорных возможностей ребенка не стоит рассчитывать на природу или генетику. Качественные знания, отличные практические навыки – это исключительно результат ежедневного целенаправленного труда родителей. Стоит помнить, что проще с ранних лет правильно научить, чем исправлять позднее стихийно заложенные знания. Ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день для него – открытие, новый предмет – увлекательное путешествие.
Подарите своему ребенку возможность восхищаться этим миром, познавать его и развивать свой ум и тело.
Сенсорные игры и упражнения для развития детей
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того: насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Роль сенсорного развития
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Упражнения для детей от рождения до года
Развиваем осязание, то есть тактильность.
Упражнение 1. «Ладошки»
Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте. Затем постучите ею о свою ладонь. Потом снова нежно погладьте ручку. Проделайте это упражнение с обеими руками малыша. Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.
Упражнение 2. Массаж
Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев. Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.
Упражнение 3. «Колечко»
Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики. Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка. Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.
Упражнение 4. «Вынимаем предметы»
Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта. Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д. Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.
Упражнение 5. «Ощупывание»
Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики. Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас. Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику). Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.
Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет
Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке.
Первый рисунок предложите ребенку нарисовать, бросив лишь беглый взгляд.
Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения.
Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д.
Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Упражнение «Оставим след»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.