Содержание
Основы грамотности
В соответствии с действующими программами обучения и воспитания детей в дошкольных учебных учреждениях, шестилетний ребенок должен обладать такими знаниями и навыками:
- Иметь представление о значении слов (слова — названия предметов, слова — признаки предметов, слова — названия действий), а также о словах, которые ничего не означают и служат для связи слов в предложении (например: а, и, на, в и др.).
- Иметь представление о предложении как о группе связанных между собой слов, которые выражают законченную мысль.
- Составлять предложения по рисункам и схемам, самостоятельно составлять схемы предложений из двух-трех слов. Дополнять и продолжать предложение устно, по рисункам и схемам.
- Иметь представление о типах предложений: повествовательные, восклицательные, вопросительные. Уметь различать их на слух.
- Иметь представление о звуках, соединяющихся в слоги, из которых складывается слово. Знать, что количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Уметь определять количество слогов в слове, обозначать их на схемах.
- Иметь представление об ударении, определять ударный звук и слог.
- Уметь называть звуки, повторяющиеся в двух-трех словах или наиболее часто употребляющиеся в скороговорке, стихотворении.
- Распознавать звук в начале, в середине и в конце слова.
- Называть звуки, которыми отличаются слова (например: люк — лук).
- Знать, что звуки бывают гласные и согласные, мягкие и твердые. Последовательно называть звуки, из которых складывается слово, строить звуковую схему слова, подбирать слова по звуковой схеме.
- Знать, чем отличаются буквы от звуков (буквы мы читаем и пишем, звуки произносим и слышим).
На собеседовании во время поступления в школу ребенка могут попросить продемонстрировать дополнительные знания и навыки, которыми должен обладать будущий ученик:
- Знать алфавитное название букв и звуки, которые они обозначают. Соотносить буквы и звуки, которые им отвечают.
- Осуществлять звуковой анализ слов, не пользуясь схемами.
- Понимать звуковое значение букв «я», «ю», «е», «ё» в начале слова и слога, после согласного звука.
- Владеть навыками чтения (по слогам, а лучше — слитного).
- Делать во время чтения паузы между предложениями. Выделять интонацией разделительные знаки. Должным образом читать восклицательные и вопросительные предложения.
- Отвечать на вопросы к прочитанному тексту. Пересказывать прочитанное близко к тексту.
Внимание
В соответствии с существующей практикой, шестилетний ребенок при поступлении в школу должен обладать такими знаниями и навыками:
- Иметь устойчивое внимание (уметь выполнять задания, не отвлекаясь, в течение приблизительно 15 минут).
- Уметь находить 5—7 отличий между предметами.
- Уметь держать в поле зрения 6—8 предметов.
- Уметь находить 5—7 пар одинаковых предметов.
- Уметь выполнять задания по образцу.
- Уметь копировать узор или движение.
На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут также попросить продемонстрировать такие дополнительные знания и навыки:
- Находить нужные цифры, буквы и даже слова среди ряда других цифр, букв, слов.
- Находить лишние буквы в словах.
- Ориентироваться в понятиях «сзади — спереди», «сверху — снизу», «слева — справа» в разных, не совсем обычных ситуациях.
- Уметь отличать на слух нужные цифры, буквы, слова из их общего потока.
Память
Согласно существующей практике, шестилетний ребенок при поступлении в школу должен иметь такие знания и навыки:
- Запоминать 6—8 предложенных слов или предметов.
- Запоминать ряды цифр (4—6) зрительно или на слух.
- Запоминать фразы из 8—10 слов и повторять их.
- Запоминать и рассказывать стихи, считалки, загадки.
- Пересказывать близко к тексту сказки и рассказы.
- Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Мышление
К шести годам ребенок должен:
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- классифицировать предметы в группы по определенным признакам.
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
- самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой.
- находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- решать простые логические задачи.
- выстраивать логический ряд из фигур.
Математика
С соответствии с действующими программами обучения и воспитания детей в дошкольных учебных учреждениях, шестилетний ребенок должен иметь такие знания и навыки:
- Различать и правильно называть цифры от 1 до 10.
- Считать предметы в пределах десяти (линейно, по кругу, хаотически).
- Знать состав числа в пределах пяти.
- Сравнивать количество предметов, делать из неодинакового количества предметов одинаковое.
- Знать понятие «пара».
- Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, весу.
- Располагать их в порядке увеличения (уменьшения).
- Измерять предметы с помощью условной мерки.
- Различать геометрические фигуры и находить похожие на них предметы:
- плоские: круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник;
- объемные: куб, шар. цилиндр.
- Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов, пользоваться планом-схемой.
- Знать понятие «слева», «справа», «вверху», «внизу».
- Знать названия дней недели.
- Различать понятие «сейчас», «впоследствии», «раньше», «позже».
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого.
- сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними.
На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут также попросить продемонстрировать такие дополнительные знания и навыки:
- Различать количественный и порядковый счет.
- Различать и правильно называть по порядку числа от любого числа в пределах 20.
- Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Ориентироваться в счете в пределах 100. Считать до 100 десятками.
- Уметь соотносить число с количеством предметов.
- Считать предметы в пределах 20.
- Знать состав числа в пределах 10.
- Уметь решать простые задачи и примеоы на сложение и вычитание в пределах 20.
- Понимать отличие между цифрами и числами.
- Понимать отношение между числами в пределах 20, использовать знаки «+», «—», «>», «<», «=».
- Знать единицы измерения: килограмм, литр, метр, сантиметр, час, минута.
- Знать, что в неделе семь дней, в месяце — четыре недели, в году — двенадцать месяцев.
- Определять по календарю число и месяц.
- Определять время по часам (с точностью до получаса).
Природоведение
В соответствии с существующими программами обучения и воспитания детей в дошкольных учебных учреждениях, шестилетний ребенок должен обладать такими знаниями и навыками:
- Отличать объекты живой и неживой природы. Понимать связь между объектами живой и неживой природы.
- Иметь представление о временах года, их последовательности и основных признаках, о сезонных изменениях в объектах и явлениях неживой природы (солнце, ветре, небе, осадках, воде, воздухе, почве).
- Различать состояния воды (твердое, жидкое, газообразное); почвы (теплая, холодная, сухая, влажная); воздуха (теплый, холодный, сухой, влажный, чистый, загрязненный).
- Различать три и более видов деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов.
- Различать три и более видов ягод, фруктов, овощей родного края.
- Иметь представление о строении растений, функциях отдельных частей (корень, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, плоды).
- Различать три и более видов зверей, рыб и птиц своей местности, не менее двух видов бабочек и жуков, а также знать стрекоз, кузнечиков, муравьев, пчел, лягушек, ящериц и т. д. Знать особенности их передвижения и питания.
- Различать хищников и травоядных животных, перелетных и зимующих птиц.
- Иметь представление о жизни диких животных в разные времена года на примере ежа, зайца, медведя, лисы, волка. Знать об особенностях их передвижения, питания, способы защиты от опасности.
- Иметь представление о домашних животных. Знать, что они живут рядом с человеком, который создает им необходимые условия, и приносят человеку пользу.
- Различать некоторых животных из отдаленных территорий (верблюда, жирафа, льва, тигра, слона, носорога, северного оленя, кита, акулу, моржа и т. д.)
- Различать животных по внешним признакам (размеры, форма, покров тела).
- Понимать правила ухода за животными и растениями (на примере «живого уголка»).
- Знать правила поведения на природе.
- Знать правила охраны природы, понимать значение природы в жизни человека.
На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут также попросить продемонстрировать дополнительные знания и навыки:
- Описывать такие явления природы, как туман, иней, гололед, радуга.
- Знать разницу между культурными и дикорастущими растениями.
- Устанавливать связь между строением животных и способом их жизни.
- Обладать некоторыми знаниями о разных видах деятельности человека в природе.
- Знать о существовании и назначении Красной книги.
- Устанавливать зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных.
- Элементарно ориентироваться по карте или глобусу.
- Иметь представление о космосе как пространстве, существующем за границами планеты Земля.
- Иметь представление о Солнце как о звезде, о планетах Солнечной системы, их движении вокруг Солнца, о Луне как о естественном спутнике Земли.
Проверяем навыки и знания дошкольника в 7 лет
Развитие речи
К семи годам ребенок должен:
- уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
- самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.
- составлять рассказы из личного опыта.
- изменять слова, образуя новые.
- пересказывать небольшие рассказы.
- выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания.
- правильно употреблять трудные формы знакомых слов.
- использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).
- отгадывать загадки, понимать образные выражения.
Грамота
Ребенок к семи годам должен:
- знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
- определять количество слогов в словах.
- определять количество звуков в словах.
- определять место заданного звука в слове.
- анализировать звуковой состав слова.
- определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные.
- различать гласные и согласные звуки и буквы.
- различать твердые и мягкие согласные.
- составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
Окружающий мир
К семи годам ребенок должен:
- называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей.
- название своего родного города (села), столицы, Родины.
- последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
- отличать животных, птиц, насекомых.
- отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
- знать и называть все явления природы.распознавать их по окраске, размерам.
- знать о сезонных изменениях в природе.