Содержание
- 1 Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»
- 1.1 Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»
- 1.2 В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадий
- 1.3 Интерпретация рисунка семьи
- 1.3.1 Анализ структуры рисунка.
- 1.3.2 Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.
- 1.3.3 Анализ процесса рисования.
- 1.3.4 1. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.
- 1.3.5 2. Расположение членов семьи.
- 1.3.6 Расположение рисунка на листе бумаги
- 1.3.7 3. Анализ особенностей нарисованных фигур.
- 1.3.8 Популярные сказки собственного сочинения:
- 1.3.9 Похожие сказки:
Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»
Анализ рисуночного теста ребенка «Рисунок семьи»
В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадий
Возраст | Содержание рисунков |
До 1,5 лет | Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. |
1,5 – 3,5 года | Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное. |
3,5 – 8 лет | Стадия схематичных изображений. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции. |
8 — 10 лет | Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции. |
После 10 лет | Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными. |
Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше четырех лет, так как у ребенка этого возраста еще недостаточно сформирована мелкая моторика, чтобы он мог выразить на бумаге то, что хочет.
Особое значение имеют особенности изображения человека:
Возраст | Особенности изображения человека |
До 3 лет | «Головоноги» — круглое туловище, руки и ноги – палочки. |
4 года | Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются. |
5 лет | Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда). |
6 лет | Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея, пальцы рук. |
7 лет | Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль. |
8 лет | Линия шеи, плеч и рук непрерывна. |
9 лет | Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение. |
10-11 лет | Стремление создать объемное изображение. |
Интерпретация рисунка семьи
Анализ структуры рисунка.
Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.
Анализ процесса рисования.
1. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:
а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.
Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей к нему.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.
Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке «я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.
Если в образе «я» большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).
Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.
2. Расположение членов семьи.
Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок — субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.
Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.
Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).
В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдалены, это указывает на чувство не включенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.
Расположение рисунка на листе бумаги
- В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.
- Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.
- Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.
- Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.
- Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.
3. Анализ особенностей нарисованных фигур.
Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о «я-образе» ребенка, о его половой идентификации и т.д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:
1) количество деталей тела (присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни);
2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.
Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека. Цвет, который преобладает на детских рисунках, может многое рассказать об авторе.
- Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;
- Серый – отстраненность, безразличие;
- Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;
- Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;
- Синий – стремлению к покою, сознательность;
- Голубой – дружелюбность, задумчивость;
- Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;
- Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;
- Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;
- Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;
- Красный – агрессивность, активность, эгоизм.
Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.
Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных цветов.
Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.
Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.
Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. Это связано с:
а) эгоцентричностью ребенка;
б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:
а) чувствуют свою незначительность, ненужность;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.
При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела.