Методики раннего развития детей – Детские сказки читать на ночь Методики раннего развития детей – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Методики раннего развития детей

Страницы: 1 2 3

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Методика Алисы Самбурской: музыка интеллекта

Среди множества существующих на сегодняшний день методик развития школьников начальных классов особое место занимает необычная и очень интересная развивающая система Алисы Самбурской, в которой большое внимание уделяется влиянию музыки на процесс умственной активности ребенка. «Я–родитель» расскажет об особенностях этой методики и принципах, на которых она основана.

Основы методики

В основе методики кандидата педагогических наук и психолога Алисы Самбурской лежат научно доказанные факты о влиянии музыки на работу головного мозга. Еще с древних времен люди знали о целительном действии звуков на организм человека. Великие умы древности – Гиппократ, Аристотель, Авиценна – называли музыку настоящим лекарством и много писали об этом в своих трудах.

Современными учеными было доказано, что под влиянием звуков различной частоты изменяется пульс человека, уровень сахара в крови, тонус мышц, давление, а также работа головного мозга, что приводит к стимуляции процессов памяти и восприятия, появлению различных эмоций, а также активизации творческого мышления.

Академик Борис Петровский был уверен, что организм человека под влиянием музыки работает более слаженно и гармонично, поэтому всегда включал музыкальный фон во время сложных хирургических операций.

Алиса Самбурская разработала свою систему раннего детского развития, основываясь не только на фактах о целительном воздействии музыки, но и на знаниях о формировании мозга человека. Психофизиологи утверждают, что в период, когда возраст ребенка равняется 7-9 годам, наибольшую активность проявляет правое полушарие его мозга, в то время как традиционные образовательные и развивающие программы для школьников начальных классов, существующие сегодня, ориентированы на восприятие левого. Именно поэтому так часто малыши теряют интерес к учебе в самые первые школьные годы.

Музыка и звуки воспринимаются обоими полушариями мозга и стимулируют их взаимодействовать между собой – вот почему музыкальная составляющая чрезвычайно важна для ребенка, который только начинает получать первые серьезные знания. Под влиянием музыки повышаются речевые и читательские навыки малыша, улучшается его память, вербальные и счетно-арифметические способности, моторные координации и концентрация внимания. Музыкальная составляющая стимулирует познавательный процесс, усиливает мотивацию ребенка к получению новых знаний, а также снимает стресс, нервозность, прибавляет сил и успокаивает, что было доказано современными исследованиями.

Дети, в жизни которых присутствует музыка:

  • лучше воспринимают информацию и запоминают ее
  • становятся более дисциплинированными
  • имеют лучшие показатели речевых, вычислительных и орфографических навыков
  • более эмоциональны

Принципы методики Самбурской

Главный принцип методики Алисы Самбурской заключается в обязательном музыкальном сопровождении любых обучающих занятий, будь то чтение, счет, письмо или физкультура.

Во время таких занятий ребенок воспринимает музыку не только сознательно, но бессознательно, что вызывает усиление мозговой интеграции и заставляет работать не только левое полушарие, но и правое.

Основные направления, по которым педагог и психолог предлагает заниматься с детьми – это глобальное чтение и количественная математика. Глобальное чтение чем-то перекликается с методикой Глена Домана – в нем используются карточки со словами, предложениями, особым цветом шрифта и трехразовые занятия в день. Единственное отличие – автор сопровождает показ карточек специально подобранным музыкальным рядом, причем, для работы выбираются спокойные классические музыкальные произведения, часто — в адаптированной для детского слуха версии. Треки несложно найти в Интернете — все они объединены общим названием «Музыка интеллекта».

Второе направление Самбурской – количественная математика. Во время упражнений ребенка обучают визуально воспринимать числа. Например, при произношении числительного «два» ребенок должен визуально представлять два предмета, а не обозначаемую цифру. Сама цифра – это всего лишь абстрактный знак, условный символ, но никак не сам смысл числительного. Таким образом у детей формируется абстрактное мышление и навыки количественного счета, а не последовательного, что приводит к тому, что у учеников зарождается безошибочное интуитивное «чувство числа».

Также Самбурская призывает поощрять и развивать любую творческую деятельность ребенка, связанную с музыкой: пение, танцы, движения под музыкальное сопровождение, прослушивание музыкальных композиций и их понимание.

Методика Алисы Самбурской понравится тем родителям, которые сами неравнодушны ко всему прекрасному и хотят, чтобы их ребенок ощущал неподдельный интерес к новым знаниям, поощрял свое любопытство и не переставал удивляться окружающему его миру.

Виктория Котлярова

Методики раннего интеллектуального развития: методика Береславского

Известный физик и изобретатель Леонид Яковлевич Береславский всегда любил шахматы и был уверен, что играть в эту сложную игру могут даже дети, главное – вовремя их этому научить. Именно игра в шахматы стала одним из основных приемов разработанной им методики раннего развития детей. На протяжении пятнадцати лет Береславский придумывал игры и задачи, помогающие ребенку развивать логическое мышление, и теперь его стройная система насчитывает более 250 игр и 3000 заданий.

Основные принципы Береславского

Леонид Яковлевич Береславский сам воспитал двоих детей, поэтому всегда понимал, что нужно ребенку и как увлечь его образовательными играми. Ученый составил свод основных правил обучения детей.

  1. Любое обучение должно проходить в форме игры. Нельзя перегружать малышей непосильными задачами, лишая их тем самым детства.
  2. Обучение, пусть и в игровой форме, — это систематизированный процесс, поэтому необходимо, чтобы ребенок не только выполнял новые задачи, но и периодически возвращался к старым для закрепления навыков.
  3. Родитель должен подходить к вопросам обучения ребенка творчески, иначе малышу станет скучно и он перестанет развиваться.
  4. Учебный процесс всегда должен прерываться на подвижную деятельность, например, на активные игры на свежем воздухе.
  5. Необходимо помнить, что цель обучения – это не только развитие знаний, но и развитие самостоятельности ребенка.

Все эти принципы и легли в основу его увлекательной и эффективной методики.

Что положено в основу методики?

Занимаясь по методике Береславского, ребенок как бы последовательно выстраивает свой интеллект: уровень мышления, которым он обладает на момент начала занятий – это фундамент, на который шаг за шагом наслаиваются новые знания.

Пример: в три года ребенок решает несколько несложных игр-задачек, связанных с кругом. Пути решения «откладываются» у него в памяти, и, когда в школе он получает более сложную задачу с кругом, мозг воспринимает ее как уже что-то знакомое, и легко с ней справляется. Ребенок решает новую задачу, а в голове тем временем закрепляется следующий, более сложный «образ». И так раз за разом, постепенно усложняя новые задачи, ребенок будет справляться с ними гораздо легче, так как в его памяти уже есть опыт работы с этим «образом».

Отличительные признаки методики

  • обучение можно начинать уже в возрасте полутора лет;
  • обучение рассчитано на 3-4 года;
  • во время занятий задействованы все зоны головного мозга;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • многоразовые методические пособия;
  • использование специального электронного тренажера-игры;
  • использование диагностических карт как средств контроля над процессом обучения;
  • и самое главное — развивающие игры, успешно апробированные в разных странах мира.

Описание методики

Прежде, чем ребенок начнет заниматься по данной методике, необходимо проверить уровень его знаний, которыми он владеет на данный момент. Это нужно для того, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и начать занятия с определенного урока.

Для каждой возрастной категории разработаны свои упражнения и занятия. В полтора года дети занимаются изучением цветов, животных, звуков, развитием моторики и внимания.

Для самых юных учеников, которые не могут усвоить математические понятия сразу, в играх присутствуют простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

К трем годам постепенно добавляются упражнения на логику: например, — задания на прохождение лабиринтов различной сложности. Кроме того, они прекрасно развивает координацию движений, так как ребенку нужно не просто найти выход из него, но и провести по нему существующего или воображаемого «героя».

К возрасту шесть-семь лет основной упор делается на тренировку памяти и развитие логического мышления. Все дети без исключения любят разгадывать загадки и тайны, поэтому в методике Береславского присутствует много упражнений с кодами и шифрами. Такие задачи способствуют и развитию креативного мышления, которое так необходимо во взрослой жизни.

По методике Береславского дети занимаются вплоть до школы, то есть до шести-семилетнего возраста. Именно к этому моменту у детей формируется чувство уверенности в себе и своих умственных и творческих способностях. Каждый ребенок по-своему талантлив, задача педагога и родителей, начать развивать этот талант как можно раньше.

В группы набирается не более четырех человек, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием преподавателя и мог чувствовать себя неповторимым и уникальным.

Развивающие упражнения «По Береславскому»

Вот некоторые из задач для детей из методики Береславского.

Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет)

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Сначала верхний ряд — только кружки, средний — одни треугольники, нижний — косые палочки. Попросите малыша запомнить за три секунды, где какая фигура была расположена, а потом повторить эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть ребенок запомнит их в таком „перепутанном" варианте.

Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет)

Разложите на столе (на полу, на диване) вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца, кружку, книжку, ложку, матрешку. Теперь перенесите все это в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил. Опираясь только на зрительную память, малыши обычно узнают 3-4 предмета. Попробуйте подключить смысловую память. Составьте маленький рассказ: „Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке". Пусть ребенок продолжит рассказ: „Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Дальше вы: „У каждого была своя любимая посуда: у Мишки — ложка, у Зайчика — кружка". Если сказка понравится малышу, продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов.

Задача 3. На понятия „вне" и „внутри" (для детей от 5 лет)

Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи — цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача 4. На логическую связку „не" (для детишек от 6 лет)

Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра — 1, 2 или 3. Спросите: „Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?" Можно заменить цифры на фигуры.

Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, — в зеленый. Последовательность рассуждений для решения задачи такова: у нас есть три цифры и три домика. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

А вот несколько занимательных шахматных задачек.

Развиваем память (для детей с 3,5 лет)

Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть, как они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: „Ой, все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".

Тренируем память и учимся решать действия в уме (с 4 лет)

Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?

Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации Монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить  в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория:

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена:

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером, немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

В Вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками. Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий