Содержание
Развитие речи у детей 2-4 лет
Развитие речи у детей 2-4 лет
Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?
Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок.
Развитие речи в раннем возрасте
Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность.
Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.
Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша.
Стадии развития речи ребенка
Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, поэтому специалисты не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.
Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.
Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.
Возраст | Развитие речи |
1-3 месяца | Крик. |
3-6 месяцев | Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.). |
4-5 месяцев | Визг, смех. Гуление в различных интонациях. |
6 месяцев | Лепет (слоги «ма», «ба»). |
7-8 месяцев | Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб. |
9-11 месяцев | Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»). |
1–1,5 года | Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»). |
2-3 года | Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй. |
3 – 4 года | Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек. |
Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:
- Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
- Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
- Отказ от общения;
- Отсутствие контакта глаз;
- Невнятность речи, «каша во рту»;
- Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
- Неадекватность поведения.
Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.
Первое слово
Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.
Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.
Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина».
Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.
Первые фразы
Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек».
Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом.
Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:
- Читать ребенку книги, соответствующие его возрасту;
- Рассматривать картинки;
- Слушать с ребенком музыку, петь песни, танцевать;
- Отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;
- Обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать увиденное;
- Следить за чистотой собственной речи;
- Поощрять общение с детьми.
Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика.
Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.
Неразборчивая речь у ребёнка
Такие жалобы мне приходится слышать от родителей, которые беспокоятся, что ребёнка не понимают окружающие.
Бывает, что дети говорят искажёнными словами, которые напоминают набор звуков. Например, собака — «тапака», кукла — «ука».
Речь идёт об искажении звуко-слоговой структуры слова. Дети могут пропускать слоги, менять их местами, заменять звуки другими, не договаривать окончания слов. Иногда даже родители не всегда понимают, что хочет сказать их малыш.
Играя со своим малышом в игры, которые описаны ниже, вы поможете сделать его речь более правильной и разборчивой.
Игры и упражнения на совершенствование звуко-слоговой структуры слова:
- «Разрезные картинки». Такую игру несложно сделать дома. Вам нужно будет разрезать картинки на несколько частей. Количество частей должно соответствовать, количеству слогов в этом слове. Например, картинку, на которой нарисована «че-ре-па-ха» нужно разрезать на 4 части. Сначала попросите ребёнка сложить картинку, а затем проговорите слово по слогам, указывая пальцем на каждую часть картинки. Малыш должен повторить за вами. Такая игра поможет ребёнку произносить слова, не теряя слогов. Слова нужно подбирать с постепенным усложнением: сначала простые (роза, лапа, собака), затем — более сложные (ключ, марка, самокат, пуговица, сковорода).
- «Хлопки». Очень эффективным приёмом является отхлопывание слова по слогам. То есть, проговаривая слово «коза», нужно хлопнуть два раза, затем малыш повторит за вами. Можно стучать по столу, топать ногой — всё это поможет произнести слово верно. Словесный материал также нужно усложнять. Сначала начинаем с лёгких слов типа море, санки, картина, бегемот. Когда такие слова будут легко даваться вашему малышу, можно будет начать отрабатывать более сложные по структуре слова, такие как баскетбол, кинотеатр, аквариум, строитель и т.п.
- «Кулачки». Ещё один способ деления слов на слоги: кладём подбородок на кулачки, и произносим слово. Как только подбородок упирается в кулачок, начинается новый слог. Таким способом количество слогов сосчитать будет несложно.
- «Поезд». Ребёнок выкладывает «вагончики» и пропевает каждый слог. Сколько слогов в слове, столько в поезде вагонов. Вагончиками могут служить прямоугольники из картона, спичечные коробки или детали от конструктора.
- «Волшебники». Предлагаем ребёнку превратить слова в более простые. (Самолёт – летает сам). Дальше можно сделать наоборот, простые слова сделать сложными (пыль сосёт – пылесос).
- «Микрофон». Предлагаем ребёнку повторить за вами сложные слова с различной силой голоса (громко, тихо, шёпотом).
Специалисты утверждают, что для того, чтобы ребёнок начал употреблять в речи новое слово, требуется от 70 до 90 его повторений со стороны взрослого.
Повторяйте, подсказывайте вашему малышу, играйте и общайтесь с ним, и результат вам гарантирован.