Содержание
Речевой этикет и правила поведения детей
Речевой этикет
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора.
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать не категорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Формулы речевого этикета
Ситуация общения | Инициативные формулы | Ответные формулы |
Приветствие | — Здравствуй (-те)
— Доброе утро! — Добрый вечер! — Добрый день |
Аналогичны инициативным формулам |
Прощание | — До свидания
— Всего доброго — До встречи — До завтра — Спокойной ночи |
Аналогичны инициативным формулам |
Просьба | Просьба– разрешение:
— Можно я… — Разреши (-те) … — Разреши (-те), пожалуйста Просьба– побуждение: — …, пожалуйста — Если не трудно…
— Если можно — Очень тебя прошу…
— Ты не можешь? — Вы не смогли бы? |
Положительные ответы
— Пожалуйста — Да (ДА-да) — Ладно — С удовольствием
— Охотно — Я не против — Не возражаю — Сейчас Отказы — Я не могу… — Я хотел (-а) бы, но… — К сожалению… |
Благодарность | — Спасибо
— Большое спасибо — Спасибо Вам (тебе) — Я благодарен Вам |
— Пожалуйста
— Не за что — Не стоит — На здоровье — Мне было приятно помочь |
Предложение (приглашение) | — Давай (-те)…
— Прошу… — Возьмите… — Садитесь, пожалуйста, — Хотите (хочешь) я помогу? |
Согласие:
— Ладно, я согласен — Спасибо (и др.) Отказ: — Спасибо, не беспокойтесь — Спасибо, я сам (-а) — Извините, но… |
Извинения | — Простите меня
— Простите (извините), пожалуйста — Не обижайся (-тесь) — Я виноват (-а) |
— Пожалуйста
— Ладно — Ничего — Не стоит извинений — Я не сержусь — Ну что Вы (ты)! — Да что Вы (ты)! |
Сочувствие | Сорадость:
— Я рад (-а) за тебя — Я рад (-а), что ты… — Ты молодец, что… — У тебя здорово получается Популярные сказки собственного сочинения:Похожие сказки:Причины и лечение ожирения у дошкольников и подростков
Гиперактивный ребенок игровые рекомендации
Включение бабушек и дедушек в воспитание детей
Детское воровство Причины Что делать
Психологические ошибки родителей в воспитании дошкольников
Слово «нельзя» в жизни ребенка
Детская жадность нежелание делиться
Не умеет проигрывать
Застенчивый ребенок и пути преодоления
|