Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь Игры для развития коммуникативных способностей детей – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Игры для развития коммуникативных способностей детей

Страницы: 1 2 3 4

«Ролевая гимнастика»

Рассказать известное стихотворение:

–шепотом;

–с пулеметной скоростью;

–со скоростью улитки;

–как робот;

–как иностранец.

Походить как:

–младенец;

–глубокий старик;

–лев.

Улыбнуться как:

–кот на солнышке;

–само солнышко.

Посидеть как:

–пчела на цветке;

–наездник на лошади.

 

«Новоселье»

Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.

 

«Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку, сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого. Но по мере развития сюжета эти трудности обычно проходят.

 

«Настоящий»

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общении.

 

Беседа «Как правильно дружить»

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них мы предлагаем вам ниже; в холе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать, научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй –радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры: соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

 

«Цветик-семицветик»

Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры вам понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку. Если оно имеет общественное значение –красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

  • Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласую друг с другом общее желание.
  • Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по 7 желаний. Затем двое трое детей собирают все лепестки в две коробочки –красную и желтую. После того, как собраны все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к его владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все 7 желаний. Условие –не повторяться.

Проводя игру, поощряйте те желания, которые связаны с желанием позаботиться о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее. Не забудьте заверить детей, что их желание обязательно сбудется.

«Как мы боремся с трудностями»

Цель: учить ребенка использовать знания при общении с другими детьми, избавиться от замкнутости.

 

«Близнецы»

Обыгрывается сюжет, когда все во-круг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь.

 

Совместные настольные игры

Для работы с детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр в них обязательно должно играть одновременно несколько детей. Мы рассмотрим их на примере «Мозаика в парах».

Дети делятся на пары. Каждая пара получает по мозаике, детали которой делятся между двумя детьми поровну. Задача: как можно быстрее собрать общую картинку, организовать в паре совместные действия.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

 

Рисунок «Я в будущем»

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

 

«Отдохнем на перемене»

Учить ребенка избавиться от напряжения при общении с окружающими

 

Тренинговое упражнение «Плавание»

Порядок выполнения и инструкция. Сядьте на стул так, чтобы не касаться спинки стула, руки поставьте локтями на колени, сейчас мы будем имитировать движения пловца. Плавать мы будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные, изящные. Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируем плавание стилем брасс. Начали! Закончили заплыв.

«Почемучка»

Цель: формировать и развить у ребенка умение задавать вопросы, слушать ответы.

Упражнение «Узнай себя»

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий прикрепляет на спину каждому участнику листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты стал. Разрешается задавать по три вопроса закрытого типа (на которые можно получить ответ только да или нет от любого выбранного участника группы). Задав три вопроса и получив ответы, можно задавать вопросы следующему человеку, пока игрок не определит, кто он. Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т. д.

При подведении итогов участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Трудно ли было себя отгадать?
  • Как происходило осознание, кто ты?
  • Что вы поняли?
  • Что взяли полезного для себя?

В процессе ответа на вопросы участники группы высказывают свое мнение об условиях успешности общения.

 

«Молва»

Порядок выполнения и инструкция. Выбирается пять желающих принять участие в игре. Ведущий предлагает четырем из них выйти за дверь и находиться там, пока их не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив его о том, что этот же рассказ ему придется передать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний рассказывает свой вариант истории группе. После этого зачитывается первоначальный текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим рассказом. Группа анализирует, на пересказе которого из участников текст был наиболее искажен. Участникам предлагается ответить на вопросы:

  • С какими трудностями вы столкнулись при передаче и получении информации?
  • Что происходит с общением людей в случае искажения информации?

«Звезда эстрады»

Цель: развивать невербальные способы общения.

 «Веселая семейка»

Порядок выполнения и инструкция. Для этого упражнения ведущему понадобятся заранее приготовленные карточки. Число карточек равно или больше числа участников. С одной стороны карточек написаны названия животных по следующему принципу: волк –волчица –волчонок; селезень –утка –утенок; слон –слониха –слоненок и т. д. На одной карточке одно название животного в том или ином качестве.

Правила игры: участники получают карточки. Никому их не показывая, читают про себя, что на них написано. По команде ведущего все начинают показывать мимикой, жестами и пантомимикой то, что написано на карточке. Обратите внимание участников, что при выполнении упражнения нельзя произносить ни звука. Задача каждого участника –найти свою семью и выстроиться так, чтобы было понятно, кто папа, кто мама, кто ребенок в семье.

 

«Я –звезда»

Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику группы предлагается на время перевоплотиться в звезду эстрады. Для этого упражнения ведущему понадобятся заранее приготовленные карточки. Число карточек равно или больше числа участников. С одной стороны карточек написаны имена любимых исполнителей участников группы.

Каждый участник вытаскивает карточку и читает про себя, не показывая ее никому.

Участники по очереди показывают группе своего исполнителя, не произнося при этом ни звука. Тот из группы, кто первым отгадает, какого исполнителя показывают, сам становится в роли ведущего и начинает показывать своего исполнителя. Так до тех пор, пока каждый не примет участие в упражнении.

 

«Глиняная рапсодия»

Порядок выполнения и инструкция.

  • Предоставляем участникам возможность ощутить податливость глины путем ее сжимания, разглаживания и покатывания.
  • Затем участники изготовляют шарики из глины. После чего, закрыв глаза, пытаются вылепить из них то, что захотят. Полученный продукт показывается остальным участникам, ему присваивается название.
  • Участники тренинга придумывают и рассказывают от первого лица легенду о происхождении глины и ее жизни в земле, среди людей, а также истории, случающиеся с ней.
  • На последнем этапе работы из глины изготавливаются фигурки для групповой композиции.

Вылепить любой сосуд из глины. Далее рассмотреть вместе все сосуды и постараться выяснить, как форма, гладкость или шершавость, тщательность или небрежность и т. д. могут характеризовать того или иного мастера, сотворившего сосуд. Ведущий рекомендует во время выполнения данного упражнения сохранять всем участникам благожелательность.

 

«На какого сказочного героя я похож»

Порядок выполнения и инструкция. Для упражнения понадобится мяч. Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него любые ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки либо героем мультфильма или приключенческого фильма и бросить ему мяч. При этом участник называет имя того, кто именно напоминает ему данный персонаж, называет персонаж, делает комплимент или по доброму улыбается этому участнику, а затем уже бросает ему мяч. Участник, получивший мяч, в свою очередь повторяет упражнение в заданной последовательности. И так далее до тех пор, пока про каждого участника не будет высказана ассоциация.

«Комплимент волку»

Цель: учить детей контролировать агрессивное поведение.

 «Взаимоотношения»

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку.

Расскажет тебе она.

Но если, Но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку выпала не добрая старушка, а Баба Яга.

 

«Кулачок»

Дайте ребенку в руку, какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

 

«Карикатура»

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в пугливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность посмотреть на себя со стороны.

«Мы единое целое»

Цель: развитие согласованности, коллективной сплоченности.

 «Групповое число»

Порядок выполнения и инструкция. Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, очень важно понимать друг друга без слов. Все сели поудобней. По команде ведущего один-два-три все участники показывают на пальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

 

«Коллективный пейзаж»

Порядок выполнения и инструкция. Звучит музыка. Участники закрывают глаза. Ведущий начинает описывать картину, а участникам предлагается продолжить за ведущим рисование картины, добавляя к ней по одному-два элемента.

Игры для развития коммуникативных способностей детей

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий