Психическое развитие ребенка в 8 месяцев
Ваш ребёнок продолжает, как губка впитывать в себя всё происходящее. Память крохи совершенствуется, он уже помнит последние события. Эмоционально карапуз переживает множество чувств, меняя настроение в одно мгновение. Но зато, ребёнка легко отвлечь на что-то интересное и он тут же переключает всё своё внимание на новый объект, забыв про недовольство. И именно благодаря развивающейся памяти, кроха по Вашей просьбе сам начнёт играть в «Ладушки» или в «Сороку-воровку».
Эмоциональное развитие восьмимесячного ребёнка предполагает у него появление новых страхов. Теперь не только отсутствие мамы может вызвать страх малыша, он боится шумных предметов типа пылесоса, кухонного миксера или стиральной машинки, он пугаются громких и неожиданных звуков. Старайтесь познакомить кроху со всеми бытовыми приборами, объясняя, в чём их полезность, и что это нужные и добрые вещи. Включайте вместе с крохой, дайте ему и потрогать, через некоторое время (не сразу) малыш перестанет бояться домашней техники.
Когда кроха оказывается в незнакомой обстановке без мамы, он вполне может запаниковать и сильно испугаться — это показатель того, что он прекрасно отличает «знакомое» от «незнакомого», знает «своё» и «чужое». Насторожитесь, если негативные эмоций в отношении посторонних людей отсутствуют в реакциях ребёнка, возможно, Вы создаёте излишне тепличные условия для малыша, что не позволяет ему правильно эмоционально и психически развиваться. Вам необходимо научить малыша так относиться к посторонним, чтобы не бояться их, и не доверять им, но чувствовать в их присутствии себя уверенно.
С восьми месяцев у малыша начинается очередной этап действий с предметами, теперь он соотносит предмет с местом в пространстве. На обычном примере это означает, что кроха вкладывает друг в друга стаканчики, снимает и нанизывает кольца пирамидки, укладывает игрушки на определённое место. Если Вы заберёте у карапуза игрушку и спрячете в карман так, чтобы её кончик торчал, малыш тут же уверенно достанет игрушку.
Мелкая моторика постоянно совершенствуется, предлагайте крохе доставать различные предметы из яркого мешочка и складывать обратно. Позаботьтесь о наличии множества коробочек разных размеров и форм — малыш будет сам снимать с них крышки и пытаться одеть обратно, помогайте ему — кроха еще не разобрался во всём разнообразии форм. Ваш малыш будет по-настоящему заворожен всеми игрушками, которые каким-то образом разбираются на части. Кроха знакомится с ёмкостями и каждый день старается найти что-нибудь подобное на пути своего следования, будь то миска с водой для кошки, цветочный горшок и мамин рот с зубами внутри. Кроха может потратить довольно долгое время на самостоятельное опустошение какой-нибудь баночки. Вскоре ему станет интересно эту баночку чем-нибудь заполнить.
Вы заметите, что малыш действует не с одним или даже двумя предметами, а использует во время игры множество однородных предметов, познавая различные связи между предметами. К такой практике относится складывание шариков в ёмкость и их рассыпание; снятие колец с пирамидки и их разбрасывание; складывание кубиков рядышком и их раскидывание. Таким образом, маленький исследователь выступает в качестве активного пользователя различных предметов. Это крайне важно для нормального развития ребёнка, ведь его эмоциональный мир обогащается, в том числе благодаря его активной позиции в действиях с предметами. Чувства крохи по поводу удач и неудач в манипуляциях с вещами могут быть очень яркими от великой радости, до бурного огорчения, постепенно они становятся адекватными, принятым в обществе нормам. Задача родителей помочь своему карапузу в освоении различных вещей и отношений.
Взаимодействуя во время игры с взрослыми, малышу нравится отдавать и тут же получать игрушку обратно. Он во многом копирует действия мамы, поэтому показывайте, как можно играть с теми или иными предметами: катайте машинку, качайте куколку, пищите резиновыми игрушками и бейте в барабаны. Кроха будет копировать Ваши движения, касающиеся не только игрушек, так он будет пытаться обуть Ваши тапочки и одеть Вашу шляпку. Во время игр с малышом, обращайте его внимание на то, как звучат различные предметы и животные, как гудит поезд, лает собака и звонит телефон. Эти занятия очень важны для развития речи ребёнка.
Речь восьмимесячного малыша становится чётче и Вы уже различаете не размытое «ба» или «па», а уверенное «ба-ба», «па-па». Пока кроха не соотносит эти слоги с реальными людьми, но Вы можете заметить, что если карапуз жаждет игр, он весело лепечет «па-па-па-па», а когда ему нужна помощь, он жалостливо произносит «ма-ма-ма-ма». Лепет восьмимесячного ребёнка состоит теперь почти из всех звуков родного языка.
Восьмимесячный малыш уже способен узнавать себя не только в зеркале, но и на фотографиях, что позволяет вводить новую интересную и одновременно развивающую игру – рассматривание фотографий близких людей, а в частности тех, на которых присутствует и он. Спросите Вашего малыша: «Где мама? Где {имя ребёнка}?» и Вы увидите, как радостно преобразится личико крохи, когда он найдёт на фото и маму и себя. Также рассказывайте малышу о тех родственниках и друзья, которых он знает, но видит редко, показывайте их лица в альбоме.
Природой всем деткам подарена врождённая музыкальность, постарайтесь не растерять этот дар. Слушайте вместе с малышом классическую музыку, включайте детские песенки. Пока музыка играет, потанцуйте с ребёнком на руках, покружитесь. Пойте сами своему крохе, даже если у Вас нет музыкального слуха — нет ничего слаще маминого голоса для малыша. Не удивляйтесь, когда Вы заметите своего малыша притоптывающим в такт мелодии в кроватке или мелодично мычащим какой-нибудь мотивчик. Так, добавив к музыке движения, стимулируются оба мозговых полушария маленького меломана, более того, песни помогают развивать языковое чутье.
Игры с ребенком в 8 месяцев
Продолжайте тренировать навыки ползания Вашего карапуза. Одно из интересных упражнений с этой целью проводится в ванной. Во время вечернего купания положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Поднимающийся уровень воды в итоге заставит кроху встать на коленки и локти. Следите, чтобы малыш не наглотался воды и был в хорошем настроении.
Практикуйте хождение «на руках», подняв ножки малыша так, чтобы он захотел встать на ручки. Легонько раскачайте кроху взад-вперед, наблюдайте за его реакцией, если ему нравится, продолжайте упражнение пока он не устанет.
Устраивайте крохе «американские горки» — под ритмичную музыку или потешку, качайте ребёнка вверх-вниз, покружитесь с ним на руках. Так Вы поможете развитию у малыша чувство равновесия. Сделайте малышу сюрприз, подвесьте к потолку большой надувной мяч или хотя бы воздушный шарик таким образом, чтобы карапуз смог дотянуться до него. Кроха с восторгом будет ударять по мячу, наблюдая за эффектом, который он произвел.
Совершая различные действия, приглашайте кроху повторять за Вами: взмахивайте руками, дуйте как ветер, бейте в барабан, хлопайте в ладоши, ползите вперёд, назад и вбок.
Организуйте для крохи собственную книжную полку, на которой должны находиться разнообразные детские книги. У малыша должны быть книги с изображением персонажа во всю страницу, чтобы учиться новым словам; книги с многообразными , изобилующими деталями картинками, по которым можно узнавать свойства предметов, их цвет, расположение в пространстве, и просто выбирать, кто больше нравится. Обязательно должны быть книги со стихами. Скоро малыш будет сам выбирать книжку, которую хочет «почитать» и сможет просидеть у своей книжной полки довольно долгое время.
Тест: что умеет ребенок в 8 месяцев?
- понимает и выполняет просьбы типа «похлопай в ладоши», «подними ножку»;
- играет в игры с выполнением простейших действий;
- танцует;
- испытывает сильный страх при расставании с матерью;
- пугается резких, неожиданных звуков;
- самостоятельно встает и ходит у опоры;
- самостоятельно сидит;
- активно ползает;
- может откусывать мягкую пищу и жевать;
- спокойно воспринимает высаживание на горшок;
- может играть с предметом и одновременно наблюдать за другим;
- показывает на предмет и следит глазами, куда показывают другие;
- ползает с игрушкой в руке;
- может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо;
- ставит одну ногу перед другой;
- отталкивает неинтересный предмет;
- гладит и целует свое отражение в зеркале;
- помнит прошедшие события;
- соединяет известные ему типы поведения в новые действия;
- в речи возникают первые слова и звукоподражания (ба-ба, ма-ма, ав);
- появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами.
Важно! Обратите особое внимание, если к концу 8-го месяца малыш:
- не может ползти назад;
- не может короткое время стоять при поддержке за руки;
- не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку;
- не прислушивается к разговору взрослых.
Содержание
Развитие ребенка в 9 месяцев
Физическое развитие ребенка в 9 месяцев
На девятом месяце вес малыша увеличивается в среднем на 500 грамм, а рост на 2 см., таким образом, Ваш кроха весит уже 8900—9300 грамм и вытянулся до 73-74см.
В течение этого периода младенец отрабатывает и закрепляет все полученные навыки. Скорее всего, малыш уже научился самостоятельно садиться из положения стоя. Ваш девятимесячный малыш уже не только ползает, но и пытается ходить, опираясь на диван, журнальный столик, стеночки. Возможно, освоив навык вставания и стояния, малыш захочет большего и станет учиться лазать, ведь это гораздо труднее и интереснее, чем просто вставать, требуется координация ног, умение переносить вес тела, умение использовать ручки для подтягивания.
Чтобы направить энергию своего ребёнка в мирное русло, Вам придётся самим придумывать крохе занятия. К примеру, малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу, для этого выделите ему старые газеты или журналы, но всегда объясняйте, что книги рвать ни в коем случае нельзя.
Чтобы тренировать пальчики младенца, дайте ему несколько тазиков, ложечек, совочков и предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль. Пусть кроха учится использовать не только свои ладошки, но и различные приспособления для зачерпывания сыпучих предметов.
Уже в этом возрасте кроху заинтересует, как переливается вода из одной ёмкости в другую, как зачерпывается жидкость ложечкой и как легко её пролить.
Прививайте навыки самообслуживания карапузу – пусть стаскивает носочки, снимет шапочку, тянет за язычок молнии, вынимает ручки из курточки. Всегда просите помочь малыша – пусть протягивает Вам ручку, сжимая её в кулачок, чтобы просунуть её в рукав. В ванной малыш вполне может пытаться мыть личико и ручки.
Старайтесь создавать условия, чтобы ребёнок участвовал в семейных делах вместе со всеми – во время уборки тоже дайте ему тряпочку, а за ужином садитесь все вместе за стол – именно так, на примере родителей, малыш учится себя вести, общаться с другими людьми.
Если до девяти месяцев кроха ползал на животике, то сейчас он окончательно научился ползать на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — при этом малыш развивает огромную скорость, буквально убегает от родителей, по пути хватая всё, что увидит, включая провода.
Ребенок девяти месяцев жизни всё также с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из коробки игрушки, складывает их в ящик, мелкие предметы берёт двумя пальцами, по просьбе родителей находит игрушки и некоторые предметы.
Девятимесячный карапуз подолгу лопочет, копируя различные речевые интонации, повторяет слоги, выражает эмоции своим голосом, уже может произносить отдельные слова – «мама», «папа», «баба», «на», «дай».
Вне зависимости от того, что успел достигнуть в физическом развитии малыш к девяти месяцам, важная перемена, совершающаяся с ним в этот период – скорость его движений, энергичность его активных действий, растущая опытность в умениях. Сейчас малыш уже неплохо запоминает текущие события и сам решает ряд проблем, так например, он будет отталкивать ложку с едой, которая ему не по нраву. Пошутите с малышом — засуньте ему под кофточку какой-нибудь предмет, он тут же поднимет кофту за край, а предмет упадёт.
Вы можете заметить, как маленький умник стал хитрить, манипулируя Вами. Пока это еще достаточно примитивные способы, кроха может прикрыть дверь, чтобы Вы не видели, как он полез в запрещённый ящик, может смотреть на Вас невинными глазами, как будто не понимает, почему это Вы его ругаете.
Обычно к девятому месяцу жизни кроха уже выбрал себе любимую игрушку или одеяльце, которые он не променяет ни на что на свете, порой Вам будет стоить серьёзных дипломатических усилий, чтобы постирать замусоленную игрушку или одеяло, которым весь день вытирали полы в доме. Карапуз всегда отличит подмену своей родной игрушки на такую же новую. Это говорит о сформировавшемся умении различать предметы по внешнему виду.
Помимо развития зрения и внимательности, у малыша в этот период наблюдается большой прогресс в слуховом восприятии, он очень внимательно вслушивается в звуки, чтобы понять, что происходит в другом помещении. Кроха тратил часы, наблюдая за действиями, которые осуществляют родители изо дня в день и теперь он воспроизводит в памяти зрительные образы, ориентируясь только по звукам: жужжание бритвы – папа собирается на работу; гремит посуда – мама варит кашу; гул за окном – ездят машины.
Ваш маленький умница способен действовать согласно плану. К примеру, если перед машинкой стоит препятствие, малыш оттолкнет его в сторону, чтобы завладеть машинкой. Чтобы достичь какого-то любопытного предмета, который Вы намеренно отодвинули подальше, кроха изыщет наиболее близкое расположение и постарается достать предмет из новой позиции. Девятимесячный ребёнок знает предназначение предметов, а потому он действует с ними целенаправленно по назначению. Так ложку он суёт в ротик, погремушку трясёт, мячик пинает.
Девятимесячные детки спят примерно 14,5 – 15 часов в сутки, т.е. ночью 10-11 часов и днем два раза по 2- 2,5 часа. Уже давно ребёнок отказался от третьего сна и соответственно режим дня несколько изменился. Здоровый ребёнок уже может не спать 3-4 час подряд не утомляясь от своей бурной деятельности.
Такой режим обычно длится примерно до 1,5 лет. Встает малыш ночью всё реже, его сон становится более глубоким, а если по утрам кроха просыпается в хорошем настроении, то заснёт он впоследствии легче. Помните, что до года крохе не нужна подушка.
Психическое развитие ребенка в 9 месяцев
Если к восьми месяцам у ребёнка сформировалась такая сильная привязанность к близкому взрослому, что он готов проводить с ним всё своё время, то на девятом месте между взрослым и ребёнком возникает сотрудничество, деловое общение, выражающееся в основном в предметных играх.
Набирает обороты подражательное поведение. Теперь основной задачей крохи при манипулировании предметами, является понимание, для чего он предназначен, что с ним можно сделать, и как нужно на полученные результаты реагировать. Всему этому карапуз учится, наблюдая за взрослыми. Он почти «зеркально» отражает бытовые ситуации и поступки взрослых, формируя ситуативное поведение, а это является основой его психофизического развития.
Ваш малыш ещё не отделяет себя от Вас, ощущая потребность в Вашем присутствии круглосуточно. Важно, чтобы кроха тоже чувствовал свою ценность для Вас, ощущал себя внутри семьи. Так малыш учится любви к родителям, ко всему живому, к самому себе. Маленький исследователь всегда держит Вас в поле зрения, ведь Вы – почти весь мир для девятимесячного крохи. Рискнув выползти на разведку по квартире, малыш должен знать, где он сможет Вас найти, если Вы ему понадобитесь, он доверяет Вам и надеется, что Вы не исчезнете и сразу же появитесь на первый зов. Такое поведение совершенно необходимо для ребёнка, пока формируется его независимость. Посудите сами, ведь ребёнок только тогда сможет идти на встречу неизведанному, когда он твёрдо уверен в надёжности близкого человека, на которого всегда можно положиться.
Помимо наблюдения за взрослыми, ребёнок очень интересуется другими детьми, иногда пытаясь подражать их действиям. Старайтесь разнообразить Ваши прогулки в коляске походом на детскую площадку. Следите за реакцией своего малыша при общении с другими людьми. Есть детки, которые прекрасно чувствуют себя в толпе людей, детей и взрослых, а есть малыши, которые комфортно себя чувствуют в обществе не более трёх людей. В таком случае, дозируйте «выходы в свет», чтобы не переутомлять своего карапуза.
При общении со своим крохой, когда не слушается Вас, старайтесь избегать таких фраз, как: «Ты — плохой», давая, таким образом, оценку его личности. Применяйте фразы: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю», оценивая только поступок ребёнка. Покажите малышу, как именно надо сделать. При этом говорите доброжелательно
На девятом месяце совершенствуется не только физическая деятельность ребёнка, но также обогащается его эмоциональная жизнь, часто кроха чем-то заинтересован, удивлён и рад чему-то, но порой его захлёстывает гнев, злость, он может быть чем-то опечален или обижен, карапуз может испытывать страх или беспокойство.
Когда Вашему крохе не нравится, как Вы ему вытираете носик, и он отталкивает Вашу руку, прежде чем ругать ребёнка за это, подумайте, не причиняете ли Вы ему боль. В любом случае старайтесь не игнорировать реакции Вашего малыша, объясните, что понимаете, что ему неприятно, но необходимо чистить носик, чтобы легко потом дышать. Обязательно реагируйте на просьбы и тем более плач малыша, оторвитесь от своих дел в этот момент, возьмите своего маленького крошку на руки, поцелуйте, обнимите и только после того, как малыш успокоится, почувствовав Вашу искреннюю заботу и любовь, можете вернуться к прерванному делу.
Вообще капризы девятимесячного малыша — это сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Пока кроха не научился сознательно управлять собственным расслаблением, поэтому относитесь к резкой перемене настроения карапуза с пониманием и сразу же изолируйте его от источника дискомфорта.
Теперь, когда ребёнок очень хорошо понимает Вашу речь, старайтесь объяснить и показать, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Когда малыша учат слушать и уважать своё тело, этот навык остается на всю жизнь. Попытайтесь не подстраивать тело крохи под свои потребности так, как удобно Вам — не кормите насильно, не высаживайте на горшок несвоевременно, иначе малыш рискует столкнуться со сложностями в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.
Девятимесячный ребёнок всё время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, вскрикивает, смеётся, аукает и постоянно комментирует происходящие вокруг события.
Некоторые детки уже способны называть людей и предметы, так мама становится «ма-ма-ма-ам», а любимый мягкий пёсик — «ав-авва». Кроха может бессвязно повторять и различные слова, поэтому ни в коем случае не ругайтесь при ребёнке и не употребляйте нецензурные выражения. Карапуз часто мычит, показывая на предметы, и, конечно же, надо понимать, что вовсе не все дети в этом возрасте что-то произносят. Не требуйте от малыша ответа, а тем более не учите выговаривать полные названия вещей, сокращайте слова для простоты использования ребёнком — собака становится «ав», кошка «киса» или «мяу», а машинка превращается в «би-би».
Игры с ребенком в 9 месяцев
Теперь, когда малыш стал очень подвижным, ему уже трудно проводить общий массаж, поэтому начинают вводить гимнастические упражнения:
- сгибайте-разгибайте ручки крохи в положении сидя;
- сгибайте-разгибайте его ножки вместе и попеременно;
- вращайте ручками ребёнка в положении сидя;
- поворачивайте тело карапуза в разные стороны из положения сидя;
- приседайте у опоры;
- наклоняйте вперёд туловище малыша из положения стоя спиной к взрослому, придерживая коленки малыша;
- ходите с поддержкой и даже без.
Следите за реакцией ребёнка, к концу гимнастического комплекса кроха не должен уставать, и если ему понравилось, и он требует продолжения, значит, Вы всё делали правильно.
Игры девятимесячного малыша подразумевают акцент на различных функциях разнообразных предметов, например, детки в восторге от телефонов, которые обладают очень разнообразными функциями, да еще и родители постоянно их используют.
Начинайте внедрять малышу знания об общих понятиях. Так, указывая крохе на знакомые объекты, помогайте ему находить их вокруг себя: все мячик, все куколки, все лампы, свой и мамин носик и т.п.
Девять месяцев благодатный возраст, когда можно начинать игры с солёным тестом и красками. Покажите малышу, как можно пальчиками в специальной нетоксичной краске возить по листу бумаги, оставляя яркие цветные разводы, а что получится, если взять в руку мелок или фломастер и провести им по бумаге. Подобные игры можно перенести в ванную, где рисуя на кафеле, на стенках ванной, и на самом себе, кроха насладится текстурой красок, игрой цвета, а затем еще и искупается под теплым душем.
С тестом тоже получаются интересные забавы. Сделайте лепешку из солёного теста, Вы будете втыкать в неё макаронины, фасоль, камешки, а Ваш карапуз будет с удовольствием их выковыривать.
Девятимесячному ребёнку очень интересно самостоятельно приводить в движение какие-то предметы, поэтому будет очень кстати игрушка, которую можно возить за веревочку (например, если тянуть петушка за веревочку, то он будет клевать клювом), толкать за палочку (если толкать за палочку вертолётик, у него будут крутиться лопасти), дергать за ленточку (к примеру, колокольчик). Можно в дальнейшем немного усложнить процесс, поменяв толстую верёвочку или ленточку на совсем тоненькую, чтобы кроха прикладывать особые усилия для удержания такой ленточки, так заодно и мелкую моторику потренирует.
Игра «Веселое пятнышко»
Усадите ребенка и сядьте напротив малыша, разложив перед собой набор наклеек. Покажите крохе одну из наклеек, затем быстро приклейте её ему на тело так, чтобы он не видел. Теперь спросите карапуза: «А где же наклейка?». Вместе ищите наклейку на теле малыша каждый раз проговаривая часть тела, на которой ищите наклейку. Например, проверяя ладошки, скажите: «Нет, не здесь. Не на ладошках» и т.д. Когда найдете наклейку, скажите: «Вот она!», и назовите часть тела, на которой оказалась наклеечка. Через некоторое время дайте малышу возможность самому отыскать наклейку. Поиграйте в такую же игру, только приклеивайте наклейки на своё тело. Важно следить, чтобы ребёнок ненароком не потянул маленькие наклейки в ротик.
Девятимесячный малыш будет в восторге от игры «Я тебя съем», когда он положит ручку в мамин или папин рот, а те сделают вид, что сейчас её откусят. Кроха тут же выдернет ручку из «опасного» места весело хохоча, довольный тем, что успел спасти ручку, победив взрослого.
Поиграйте в игру «Телефон». Поговорите в телефонную трубку по очереди с ребенком. Сначала сымитируйте звонок, возьмите трубку и придумайте обыденные короткие фразы вроде «Привет, как дела? Ты гуляешь?», затем передайте трубочку своему малышу и предложите ему тоже поболтать по телефону. Скоро кроха привыкнет к этим играм и начнет сам лопотать в трубку, и даже причмокнет на прощание, как часто видел, делают это родители.
Тест: что умеет ребенок в 9 месяцев?
- превращает лепет в звуковые серенады;
- показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
- сует пальчики во все дырочки;
- умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
- может листать толстые страницы картонной книжки;
- самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
- встает без опоры;
- ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки;
- хлопает в ладоши и стучит предметами;
- поднимает и играет двумя предметами одновременно;
- маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками;
- может разворачиваться, когда ползает;
- залезает наверх;
- любит играть рядом с родителями;
- осознанно выбирает игрушку;
- реагирует на поведение других детей; может заплакать, если они плачут;
- может научиться защищать себя и свои игрушки;
- оценивает настроение людей;
- сам начинает игру;
- имитирует различные звуки;
- работает на публику; повторяет действие, если его хвалят;
- находит игрушку, спрятанную у него на глазах;
- ему надоедает одна и та же игра;
- может вспомнить, в какую игру он играл вчера;
- выполняет простые просьбы;
- узнает, что такое вертикальное пространство и боится высоты;
- быстро ползает в разных направлениях;
- влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки;
- садится из положения лежа;
- сидит ровно самостоятельно;
- ложится из положения сидя;
- встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя);
- подпрыгивает, держась за барьер;
- стоит при поддержке за одну руку;
- переступает при поддержке за обе руки или под мышки;
- передвигается приставным шагом, держась за опору;
- повторяет движения за взрослым: поднимает, опускает руки, похлопывает.
Вас должно насторожить, если к концу 9-го месяца ребенок:
- в положении сидя плохо держит равновесие;
- не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
- не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать головной убор с головы;
- не может стучать игрушкой об игрушку;
- не может повторить за взрослыми 8 различных звуковых сочетаний и слогов;
- не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Развитие ребенка в 10 месяцев
Физическое развитие ребенка в 10 месяцев
За текущий месяц ребёнок набирает около 400 грамм, набрав к 10 месяцам в общей сложности 9300—9800 грамм. Подтянувшись ещё на 1,5-2 см, малыш вырастет до 73-74см.
Ваш десятимесячный карапуз прекрасно сидит, поворачивается сидя, становится на четвереньки, хорошо садится из положения «лёжа», ползает быстро во всех направлениях, опирается на все устойчивые предметы в доме.
Малыш тянется всё выше и часто просит Вас поставить его на табурет или даже спинку дивана. Его очень привлекают ступеньки, подоконники, стулья. Позаботьтесь о том, чтобы малыш не смог подобраться к окну самостоятельно.
Десятимесячный ребёнок уже может сделать несколько шагов, держась за мебель или стенку, возвращаясь в сидячее положение после 2-3 шагов. Помните, что все детки очень индивидуальны и физическое развитие происходит очень разнообразно в этот период. Некоторые малыши пропускают этап ползания и сразу начинают становиться и переступать. Другие проходят все этапы по очереди, как по учебнику. Третьи очень быстро переходят от этапа ползания к вставанию и ходьбе, пропуская тренировки вставания у опоры.
Ваш кроха очень хорошо владеет движениями рук, кистей и пальцев, активно пользуется мимикой и всё повторяет за взрослыми. Старайтесь, чтобы Ваш юный пародист не увидел неприличных жестов и не услышал нецензурную лексику, чтобы потом не тратить месяцы на отучение малыша от подобных родительских упущений. Подражая взрослым, кроха учится качать куколку, катать машинку, кормить плюшевого зайчика морковкой, но пока маленький непоседа не понимает, что эти действия можно перенести и на другие предметы, укачивать можно не только куклу, но и медвежонка, а морковка понравится не только зайчику, но и куколке. Ваша задача показывать крохе как можно больше ситуаций, чтобы он ассоциировал их друг с другом и в итоге научился обобщать понятия и действия, нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите и укладывайте спать всех зверюшек и куколок, имеющихся в вашем доме, катайте весь Ваш разнообразный транспорт.
Интересуясь связями между предметами, тем, как они устроены, карапуз может ломать игрушки, не ругайте его за это – так выражает исследовательское начало Вашего ребёнка. Совершенствуется умение использовать один предмет, чтобы достать другой: ложкой придвинуть к себе печенье, совочком приблизить формочку.
Кроха будет увлечённо отыскивать на полу или на столе мельчайшие крошки, а найдя их, радостно будет подбирать их двумя пальчиками. Пока еще очень много познавательных процессов происходит орально, поэтому старайтесь следить за малышом, чтобы он ненароком не потянул в рот что-то опасное или грязное.
Уже сейчас Вы можете развивать мелкую моторику ребёнка помимо разучивания потешек вроде «Ладушки» при помощи ещё миллиона вещей:
- пересыпание из одной ёмкости в другую различных круп, пуговиц, фасоли;
- перебирание ватных палочек, фигурных макарон, камешков, спичек;
- откручивание крышек разного диаметра от бутылок, банок и тюбиков;
- рисование ладошками по манке, песку, муке;
- развязывание ленточек и шнурков различной толщины и фактуры;
- использование ложек разного размера для еды;
- работа с песком и снегом при помощи различных по форме и размеру приспособлений: совок, грабли, лопата, палка, формочка.
Во время этих игр следите за тем, чтобы ребенок делал всё обеими руками, так Вы будете стимулировать развитие обоих полушарий мозга и межполушарных связей.
Начав заниматься с малышом творчеством, Вы обнаружите, как теперь уверенно кроха возит по бумаге пальчиками в краске и увлечённо рвет солёное тесто на мелкие кусочки. Теперь этими занятиями Вы можете увлечь ребёнка на целых 5 минут!
К десяти месяцам у Вашего крохи, скорее всего, уже сформируется любимый вид деятельности. Кто-то задорно приседает под музыку, кто-то подолгу возится с карандашами и фломастерами, других Вы часто находите среди башенок из двух кубиков, а кое-кто внимательно разглядывает в книжке картинки. Обратите внимание на то, к чему тянется Ваш десятимесячный кроха и постарайтесь удовлетворять его интересы ежедневно.
Каждый день в обязательном порядке посещайте детскую площадку хотя бы на короткое время, ведь Ваш кроха должен видеть, как играют другие детки, и захочет сам прокатиться на качелях, съехать. В целом физическое развитие десятимесячного ребёнка заключается в том, что он устойчиво стоит у опоры, легко и непринуждённо садится из положения стоя, залезает на не очень высокие поверхности, может с них правильно слезть. Помимо этого, кроха может пританцовывать, притопывать и подпевать под различные музыкальные композиции.
Теперь Ваш неутомимый путешественник, пытаясь добраться до интересующего его предмета, курсирует между различными предметами мебели, обходя препятствия оторвав одну ручку от опоры, опираясь на другую. Так кроха получает неоценимый опыт сразу в нескольких областях: он познает возможности своего тела, он учится ориентироваться в пространстве, он восхищен собой, ведь теперь он способен добраться до предмета самостоятельно, и самое важно, Ваш замечательный малыш может вернуться с этим предметом к Вам и получить одобрение и восторг уже от родителей.
Малыш развивает координацию движений плеча, предплечья, запястья и пальцев, доставая и схватывая разные предметы. Вы можете помочь ему в этом, поставив перед крохой интересную задачу: открыть банку с чаем и пересыпать ложечкой в заварочный чайничек. При захватывании мелких предметов интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный, теперь кроха выполняет очень тонкие движения, пытаясь взять небольшие предметы «щепотью», тогда как ранее в захватывании участвовала вся ладонь.
Ваш десятимесячный малыш надолго засядет над проблемой, что к чему подходит, пытаясь засунуть вкладывающиеся стаканчики друг в друга. В этом возрасте, карапуз, потерпев неудачу, может отдать стаканчики взрослому, показывая таким образом, что просит помощи. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца в целую пирамидку, разбросав все кубики от башенки, которую Вы построили малышу, он на самом деле анализирует и синтезирует информацию. Пробуйте применять метод пассивных движений в играх со своим крохой, когда Вы будете выполнять задание ручками малыша. В дальнейшем при повторении, Вы уже даёте больше самостоятельности карапузу, давая ему самому проявить инициативу.
Постепенно развивайте устойчивость игровых действий ребёнка. Играя вместе, задерживайте внимание малыша на одной игрушке несколько минут, повернув его в разные стороны, попробовав совершить с ними очевидные и наоборот нелогичные действия. Так Вы научите кроху обращать внимание на смену действий, стимулируя интерес к предмету и самой игре. Повышая устойчивость и целенаправленность игр своего ребёнка, Вы помогаете его интеллектуальному развитию.
Обратите внимание на цвета окружающих ребенка игрушек и предметов в целом, хотя пока перед малышом не стоит задачи в распознавании цветов, он накапливает чувственный опыт, который станет в дальнейшем основой в цветовом ориентировании. Постарайтесь окружить малыша предметами разных цветов, но сохраняя определенный баланс, подбирая для игр вещи не более трёх цветов теплых и холодных тонов. Используйте предметы всех цветов радуги, а также чёрные и белые.
Режим, установившийся к девятому месяцу, обычно сохраняется и к концу десятого. Возможно, проблемы со сном ещё не прошли, т. к. малыш переживает огромный эмоциональный подъём, связанный с развитием его физической активности и самостоятельности. Старайтесь всегда перед укладыванием ребёнка спать обеспечивать ему спокойную атмосферу, сохраняя принятый в Вашей семье «ритуал» засыпания.
Психическое развитие ребенка в 10 месяцев
Наступает период, когда Ваш малыш уже способен с сухими глазами и спокойным сердцем отпустить Вас от себя, поэтому если у Вас есть на то причины, Вы можете сейчас отлучать кроху от груди или начать оставлять его с няней.
Десятимесячный малыш стал интересоваться окружающими людьми и различать малейшие изменения в настроении людей, он пытается общаться с новыми людьми, лепеча что-то на своём языке с новыми людьми. Кроха уже осознает себя как личность и ищет не только поощрения у взрослых, но жаждет сотрудничества. Будучи заинтересованным в окружающих людях, малыш тем не менее всё ещё с опаской относится к незнакомым людям, боится темных и незнакомых мест.
Теперь Ваш малыш не только выполняет Ваши различные поручения, но сам находит себе занятия по душе. Направляйте его инициативу в правильное русло, поощряйте её, чтобы не затушить огонь самостоятельности. Даже у такого крохи вполне могут быть свои обязанности: выгрузить бельё из стиральной машинки, подавать маме вещи, чтобы она их развешивала, раскладывать на столе ложки к обеду, выбирать, какую книжку читать перед сном: стихи или сказки. Более того, благодаря своим обязанностям, малыш всегда будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение. Установленный порядок действий будет комфортен для ребёнка ещё очень долгое время.
Кроха уже имеет представление о постоянстве величин, к примеру, он испугается большой собаки так же, как если увидит её в другом конце двора, а маленькую собачку, подбежавшую близко, малыш захочет погладить.
Десятимесячный малыш не забыл слово «нельзя» и слово «нет», более того, он порой может последнее говорить и показывать. Но сейчас Вы столкнётесь с тем, что карапуз начинает сомневаться в Вашем запрете, не сразу отходя от розетки, или выплёвывая изо рта электрический провод. Именно в этот период начинает по-настоящему формироваться личность маленького человека. Вы заметите, насколько он общителен с новыми людьми, или замкнут попав в общество. Он всегда чётко и непосредственно даст Вам понять всё, что думает о том, что Вы планируете с ним сделать, помните об этом и заранее готовьте отвлекающий манёвр.
В этом возрасте Вы можете заметить первые признаки практического мышления, которое проявляется в том, что малыш может выполнять простые указания («Принеси лялю!», «Дай книжку!», «Открой ротик!»).
В речи изменения не так заметны, ребёнок продолжает произносить цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та», «ба-ба», как правило, без назначения. Конечно же, он реагирует, услышав своё имя и, когда просят дать какой-либо предмет. Кроха имитирует звуки, которые он слышит от взрослых или от самого себя, модулирует свой голос по громкости, пытается шептать. Балуется с языком, и слюной, производя смешной шум, и хохочет над своими проказами.
Кроха на своём языке называет свои и Ваши действия, предметы. Вам ещё непонятны эти слова, но Вы можете заметить, как после какого-то действия малыш произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию. Помните, что, как и физическое развитие, развитие речи детей в этом возрасте абсолютно индивидуально, при этом малыш прекрасно понимает Вашу речь. Обращайтесь с крохой как с взрослым, постоянно, читайте ему разнообразные стихи (вплоть до «взрослой» поэзии), рассказывайте сказки.
Малыш прекрасно запоминает, где лежат его игрушки, и может воспроизводить действия, которые видел неделю назад. Новым в играх с предметами становится «созидательная» форма действий, т. е. теперь кроха не только разрушает и раскидывает всё подряд, но надевает кольца на стержень, создавая пирамидку, собирает с маминой помощью стаканчики друг в друга, радуясь полученному результату, ища поощрения у мамы. Вот и Ваш маленький карапуз уже не просто манипулирует предметами, а действует целенаправленно, ожидая определённый результат, который очень значим для ребёнка, ведь, в конце концов, появляется новый целый предмет.
Десятимесячному малышу постепенно становится понятно, что вокруг всё существует не только в поле его зрения, малыш находит и запоминает связь между действиями. Однажды, кроха откроет для себя, что мама, уйдя из комнаты, скоро появится вновь в дверях, а в закрытом ящике лежат игрушки. Так формируется ассоциативное мышление ребёнка.
Игры с ребенком в 10 месяцев
Десятимесячный малыш погружается в игру настолько, что даже не замечает, что за ним пристально наблюдают родители. Ваш малыш теперь как никогда нуждается в разнообразии, и речь идёт не только об игрушках, но о смене обстановки, расширении кругозора, вовлечении новых людей и детей в жизнь ребёнка.
Поиграйте с крохой в «Хоровод».
Сначала исполните танец под песню вместе с куклой, а малыш пока просто смотрит. Если Вы заметили, что Ваши действия крохе понравились, предложите ему поменяться с куклой местами — возьмите малыша на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой. В дальнейшем этот хоровод можно проводить, взяв ребёнка за ручки, чтобы он пытался сам повторять движения за мамой. Эта простая игра помогает учиться выполнять простейшие движениями и развивает координацию всего тела.
Той же цели служит и игра «Мельница», в которую Вы также можете играть вдвоём с малышом:
Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
Намололи мы муки
Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
Будем делать пироги.
Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).
«Учимся бросать»
Поставьте на пол коробку и предложите ребёнку бросать в неё различные игрушки. Постарайтесь подобрать такие игрушки, которые привлекательно звучат, ударившись о стенки коробки. Через некоторое время поставьте коробку с другой стороны, чтобы малышу пришлось тянуться в другую сторону, или переложить игрушку в другую ручку. Попробуйте дать крохе большую игрушку, чтобы он бросал её двумя руками. Развивайте, таким образом, умение малыша манипулировать предметами.
«Сквозь туннель»
Чтобы развивать восприятие ребёнка, сконструируйте небольшой туннель из коробок, встаньте на дальнем конце туннеля и позовите малыша, чтобы он полз к вам. Малыш удивится, как меняется Ваш размер и облик от того, что он приближается к Вам через туннель.
Тест: что умеет ребенок в 10 месяцев?
- вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
- воспринимает шутки в свой адрес;
- выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
- радуется играм-забавам;
- вставляет один предмет в другой;
- предпочитает мелкие предметы крупным;
- при помощи одного предмета достает другой;
- сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
- катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
- сидит, ползает, ходит у опоры;
- спокойно расстается с грудью;
- жует мелкорубленую пищу;
- проявляет активный интерес к другим деткам;
- может стоять без опоры;
- делает первые шаги;
- может научиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.
- умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника;
- по просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами;
- залезает и слезает с дивана;
- может унести два мелких предмета в одной руке;
- любит играть с водой;
- осознает себя как личность и ищет одобрения со стороны взрослого;
- ищет внимания и сотрудничества;
- боится незнакомых мест;
- понимает и выполняет некоторые просьбы.
Проконсультируйтесь со специалистами, если к концу 10-го месяца ребёнок:
- не сбрасывает игрушки со стола;
- не может махать головой в знак отрицания или согласия, не может помахать рукой в знак прощания;
- не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Физическое развитие ребенка в 11 месяцев
Одиннадцатимесячный ребёнок весит от 9600 грамм до 10200 грамм, набрав за последний месяц около 400 грамм. Рост малыша в 11 месяцев составляет 72-75 см., увеличившись на 1,5 — 2 см. Ребенок в 11 месяцев должен прибавить 6800 кг к начальному весу и 23,5 см к росту.
Как уже отмечалось ранее, темпы роста немного снижаются, а на параметры веса и роста к концу первого года влияет огромное количество факторов, приводя к тем или иным отклонениям в пределах нормы. К примеру:
- активные детки прибавляют в весе меньше своих спокойных сверстников;
- при болезни, вес крохи обычно уменьшается из-за плохого аппетита, высокой температуры и приёма лекарств;
- обычно детки на грудном вскармливании немного отстают в прибавках;
- «ручные» детки могут набирать вес больше, при этом по росту оставаясь в норме;
- как вес, так и рост во многом зависят от наследственности и индивидуальных особенностей ребёнка.
К одиннадцатому месяц уже многие детки уверенно ходят, держась за мамину руку. Некоторые дети в 11 месяцев делают свои первые самостоятельные шаги без опоры, хотя большинство детишек порадуют этим родителей чуть позже. Кроха переступает ножками, держась за опору, приседает, берет игрушку и снова встает. Забывшись, он отпускает руку от опоры и совершает первые самостоятельные шаги. Вначале карапуз ходит, наклонившись вперед, широко расставляя полусогнутые ножки. Постоянно тренируясь, малыш во время ходьбы, сохраняя равновесие, уже может остановиться, повернуться, наклониться за игрушкой. Пытается подняться на носочки.
Проконсультируйтесь у ортопеда, если Ваш кроха пока не встаёт, скорее всего, мышцам карапуза необходимы дополнительные тренировки, чтобы достаточно окрепнуть.
Ваш маленький непоседа уже умеет использовать расческу, пить из чашки, старается самостоятельно есть с ложки, приносит по просьбе разнообразные предметы, умывается. Теперь малышу же научился обобщать предметы, когда Вы говорите о мячике, он может принести Вам несколько мячиков, а не только один, который видит в данный момент. Более того, карапуз уже отличает предметы по форме – мячи и бусины от кубиков и кирпичиков.Проскальзывают зачатки первых ролевых игр – кормить игрушки, баюкать куколку.
Для одиннадцатимесячного малыша любые новые звуки и зрительные образы сродни празднику. Такая смена обстановки, как поход в магазин или поездка на реку станет очень волнующим событием для крохи. Он будет стараться всё ощупать, достать какой-то новый предмет, а что-то и попробует на вкус.
В возрасте 11 месяцев многие детки любят испытывать новые тактильные ощущения, при этом кроха не ко всему относится положительно. Например, малыш может рассердиться, когда вы попробуете разуть его, чтобы он побегал босиком по песку. Или кроха будет испытывать настоящее чувство брезгливости от прикосновения к разлившей лужице кефира. Подобная реакция говорит о повышенной осязательной чувствительности, постарайтесь знакомить с такими ощущениями кроху постепенно, для начала просто капнув малышу на пальчик немного кефира, показывайте всё на личном примере, и скоро Ваш карапуз будет вместе с Вами наслаждаться ощущением тёплого песочка, в котором утопает нога. Старайтесь, чтобы Ваш ребёнок получал разнообразный тактильный опыт, пусть он ходит босиком по различным поверхностям – от холодного гладкого кафеля, до жёсткой рогожи в коридоре.
Ребёнок уже начинает понимать пространственные взаимоотношения, догадываясь о значении понятий «внутри» и «сзади». Теперь Вам надо придумывать игры посложнее, чтобы кроха не сразу догадался в чём соль, например, когда Вы перепрятываете игрушку из одного места в другое, карапуз внимательно следит за Вашими манипуляциями и уже не пойдёт, как раньше искать игрушку в прежнее место, а сразу направится к новому.
В общем развитии одиннадцатимесячного ребёнка на первое место выходит развитие движений и речи. Уже прошёл подготовительный этап становления ходьбы и появления первых лепетных слов. Сейчас появляется элементарная самостоятельность, проявляющаяся в попытках карапуза устоять на ножках и сделать несколько шагов без какой-либо поддержки. Малыш многократными попытками встать, сделать пару шагов и наиболее безболезненно упасть развивает свой вестибулярный аппарат и координацию движений. В Вашу задачу входит обеспечить крохе эту самостоятельность, одновременно с тем, страхуя его от неудачных попыток прямохождения. В 11 месяцев ребёнок может принимать горизонтальное положение только во время сна.
Возможно, Вы столкнётесь с тем, что уже вроде бы заговорив, Ваш малыш перестанет повторять уже разученные слова, и появившаяся речь исчезнет. Это свидетельствует о том, что все свои усилия кроха концентрирует сейчас на освоении навыка хождения. В этом нет ничего страшного. Вскоре маленький путешественник опять начнёт развивать свои речевые способности.
Как только Ваш малыш пошёл, пора приобрести ему первую обувку. Постарайтесь, чтобы это была специальная ортопедическая обувь фиксирующая щиколотку и с подушечкой посередине ступни для профилактики плоскостопия. Пока мышцы малыша не до конца сформированы, его стопа может быть немного вывернута внутрь. Обычно при использовании ортопедической обуви ко второму дню рождения это проходит.
За одиннадцатый месяц некоторые детки меняют режим дня, ведь спать они начинают гораздо меньше. Теперь либо у вас сокращается время дневных снов до 40 минут или часа, либо малыш переходит на одноразовый дневной сон. В целом, лучше, чтобы кроха всё же спал два раза днём, потому что из-за слишком длинных промежутков между отдыхом, ребёнок сильно устаёт и вместо того, чтобы с удовольствие учиться чему-то новому, оттачивая мастерство обретаемых навыков, он много капризничает, раздражается по пустякам.
Ребёнок должен спать не менее 10-ти часов в ночное время. Если кроха просыпается в течение ночи, необходимо дать ему грудь, если он на грудном вскармливании или дать попить, если малыш на искусственном кормлении, успокоить и уложить в кровать. Старайтесь не укачивать малыша, чтобы он попытался заснуть самостоятельно.
Если Вы не практиковали совместный сон с ребёнком ранее, лучше не начинать этого сейчас — не укладывайте одиннадцатимесячного карапуза к себе в кровать, он тут же привыкнет к такой модели и отучить его будет уже очень сложно.
Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
К одиннадцатому месяцу детки становятся очень словоохотливыми и произносят множество звуков, которые иногда похожи на слова. Но словами такие звуки можно назвать только тогда, когда эти фонемы осознанно используются в подходящем контексте. Это пока облегчённые слова, которые легче произносить, когда «ам-ам» означает: «Мама, я голоден», а «бух» — «Ой, кажется, я упал!».
Большинство слов Ваш кроха будет ещё и «показывать», сопровождая их жестами. Общепризнанным сигналом логопедов к тому, что Ваш карапуз готов заговорить, является протянутая вперёд ручка со сжимающимися пальчиками и фразой «дяй-дяй».
Несмотря на то, что каждый малыш по-разному обозначает предметы и действия, обычно первыми словами являются: «мама», «папа», «баба», «дядя», «ляля», «дай», «бух», «на», «ав-ав». Играйте со своим маленьким болтунишкой в многократно повторяющиеся игры, в которых нужно в определённый момент вставить лепетное слово. Делайте паузу в одном и том же месте и задорно смотрите на малыша, вскоре он сам скажет нужное слово, если Вы уже много раз играли в такую игру. Молчунам тоже нужно играть в такие игры, просто после короткой паузы скажите это слово сами и продолжайте играть дальше. Рассматривая картинки в книжках, повторяйте звуки, издаваемые различными животными, деткам нравится ассоциировать такие звуки с изображениями, и вскоре малыш, увидев на улице кошку, будет кричать: «мя-яаа».
Всегда называйте всё то, на что показывает Вам малыш, это поможет ему быстро выучить имена близких и названия окружающих его вещей. Совсем скоро, кроха начнет связывать действия с обозначающими их словами, в этом также поможет привычка постоянно комментировать все свои действия: «Мы одеваем тебе штанишки, курточку, обуваем ботиночки, сажаем тебя в серую коляску, сейчас мама обуется, и мы с тобой пойдем гулять».
Пойте песенки с обозначениями в песне движениями, такие песенки можно сочинять прямо на ходу: «Мы с тобой потопаем-потопаем-потопаем и ручками похлопаем-похлопаем-похлопаем».
Ваш малыш с удовольствием откликается на просьбы, которые Вы ему адресуете. Он воспринимает возможность выкинуть обёртку от Вашей конфеты в мусорное ведро, как игру и готов всегда Вам в этом помочь. Ваш малыш будет показывать все части тела у себя, у Вас и у куклы так много раз, сколько Вы попросите. Так Ваш ребёнок развивает навыки активного сотрудничества, всегда хвалите своего маленького помощника, эмоционально поддерживайте его начинания. Когда по каким-либо причинам действие необходимо прекратить, постарайтесь отвлечь малыша другой деятельностью, он в этом возрасте довольно легко переключится на новое занятие.
В этот период для ребёнка важно создать условия, в которых он сможет встречаться с другими детьми. Это могут быть как походы в развивающие центры, так и встречи в гостях или на детской площадке. Одиннадцатимесячный кроха успеет устать от общения со сверстниками или разновозрастными детьми примерно за полчаса – сорок минут, поэтому погуляв немного на площадке Вы можете вернуться к Вашим обычным прогулкам по парку.
Во время игр старайтесь оставлять кроху самого с детьми, не вмешиваясь в их деятельность и общение, что конечно же не означает, что Вы со спокойной душой и чувством выполненного долга выйдете попить чай в другую комнату или зайдёте на пять минут в магазин, не бросайте деток одних. Пока общение с другими детьми для Вашего одиннадцатимесячного крохи – это наблюдение за ними со стороны и подражание их действиям. Делиться с ребятишками своими игрушками малыш пока не умеет, ведь он воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему её нужно отдать другому.
Когда Ваш маленький непоседа начинает выполнять Ваши поручения, это свидетельствует о том, что он научился обобщать не только идентичные, но и некоторые однородные предметы, находя их среди знакомого множества. Развитие функции обобщения стоит у начала развития мыслительной деятельности малыша, а дальше его ждёт становление функций сравнения и обобщения в речевой практике и мышлении. Поэтому с обучающей игрушкой кроха действует теперь иначе — это уже целая цепь повторяющихся, однотипных действий с набором однородных предметов, результатом которых является выполнение определённого задания (поместить один в другой цветные стаканчики; протолкнуть фигурки разной формы в соответствующие отверстия сортера и пр.). Ваш маленький исследователь познает все это на практике не сразу, и со временем у него начинает формироваться функция практического обобщения, т.е. кроха пользуется усвоенными навыками уже в других ситуациях.
На одиннадцатом месяце малыш начинает интересоваться сюжетными играми. Мама может выстраивать с игрушкой несложные сюжеты, понятные малютке, например: куколка танцевала, упала и заплакала, пришёл зайка и пожалел её, они вместе запели песенку и закружились. В таких простых сценках отражается эмоциональный мир человека и Ваш карапуз начинает понимать причины эмоциональных реакций человека: в нашем примере, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кружиться вместе с зайчиком. Более того, перед малышом в простой форме разворачивается социальная действительность, окружающий мир становится понятнее и ближе для него. Благодаря сюжетным играм происходит развитие обобщений, т.к. имитируются действия самого малыша: кукла танцует, ест, пьет, спит, плачет, так же, как и он.
Ваш наблюдательный малыш становится свидетелем, а теперь всё чаще и участником дел и отношений взрослых. Кроха отражает их позицию к окружающему миру, копируя их поведение, чувства и способ выражения. Ежесекундно Вы своим примером создаёте личность своего ребёнка, постарайтесь быть лучшим примером для него.
Чем больше Ваш малыш проявляет интерес к значению отдельных слов, тем важнее начинать читать вместе с ним, если раньше Вы этого не делали. Вначале кроха будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой – вертеть в разные стороны, дёргать за страницы, стучать друг об друга, и только поняв все её внешние признаки, малыш готов остановиться на содержании книги. Лучше всего читать карапузу сидя с ним рядом, так чтобы он мог заглядывать к Вам в лицо во время чтения, наблюдая за Вашей мимикой и реакцией на звучащие слова. Когда читаете, используйте мимику лица на полную катушку, изменяйте тембр голоса, жестикулируйте. Лучше читать деткам недолго, но несколько раз в день, чем сесть и за один раз прочитывать всю книжку, чего бы это не стоило, – у одиннадцатимесячного ребёнка ещё нет столько терпения, чтобы так долго сидеть на месте.
Теперь ещё больше, чем когда-либо Ваш малыш нуждается в любви и ласке. Он хочет быть уверен, что забравшись к Вам на колени в надежде на вашу ласку и поддержку, Вы его не оттолкнете. Подарите крохе это чувство собственной надёжности, не бойтесь испортить и избаловать его любовью и лаской – этого никогда не произойдёт.
Игры с ребенком в 11 месяцев
На одиннадцатом месяце жизни продолжайте уделять особое внимание физическому воспитанию Вашего карапуза, ведь гимнастика выполняет регулирующую и координирующую функции в развитии двигательных навыков.
Помимо комплексов упражнений и массажа, рекомендуемых в предыдущие месяцы, сейчас вводится такое упражнение, как приседание. Придерживая ребёнка за ручки, побуждайте его приседать и вставать.
Продолжайте много играть со своим ребёнком, только в игре, кроха с интересом познаёт мир и учится быть человеком. Поиграйте в ванне с различными предметами, покажите, как некоторые игрушки могут тонуть, а другие остаются на плаву. Объясняйте, что, как и почему происходит.
Для того, чтобы Ваш маленький исследователь, активно осваивающий навыки прямохождения, не лазил в шкафы и ящики, организуйте для него своеобразные «островки», между которыми он будет курсировать. К примеру, на невысокой табуретке в одном из углов комнаты разместите картонные книги с толстыми страницами, на угол дивана положите любимые погремушки, поставьте кубики на журнальный столик и сортер в дальнем углу. Кроха будет и тренировать навыки ходьбы, и другими делами займётся.
Для развития речи очень полезны игры с имитацией голосов животных и окружающих звуков, например такие:
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки (коровки, лягушки и т.п. )
У порога
Нам сказали очень строго:
«Гав-гав-гав» ( Му-у, ква-ква и т.п. ).
Пи-и-и – пищит комар.
У-у-у – медведь ревет.
Мяу – кисонька идет.
На машинке мы поедим: би-би-би!
На кораблик пересядем: у-у-у!
И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
И потом вернемся к маме: бух!
Тест: что умеет ребенок в 11 месяцев?
- понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
- произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
- выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
- ждет похвалы и одобрения своих действий;
- утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
- машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
- повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
- пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
- залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
- пытается самостоятельно ходить;
- может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
- умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.
- ходит у опоры;
- может наклоняться у опоры;
- присаживается из положения стоя;
- может стоять на носочках;
- сидит на корточках и нагибается;
- открывает крышку коробки;
- переворачивает страницы книги;
- осознанно помещает предметы, например, один в другой;
- берет мелкие предметы;
- может поднести ложку ко рту;
- может снять носки и туфли;
- любит такие игры как прятки и катание мячика;
- не всегда сотрудничает;
- ищет одобрения и старается избежать неодобрения;
- экспериментирует, чтобы достичь цели;
Вам стоит начать беспокоиться, если к концу 11 месяца Ваш ребёнок:
- не может сидеть, вытянув ножки;
- не пытается стоять, держась за опору;
- не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь.
Развитие ребенка в 12 месяцев
Физическое развитие ребенка в 12 месяцев
К концу первого года жизни вес ребёнка составляет от 9800 до 10550 грамм, за последний месяц малыш прибавил около 350 грамм. Рост годовалого ребёнка варьируется от 72 до 77 см., за одиннадцатый месяц кроха вырастает примерно на 1,5см.
Таким образом, за первый год жизни малыш прибавляет в весе около 7 кг. и вырастает на 25 см. Темпы роста ребёнка значительно снижаются, что связано как и с тем, что кроха стал больше двигаться, так и с тем, что его пищеварительная система стала более совершенной, и он получает из пищи больше полезных веществ.
Режим дня годовалого малыша начинает сильно меняться, увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов до 3 и даже 5 часов. Это происходит благодаря тому, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.
Скорее всего, Вы обнаружите, что Ваш кроха готов к переходу на один длительный дневной сон. Например, малыш с трудом укладывается на первый дневной сон и ложится гораздо позднее, с ещё большим трудом его можно уложить на второй сон, а на ночь вообще отказывается спать. Или же, кроха вовремя ложится на первый дневной сон, но спит долго и уже в следующий раз ложится только на ночь. Если Ваш малыш адаптировался к новому режиму сна за несколько дней, считайте, что Вам крупно повезло, потому что часто на это требуются недели, и даже месяцы.
К году большинство малышей научились ходить самостоятельно. Задерживаются детки на этапе ползания из-за психологических и физических причин, поэтому если Ваш кроха к 12 месяцам не наступает на ножки, когда Вы его ставите на твёрдую поверхность, необходимо обратиться к педиатру, а он Вас направит к другим специалистам и назначит Вам массаж.
Помимо того, что кроха уже научился ходить и стал активно отрабатывать этот навык, он не забывает совершать и другие действия одновременно с хождением: толкать, тянуть, нести предмет. Подражая Вам или старшим братьям и сёстрам, карапуз займётся гимнастикой, будет наклоняться вниз головой, упрётся ею в пол, и так кверху тормашками будет наблюдать за происходящим, веселясь о того, что рассмешил окружающих.
Так как крохе всё ещё сложнее спускаться вниз, чем залезать наверх, забравшись на какую-то высоту, он может испытать страх, что свидетельствует о том, что теперь у него появилось чувство высоты, и сработал инстинкт самосохранения. Продолжайте показывать и объяснять малышу, как можно спуститься безопасно.
К концу первого года жизни Ваш малыш уже научился перекладывать ложку с едой из одной руки в другую и уверенно держать чашку. Он черпает воду в ванной, используя все подручные предметы, отрывает листочки у растений, может снять бусы через голову, дёргает шнурки от ботинок, пока те не развяжутся, открывает дверцы тумбочки, взявшись за ручку. В ванной шалун стал брызгаться не только руками, но и ногами, он всё время норовит встать на ножки и даже вылезти из ванночки. Стелите на дно ванны противоскользящий коврик, чтобы сделать купание более безопасным.
Ваш кроха становится всё более ловким. Он схватывает мелкие предметы кончиками пальцев и подносит их ко рту, т.к. рот продолжает оставаться важнейшим органом познания.
Значительно возрастает самостоятельность маленького исследователя, у него возникает потребность проявлять всё большую и большую активность, повторяя и повторяя всё то, что он уже умеет. Если, к примеру, в 11 месяцев ребёнок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, то на 12-м месяце он начинает ходить более уверенно, сначала слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее – полностью самостоятельно.
Умение ходить кардинально меняет детей, из пассивного и зависимого от окружающей обстановки существа, он наконец становится активной, подвижной и крайне занятой личностью, способной самостоятельно двигаться и удовлетворять свои познавательные желания.
Кроха постоянно экспериментирует со своим голосом, то вскрикнет, то что-то бормочет, подражая разговору, то поёт. По утрам, проснувшись, малыш может довольно долго общаться сам с собой, что-то бормоча, пока он своими беседами не разбудит родителей.
Психическое развитие ребенка в 12 месяцев
К годику Ваш малыш порадует Вас 5-10 облегченными словами. Речь крохи очень связана с эмоциями, напоминает междометия, он больше разговаривает сам с собой, хотя ожидает понимания и адекватных действий от родителей на его речь.
Карапуз уже хорошо освоил символичный язык жестов и показывает Вам почти всё, что ему надо. Сам с удовольствием откликается на Ваши просьбы соответствующими действиями. Прекрасно понимает «можно» и «нельзя», отличает похвалу от того, когда его ругают.
С помощью слов и междометий, которыми кроха выражает свое настроение, он уже может обсуждать с Вами свою любимую книжку. Ребенок будет рассказывать Вам, что изображено на картинке. Кроме того годовалый карапуз учится воспринимать музыкальные ритмы и пытается двигаться им в такт, пританцовывая. Кроха будет с удовольствием пропевать звуки, развивая так своё слуховое восприятие.
К концу первого года жизни эмоциональная сфера малыша существенно усложняется, он может заплакать от обиды и даже от сочувствия к другому плачущему карапузу. В своем доме Ваш егоза будет бесстрашно и самостоятельно исследовать местность, а вот в незнакомом месте, карапуз хочет, чтобы Вы были всегда рядом. Пока младенческие страхи остаться одному бесследно не исчезли, постарайтесь давать минимальное количество поводов к развитию страхов, что мама его бросила.
Годовалый малыш уже прекрасно «предвидит», что стоит за обыденными понятиями и действиями вроде «обедать», «гулять», «спать», «купаться», и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.
Ваш двенадцатимесячный ребёнок всё чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своём. Не получая то, к чему стремится, кроха может не справиться с нахлынувшими негативными эмоциями и даст им выход в виде истерики: бросится на пол, будет судить ножками, визжать и плакать. Помогите своему малышу справиться с эмоциями, скажите крохе, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. Вернитесь к «сложной» ситуации только после того, как малыш полностью успокоится и начнёт улыбаться, спокойно объясните, что именно и по каким причинам Вы от него хотели.
В обыденной жизни постоянно предоставляйте своему самостоятельному карапузу возможность выбора. Например, при сборах на прогулку, дайте своему годовасику выбрать полосатые или желтые шортики, пусть он сам пробует натянуть панамку, а выйдя на улицу, спросите, куда Ваш привереда хочет пойти – на площадку или в парк? Во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов. Все эти моменты поселят в малыша уверенность в том, что с ним считаются, учитывают его интересы и ценят его мнение.
При этом старайтесь не заставлять ребёнка заниматься тем, чем сейчас ему не хочется. Когда кроха через один-два месяца утвердится в своем самосознании, он сам начнёт с удовольствием играть в игры, которые предлагаете Вы, и заниматься будет без капризов, наслаждаясь общением с Вами.
Годовалый ребёнок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, учитывая это в своих играх и действиях. Так, с мамой он читает книжки, с папой он прыгает на фитболе и покоряет шведскую стенку, с бабушкой он играет в «Ладушки», а с дедушкой он строит башенки из кубиков. Любопытно, что с незнакомыми Ваш малыш олицетворяет собой саму воспитанность и спокойствие. В то время как с близкими людьми малыш показывает всё на что способен, проверяя, готовы ли они любить его всяким – не только хорошим и прилежным, но и порой жестоким грубияном.
Приметами кризиса первого года являются:
-
- требование повышенного внимания, упрямство, непослушание;
- появление новых форм поведения, самостоятельных действий, отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Кризис первого года происходит только в том случае, когда врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым, т.е. потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и падает. В этой ситуации страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых. Если родители знают, чем и как заниматься со своим крохой, умело руководят его поведением и эмоциями, общаются с малышом, доставляя друг другу радость, — в их жизни всё происходит правильно, и возможно, что никакого кризиса не возникнет.
К концу первого года жизни маленький гражданин начинает понимать, что может оказывать на окружающих влияние, и активно использует это. Всё чаще во время игры кроха начинает озорничать, к примеру, он протягивает маме игрушку, а стоит только ей протянуть руку, чтобы взять подношение, маленький озорник одергивает ручку и смеется.
Поведению годовалого ребёнка свойственна игра воображения, которая носит пока черты подражания, т.е. если Вы сегодня, напевая колыбельную, покачаете куколку, скорее всего завтра Вы застанете малыша за таким же занятием.
Чувство юмора годовалого малыша проявляется сейчас во многих мелких поступках, в примеру, когда Вы просите его что-нибудь принести, маленький шутник может принести Вам совершенно другой предмет, широко при этом улыбаясь.
Ваш карапуз будет рад поиграть с другими детишками. Общение годовалых сверстников выглядит забавно — сначала малыши изучают друг друга, а затем повторяют действия друг за другом. Познакомившись, могут обменяться игрушками или, наоборот, отнять их, пристально следя при этом за реакцией товарища.
Старайтесь обогащать игры ребёнка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Для годовалого малыша подобные мини-спектакли обыгрывают ситуации, которые кроха наблюдал в действительности. Например, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома Вы можете сначала нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, и затем, сгрузив кубики, построить из них домик. Такие, отражающие реальную жизнь, сценки формируют отражательную способность мозга, развивая наглядно-действенное мышление.
Чаще показывайте орудийные действия, когда карапуз учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет с помощью подручных средств – совочка, молоточка, палочки и пр. Покажите, как из-под дивана можно достать закатившийся мячик, подталкивая его палочкой. В подобных действиях ребёнок приобретает опыт «человеческого» взаимодействия с окружающим его предметным миром. Всегда предоставляйте маленькому исследователю и экспериментатору возможность повторить Ваши манипуляции.
Ещё долго будет сохраняться актуальность эмоционального общения с малышом. Ему будет недостаточно каких-то занятий, интересного общения и обильного питания, крохе ка воздух необходимы Ваши объятия, признания в любви, нежные слова, ласковые руки. Ваш ребёнок должен быть уверен в том, что он является для Вас самым ценным существом на свете. Только, чувствуя Вашу безграничную любовь, малыш постигает собственное «я», «утверждает» собственную значимость в этом мире.
Многие детки к своему первому дню рождения обзаводятся, так называемым «переходным объектом» , т.е. вещью, которая заменяет крохе близкого человека, когда его фактически нет рядом. Как правило, когда кроху укладывает спать бабушка или няня, ему может очень помочь уснуть мамина футболка, хранящая ее запах или флисовое одеяльце, мягкое и тёплое, как мамины прикосновения, или плюшевый мишка, который всегда сидит у маминой кровати. Чтобы переходный объект не стал вещью, без которой кроха не может существовать, установите такое правило: вещь используется только во время ключевых моментов — отход ко сну, прощание с родителями, период острой тоски по родителям или расстройство от ушиба. В остальное время предмет необходимо убирать туда, откуда кроха при необходимости сможет достать свой «оберег».
Игры с ребенком в 12 месяцев
При выборе игрушек для годовалого ребёнка руководствуйтесь тем, что теперь игрушки призваны развивать зрительную память, мелкую моторику ручек, совершенствовать речевые навыки, стимулировать познавательные способности детей.
Обратите внимание на всевозможные пирамидки, которые помогают крохе развивать координацию движений и учиться различать цвета предметов.
В каждом доме, где есть годовалый ребёнок, должен быть строительный набор из ярких кубиков, цилиндров, арок и конусов. Во время игры карапуз учится строить и разрушать, развивая тем самым моторику рук и координацию движений.
Разного рода сортеры – игрушки с разнообразными прорезями, в которые вкладываются фигурки, соответствующие по форме отверстиям, знакомят ребёнка с различными формами, помогают ему выработать внимание и настойчивость.
Игрушки-каталки с длинной ручкой служат опорой детям, которые только недавно начали ходить, развивают координацию движения.
Обязательно приобретите музыкальные игрушки: металлофон, дудочка, гитара или барабан.
Играйте в самые разнообразные игры с малышом, чтобы развивать все органы чувств, физические навыки и социальные сценарии.
Годовасикам очень нравится толкать разные предметы, осознавая, что именно они заставляют предмет двигаться. Выберите несколько предметов, например, мягкую игрушку и машинку. Толкайте одну из игрушек вперёд, произнеся: «Раз, два, три, толкаем!». Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша.
Сядьте вместе со своим карапузом на пол, захватив одну из его любимых мягких игрушек. Возьмите её на руки и покачайте, приговаривая что-нибудь ласковое: «С тобой так интересно играть» или «Мне очень нравится обнимать тебя». Затем также приласкайте малыша. Дайте игрушку ребёнку и попросите покачать и приласкать ее. Вскоре Вы увидите, как малыш также играет сам.
Потанцуйте с крохой на руках под песенку, которую будете напевать тоненьким голоском. Вы заметите, с каким устойчивым вниманием будет прислушиваться к Вам малыш.
Поиграйте в игру, развивающую ловкость, моторику рук и глазомер малыша. Поставьте на пол высокую кастрюлю, дайте крохе предмет, привязанный к крепкой верёвке длиной около 20 см., пусть он опускает и вынимает этот предмет из кастрюли. Постепенно уменьшайте размер предмета и предлагайте сосуды со всё более узким горлышком.
«Это папа» — весёлая игра, позволяющая поговорить о всей семье, развивая мелкую моторику ручек.
Это папа — самый сильный (поднимите большой палец).
Это мама — средь детишек (поднимите указательный палец).
Это братик — он такой высокий (поднимите средний палец).
Это сестрёнка — она поменьше (поднимите безымянный палец).
А это наш малыш — он еще подрастёт (поднимите мизинец).
Вот и вся наша семья (поднимите все 5 пальцев вместе)".
«Найди пару» — игра на развитие зрительной памяти и запоминание цветов.
Подберите несколько пар носков. Дайте один носочек ребёнку, а остальные отложите в сторону, пусть кроха найдёт другой такой же. Сначала помогайте малышу, обратите его внимание на цвет, элементы узора, размера носочка. Попробуйте дать крохе другой носок и посмотрите, сумеет ли он найти ему паpу.
Тест: что умеет ребенок в 12 месяцев?
- произносит 6-10 лепетных слов;
- самостоятельно ходит;
- по-разному ведет себя с разными людьми;
- проявляет самостоятельность;
- активно выражает негативные эмоции;
- собирает пирамиду, строит башню из 2-3х кубиков;
- делает лепешки из солёного теста, может катать колбаски;
- откусывает, жует твердую пищу;
- пользуется ложкой и чашкой.
- берёт предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще;
- проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам;
- начинает капризничать;
- может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили;
- начинает проявлять чувство юмора;
- понимает почти всё из того, что ему говорят;
- узнает животных на картинках;
- ищет спрятанный предмет, даже если не видел, как его прятали.
Вас должно насторожить, если к концу первого года жизни ребёнок:
- не может ползать на четвереньках;
- не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
- не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
- не может произнести ни слова;
- не прислушивается к музыке;
- не может выполнить простейшие просьбы;
- не может самостоятельно есть ложкой;
- не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.
Во втором полугодии жизни ребёнка Вы также можете столкнуться с рядом проблем, которые требуют вмешательства специалист, постарайтесь их не упустить из виду:
- постоянное вредное для себя поведение;
- безостановочный онанизм;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- отсутствие любимых игрушек и занятий;
- постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.