Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности – Детские сказки читать на ночь Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности – Детские сказки читать на ночь
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности


Развитие воображения дошкольников в игровой деятельностиРазвитие воображения дошкольников в игровой деятельности

Воображение – это чрезвычайно важный психический процесс, однако именно его развитию при подготовке к школе обычно уделяется недостаточно внимания. Найти нестандартное решение задачи, составить рассказ, написать сочинение, сделать творческую работу или придумать интересный исследовательский проект – всё это невозможно без достаточно хорошего воображения. Развить воображение детей дошкольного возраста можно при помощи различных упражнений и игр, о которых и пойдет речь в этой статье.

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности

Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста

У детей, как и у взрослых, специалисты выделяют следующие виды воображения:

  1. Воссоздающее. Этот тип воображения неразрывно связан с памятью и образным мышлением. С его помощью человек может представить то, что он услышал или о чем прочел в книге.
  2. Творческое воображение – это создание новых образов путем видоизменения уже знакомых (на основе приобретенного опыта).
  3. В результате неуправляемого воображения у человека возникают представления, не связанные с какой-либо логикой.

Человек с хорошо развитым воображением обладает незаурядным творческим мышлением, которое позволяет ему легче других справляться с различными задачами. Поэтому очень важно поощрять фантазии и оригинальные решения ребенка.

В дошкольном возрасте воображение развито сильнее всего, ведь малышам еще сложно действовать по заданным правилам. Воображение, как и другие психические процессы, активно развивается посредством игры. Играя, дети придумывают новые сюжеты, используют предметы заместители (то есть кусочек бумаги становится билетом в кино или пульт от телевизора – мобильным телефоном). Фантазия развивается активнее, если жизнь ребенка насыщена разнообразными событиями и яркими эмоциями, ведь новые идеи создаются на основе уже имеющегося опыта. Нужно чутко наблюдать за поведением малыша и своевременно знакомить с реальной картиной мира в тех случаях, когда это необходимо (например, что нельзя выбегать на дорогу или совать пальцы в розетку).

Читайте также:  Самостоятельность и личная ответственность дошкольников в принятии решений и действиях без помощи взрослых

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

  • «Что было бы, если…». Эта словесная игра отлично развивает воображение дошкольников. Спросите малыша, что было бы, если, например, машины бы летали или взрослые стали бы маленькими, а дети большими и так далее. Тематика может быть абсолютно любой, а сами вопросы смешными и нелепыми – это только еще больше замотивирует ребенка мыслить творчески.
  • «Небылицы». Это упражнение похоже на предыдущую игру. Но вместо вопросов взрослый озвучивает начало истории, а ребенок должен продолжить ее так, чтобы получилось нечто небывалое. В качестве зрительной опоры в этой игру можно использовать различные сюжетные картинки, иллюстрации, вырезки из газет и журналов, а также рисунки самого ребенка. Придумывание небылиц – это чрезвычайно действенный способ развития творческого воображения.
  • «Волшебная коробочка». Дети обожают игры с переодеванием. Сложите в коробку старые вещи, маски, шляпы и другие аксессуары. Из различных материалов вместе с малышом можно сшить настоящий маскарадный костюм. Ребенок будет счастлив разыграть дома костюмированный спектакль или устроить показ мод.

Участвуйте в играх ребенка и вместе с ним придумывайте новые сюжеты. Это не только будет способствовать развитию воображения малыша, но и укрепит ваши взаимоотношения.

  • «На что похоже облако?». Во время прогулки вместе с малышом оглядитесь вокруг: присмотритесь к облакам, ветвям деревьев, теням, лужам под ногами. Придумайте, на что они похожи.
  • «Для чего можно использовать эту вещь?». Предложите ребенку придумать как можно больше способов применения каких-нибудь простых предметов (например, карандаша, листа бумаги, камушек, носок и т.д.). В воображении ребенка обычный стаканчик может стать домом для жука, сигнальным огоньком полицейской машины или музыкальным инструментом.
  • Сочинение сказок. Вместе с крохой сочините сказку на ту тему, которая близка ребенку. Присутствие в ней знакомых сюжетов и любимых героев малыша – важные факторы, необходимые для того, чтобы увлечь ребенка игрой.
  • «Дорисуй фигуру». На листе бумаги изобразите несколько геометрических фигур и попросите кроху дорисовать к ним детали так, чтобы из каждой фигуры получился какой-либо предмет.
  • Кляксография. Похожее упражнение можно выполнить и при помощи красок. Пусть ребенок поставит на листе цветную кляксу, а затем дорисует ее до чего-то содержательного.
  • «Несуществующее животное». Это не просто игра, а проективный рисуночный тест, который в руках специалиста может многое рассказать о личности ребенка. В домашних условиях задание, которое лежит в основе данной методики, послужит прекрасным способом развития воображения детей дошкольного возраста. Попросите малыша придумать и нарисовать животное, которого не существует (ни в жизни, ни в сказках, ни в мультфильмах) и назвать его несуществующим именем. После того как рисунок будет готов, обсудите с ребенком его работу: выясните, какой характер у придуманного персонажа, что он любит делать, а что – нет, есть ли у него друзья или враги.
  • Творческие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Читайте также:  Формируем финансовую грамотность у детей разного возраста

Через творчество дети выражают свои фантазии, чувства, мысли и переживания. Но в данном случае речь идет именно о свободной творческой деятельности, когда малыш сам решает, что он хочет изобразить. Если говорить о раскрасках и изготовлении поделок по образцу, то эти занятия способствуют лишь развитию мелкой моторики и умения следовать инструкции, но не воображения.

  • Конструирование. Каждый раз, когда малыш строит что-то новое, не используя образец или инструкцию, он проявляет воображение и учится мыслить творчески.
  • Свободная сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность дошкольников, поэтому именно в ней наиболее активно и естественно развиваются все психические процессы. Играя со сверстниками, дети находятся в воображаемой ситуации со своими правилами и распределением ролей.

Добавить комментарий